Елена Шуваева
Создание единого образовательного пространства детского сада и семьи посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Современные родители образованы, обладают широким доступом к научно-популярной информации в области педагогики и психологии. Но высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Публикация «Создание единого образовательного пространства детского сада и семьи посредством проектной деятельности» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Проекты, проектная деятельность
- Семья. Проекты
- Темочки
Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада на равных позициях в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует новых форм взаимодействия семьи и детского сада. Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества, на обновление содержания образования, изменение методов обучения. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность, которая позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах воспитания на данном возрастном этапе, а также поупражнять родителей в практическом применении эффективных методов и приемов образования ребенка.
Педагог, ориентируясь на приоритетные направления развития ребенка на каждом возрастном этапе, может предложить родителям реализовать проект по совместно выбранной теме. Проектный метод эффективнее реализовать, начиная со средней группы, когда ребенок готов к равноправному сотрудничеству с взрослыми.
В среднем возрасте у дошкольника появляется потребность в общении со сверстниками. Этот процесс приобретения социально-коммуникативных навыков у детей проходит по-разному: одни дети быстро налаживают контакт со сверстниками, не испытывают проблемы в организации игрового общения, другие нуждаются в помощи в формировании доброжелательных отношений с другими детьми. Именно поэтому в средней группе педагог может предложить родителям для реализации детско-родительский проект «Дружная семейка», где под семейкой подразумевается не только семья ребенка, но и детский коллектив в группе, который становится для ребенка «семьей» ежедневно на 10-12 часов.
Для маленького ребёнка его общение с другими людьми это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие развития его личности. Значение взаимоотношений с окружающими огромно. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения строить межличностные отношения, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвимым, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в конфликтах, замкнутости. Поэтому взрослым необходимо помочь ребёнку, научить его налаживать отношения с окружающими, чтобы этот факт не стал тормозом на пути развития личности.
В течение учебного года педагог проводит работу по педагогическому просвещению родителей через консультации, беседы, родительские собрания, на которых педагог совместно с родителями разрабатывает план реализации проекта. Чтобы увлечь родителей идеей проекта все мероприятия проводятся в нетрадиционной форме: в виде викторин, творческих игр, заставляющих родителей не столько слушать педагога, сколько самому «добывать» информацию, решая задачи, находя выход из проблемных ситуаций.
В кармашках стенда для родителей можно размещать памятки, которые родители могут взять с собой и почитать в домашних условиях. и даже применить их в организации домашнего досуга с играми, викторинами. Постепенно родители проникаются доверием к мнению педагога, откликаются на приглашения поучаствовать в совместных развлечениях «Зимние забавы», «Мой папа самый сильный», «Праздник для мам».
«Дружную семейку» объединят совместные мероприятия, укрепляющие межличностные отношения не только семьи, но и семей воспитанников. Активное участие пап в делах группы окажет положительное влияние на поведение мальчиков, которые станут подражать вежливому поведению старших мужчин.
В конце учебного года можно провести совместный детско-родительский праздник «Вот и стали мы на год взрослей», который убедит взрослых в объединяющей силе коллектива, способной формировать доброжелательные отношения в детской среде, а также в межличностных отношениях взрослых и детей.
Проведенная в средней группе работа по сплочению родительского коллектива поможет в реализации в старшей группе проекта «Познаем мир», целью которого является создание оптимальных условий со стороны взрослых для развития у дошкольников мотивации к поисково-исследовательской деятельности.
Дошкольники старшего возраста любопытны и любознательны. Она пытаются познать окружающий мир, все потрогать и пощупать. Но они не владеют способами и средствами познания окружающего, поэтому взрослые должны помочь им и создать безопасные условия совместного погружения в научные исследования, тем самым поддержать и развить естественную потребность ребенка к исследованию и экспериментированию.
Окружающий мир многообразен : живая природа, неживая природа, природные и погодные явления, рукотворный мир… Поэтому данный проект может объединить в себе подпроекты, посвященные изучению какого-то одного из разделов окружающего мира. Наиболее близок и понятен дошкольникам мир живой природы, поэтому первый подпроект «Удивительная живая природа» поможет родителям и детям погрузится в научный мир исследований и опытов.
Каждый из подпроектов составляется таким образом, чтобы родители и дошкольники совместно выполняли все задания, заполняли дневники наблюдений, делали выводы.
Этапы работы над подпроектами запечатляются в фотографиях, которые оформляются в альбомы и фотоколлажи и с удовольствием рассматриваются дошкольниками в свободное время. Чтобы поделиться своими знаниями и эмоциями от своих первых открытий дети совместно с родителями могут подготовить осенью музыкально-познавательный праздник «Осенние посиделки», зимой - спортивно-познавательный праздник «Папы разные нужны, папы разные важны…», весной - музыкально-познавательный праздник «Волшебница-природа». Каждый из вышеперечисленных мероприятий будет являться логическим завершением проделанной работы над подпроектом. Во время проведения данных итоговых мероприятий дошкольники могут «посоревноваться» с родителями в знаниях, умениях по теме подпроекта, а также играть в подвижные, спортивные и народные игры.
Познакомившись с алгоритмом организации опытнической деятельности, родители и дети могут успешно применять его в домашних условиях, например, на кухне.
По желанию родителей можно организовать целевую прогулку в парковую зону в выходной день, способствующую приобщению семей не только к развитию любознательности дошкольников, но и к здоровому образу жизни.
Подготовительная к школе группа – это важная и ответственная ступень в жизни ребенка при подготовке к школьному обучению. Но при этом взрослые не должны забывать, что, как и прежде у ребенка ведущий вид деятельности – игра, поэтому проект «Предшколка» поможет совместить игру и подготовку к школе.
Как показывает практика, родители детей 6-7 лет часто затрудняются в выборе между многочисленными подготовительными курсами, кружками, стараясь вложить в головку ребенка как можно больше знаний, при этом забывая об индивидуальных особенностях развития ребенка, и не понимают суть готовности к школьному обучению.
Работа над проектом «Предшколка» осуществляется по тому же алгоритму, что и в старшей группе: на родительском собрании родители знакомятся с проектом, обсуждают, вносят коррективы в содержание, утвержденный проект принимается к действию. С первых же дней работы над проектом педагог поддерживает тесный контакт с учителем начальных классов, которая дает своевременные советы и принимает участие в заседаниях «Школы родительских наук» и родительском собрании.
Подпроекты «Юные интеллектуалы», «Сочиняем сказку» способствуют интеллектуальному развитию дошкольников. Но главное, знакомят со способами и средствами познавательного и речевого развития. Предлагаемые совместные и индивидуальные задания развивают логическое мышление, воображение и фантазию («Во что превратятся эти предметы», «Назови целое», «Закончи предложение», «Закончи сказку», «Поиск девятого» и другие). У родителей формируется представление о том, как предстоит выполнять домашние задания.
Вооружить родителей практическими навыками в области развития умственных способностей дошкольника, а также подготовке руку к письму поможет мастер-класс «Развиваем мелкую моторику рук» и рекомендации «Кухонная педагогика», позволяющие приобщить ребенка не только к домашнему труду, но и весело потренировать пальчики ребенка.
Как показывает практика, проектный метод является в настоящее время эффективным методом взаимодействия родителей, педагогов и детей. Он помогает ненавязчиво обогатить знания и умения родителей педагогической информацией, способствует объединению усилий детского сада и семьи в воспитании разносторонне развитого ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями. Совместная работа над проектом позволяет наладить доверительные отношения между родителями и педагогом, что является залогом успеха в любом начинании в деле воспитания подрастающего поколения.