Кудюрова Лилия
Современный подход к нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современный подход к нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего возраста
ное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№9»
Доклад на тему:
«Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников в ДОУ через познавательное развитие».
Подготовила: воспитатель
Кудюрова Л. А.
Г. Дзержинск
2023
Публикация «Современный подход к нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
У ребенка чувство любви к Родине начинается с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит и слышит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
Возможно, многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, и многое еще не понятно ему, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
В условиях решения задач модернизации и инновационного развития важнейшими качествами личности становятся способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
С 09 марта по 31 марта в подготовительной к школе группе была запланирована тема «Народная культура и традиции», где были поставлены следующие задачи:
Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством;
Расширять представления о народных игрушках. Рассказать о русской избе и др. строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды.
Знакомить детей с творчеством детских писателей. народным творчеством (фольклор, народные сказки).
Знакомить детей творчеством русских художников, произведениями искусства.
Все эти задачи являются стержнем нравственно-патриотического воспитания детей.
Формы работы по патриотическому воспитанию : занятия, экскурсии, досуги, проекты.
Для решения поставленных задач по нравственно - патриотическому воспитанию детей, в группе была создана развивающая предметно-пространственная среда:
- патриотический уголок –государственная символика (Символы России - герб, флаг, гимн); наглядный материал (альбомы «Наш поселок», фотографии столицы, открытки, репродукции картин русских художников, иллюстрации с изображением былинных богатырей, русских полководцев, героев России и т. д.).
-В зонах группы отслеживался быт русской культуры (посуда с декоративной росписью; народные игрушки – матрешки;, одежда; раскраски с изображением народных игрушек; художественная литература, отражающая жизнь народа в разные времена России.
Данные задачи решались через игровую деятельность: дидактические игры: «Найди лишний предмет», «Подбери наряд кукле», «Кто в какой стране живет», народные игры «Гори, гори ясно» «Как у тетушки Маланьи», сюжетно-ролевую игру «Магазин сувениров», рассматривание иллюстраций орудий труда крестьянина и рассказ об их назначении, рассматривание альбома «Декоративно – прикладное искусство», рассматривание иллюстраций с изображением старинной русской одежды.
Также была проведена тематическая экскурсия в библиотеку, где был организован мини-музей «Русская изба». Дети познакомились с бытом русского народа: посуда, утварь, убранство, одежда, народными промыслами, традициями.
Приоритетным направлением в данной работе была проектная деятельность «Книга наш лучший друг», которая была реализована на протяжении всего времени. Проект был разделен на блоки. 1 блок -это фольклор: сказки, былины, песенки, пословицы, поговорки. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. т. к формирует любовь к Родине, своему народу, к своей природе, готовность встать на защиту родной земли. Во втором и третьем блоках дети знакомились с поэзией, прозой. Они не только знакомились с произведениями данного жанра: слушали, учили стихотворения, пересказывали рассказы, но и сами их составляли и придумывали.
В утренних играх дети исполняли театральные этюды, обыгрывали фрагменты произведений, угадывали названия произведений через викторины.
Благодаря взаимодействию с библиотекой, в группе была организована групповая библиотека, дети брали и продолжают брать домой книги и родителям это очень нравится.
Также дети с огромным удовольствием играли в сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин».
Дети участвовали в городской акции «Читаем Горького». А в завершении проекта была создана выставка книг-самоделок.
Знакомство с русскими художниками и их творчеством прошло через организацию музыкальной гостиной, которая проходила совместно с музыкальным руководителем: хороводные песни о весне, рассматривание репродукций русских художников: Левитана, Саврасова помогли детям увидеть всю красоту русской природы; слушание произведений русского композитора Петра Ильича Чайковского помогло детям увидеть образ России в единстве музыки, изобразительного искусства, художественных произведений.
Одной из форм нравственно-патриотического воспитания является участие детей в конкурсах. Воспитанница Купцова марта участвовала в конкурсе «Нам нужен мир», где стала лауреатом 1 степени,, воспитанник группы Надеждин Гриша-принимал участи в Международном конкурсе «Расскажу миру о своей Родине».
Хочется верить, что проводимая работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.
Декоративно-прикладное искусство
Уголок нравственно-патриотического воспитания
Составление сказок о труде
Выставка книг-самоделок
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» «Читаем М. Горького»
Знакомство с русским бытом
Народные игрушки
Русская изба
Знакомство с русской утварью
Знакомство с репродукциями русских художников