Светлана Кузина
Современные условия, технологии и методики социально-личностного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
При работе с детьми в рамках социально-личностного развития используют следующие современные образовательные технологии:
• Здоровьесберегающая технология;
• Технология проектной деятельности;
• Информационно-коммуникационная технология;
• Личностно-ориентированная технология;
• Игровая технология;
• Кейс-технологии.
1. Здоровьесберегающие технологии.
Цель: Обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Публикация «Современные условия, технологии и методики социально-личностного развития дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
2. Технология проектной деятельности.
Цель: Развитие свободной творческой личности ребенка. Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – коммуникативная, исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
3. Информационно-коммуникационная технология.
Цель: Развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников через совершенствование информационной культуры и активное использование компьютерной технологии.
4. Личностно-ориентированная технология.
Цель: Развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; максимальное развитие индивидуальных коммуникативных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
5. Кейс – технологии – это способ организации обучения на основе реальных ситуаций, направленных на формирование у дошкольников новых качеств и умений.
Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуаци, и, или изображённой на иллюстрации, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы. Ролевое проектирование – это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.
Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.
Важной особенностью данной технологии является:
• умение дошкольников принять на себя роль;
• умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;
• ролевое взаимодействие.
6. Игровые технологии.
Цель: Раскрытие личностных социально-коммуникативных способностей детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности.
Значение игровых технологий:
• Именно игра позволяет сделать содержание социально-коммуникативного развития - знакомство с правилами и поведения, способами проявления внимания, сочувствия со-радости и т. д. интересным для дошкольника. Игра позволяет избежать «дидактизма» в воспитании.
• Игра позволяет ребенку занять активную позицию, быть не слушателем, а участником.
• Игры, игровые ситуации затрагивают чувства ребенка, формируют его отношения к окружающим. Это особенно важно в его социально-личностном развитии.
• Игровые ситуации позволяют смоделировать проблемы, с которыми ребенок не сталкивался в повседневной жизни, позволяют обогатить личный поведенческий опыт ребенка
Особую роль в игровых технологиях занимают разные формы игр и игровых ситуаций:
• Коммуникативные игры (Игры знакомства, игры на развитие интереса и внимания к партнеру по общению, игры на развитие умений взаимодействовать со сверстниками)
• Игры-имитации, пантомимические этюды способствующие передаче различных чувств и состояний героев.
• Игры-этюды на передачу различных чувств и настроений героев
• Сюжетные игры-этюды- игры, направленные на проявление заботы, сочувствия, со-радости по отношению к разным персонажам.
• Игры-демонстрации –обыгрывание на глазах у детей простых диалогов, сюжетов с куклой или др. игрушками, в которые включаются сами дети.
• Сюжетно-дидактические игры-игры, имеющие сюжет и роли как сюжетно-ролевые игры, но организующую роль в них принадлежит педагогу.
• Сюжетно ролевые игры- в которых воспитатель обращает внимание на характер отношений между героями, культуру общения, отзывчивость и внимание персонажей по отношению друг к другу.
Условия реализации социально-коммуникативной технологии:
• Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка в группе детского сада.
• Ориентированность педагогического процесса группы на особенности воспитанников, их достижения, умения, проблемы.
• Внимание педагога к социально-личностному развитию дошкольников не только в ходе образовательной деятельности, но и в повседневной жизни.
• Умение педагога занимать разные педагогические позиции во взаимодействии с детьми- «наставника», «партнера», «опекаемого».
• Взаимодействие педагога с семьями дошкольников в решении задач социально-личностного развития детей.
Методы социально-личностного развития будут:
• организация развивающих проблемно-практических и проблемно-игровых ситуации, связанных с решением социально и нравственно значимых вопросов,
• личностное и познавательное общение воспитателя с детьми на социально-нравственные темы;
• сотрудничество детей в совместной деятельности гуманистической и социальной направленности (помощь, забота, оформление группы, уход за цветами);
• совместные сюжетно-ролевые и театрализованные игры, игры на школьные темы, сюжетно-дидактические игры и игры с правилами социального содержания;
• познавательно-этические беседы о культуре поведения, нравственных качествах и поступках, о жизни людей, о городе, родной стране, мире.
Социально-личностному развитию дошкольников будут способствовать:
• экскурсии по городу, наблюдение за деятельностью людей и общественными событиями;
• игры-путешествия по родной стране, городу;
чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, видеоматериалов, рисование на социальные темы (семья, город, труд людей);
праздники, досуги, направленные на знакомство с элементами национальной культуры народов России: национальная одежда, особенности внешности, национальные сказки, музыка, танцы, игрушки, народные промыслы.
Дошкольники при сопровождении педагога начинают понимать:
многообразие чувств, переживаемых людьми, формы выражения чувств и настроений (жесты, мимику, интонацию голоса, речь, движения, позы).
Обстоятельства и причины, вызывающие те или иные чувства человека (поступки и действия других людей, природные явления, искусство, поэзию и пр.).
Созвучность эмоций человека и окружающего мира (состояние природы, содержание музыки, живописи, настроение других людей).
Связь эмоций человека и его физического состояния (усталость, болезнь, бодрость, выздоровление).
Важность проявления отзывчивости и добрых чувств, учета эмоционального, физического состояния и настроения близких людей.
Необходимость сдерживания негативных эмоций (злобы, раздражительности, высокомерия) и выражения их в адекватных формах, недопустимость причинения вреда людям и животным.
Для развития умений понимать разные эмоции и чувства педагог побуждает детей:
На картинках и пиктограммах рассматривать мимику людей с разными эмоциями.
Сравнивать выражение глаз, положение губ, бровей, характерные жесты, интонацию голоса при тех или иных эмоциональных состояниях
Отражать мир эмоций в рисунках.
Передавать эмоции и соответствующие действия людей и животных в театрализованных этюдах и играх, в образных игровых импровизациях.
Игры и игровые упражнения, направленные на развитие
умения понимать и передавать эмоции и чувства с помощью различных средств:
• «Узнай настроение по выражению лица»
• «Найди на картинках людей с одинаковым настроением»
• «Веселая страна» (собираем в веселую страну только изображения веселых, радостных персонажей).
• «Разговор с инопланетянином» (объясняемся с помощью мимики и жестов).
Воспитание культуры поведения и общения:
В старшем дошкольном возрасте культура поведения ребенка становится более разнообразной. Увеличивается объем правил, они начинают определять не только отдельные действия и поступки ребенка (сказать «спасибо», «пожалуйста», поздороваться, попрощаться и т. п., но весь образ его жизни с позиции культурных требований. Повышается общая осознанность культурных норм. Поведение детей становится более гибким.
Дошкольники знакомятся с правилами этикета, появляются требования к манерам поведения: держаться естественно, разговаривая, смотреть в глаза собеседника; не уходить, если разговор не закончен, не перебивать говорящего, дать ему высказаться, понятно выражать свои мысли.
Педагог объясняет детям, что культурный человек отличается доброжелательностью, вежливостью, умением проявить терпение и внимание к другому. Старшие дошкольники получают представление о том, как культурно вести себя в общественных местах: в магазине, в транспорте, в кино и театре, в музее, в кафе.
В старшем дошкольном возрасте обсуждаются проблемные ситуации, связанные с проявлением культуры общения:
• «Как правильно поступить?»;
• «Почему обиделась Оля?»;
• «Как поздравить маму и бабушку с днем 8 Марта?».
Правила культуры поведения развиваются и закрепляются в практических ситуациях и играх:
• «Звонок по телефону»
• «Мы едем в автобусе»
• «Смотрим спектакль в театре»
• «Мы посещаем музей»
• «Мы пришли в магазин»
При поддержке воспитателя старшие дошкольники овладевают умениями совместной деятельности: принимать общую цель, договариваться о способах деятельности и материалах, в процессе общего дела помогать и быть внимательными друг к другу, добиваться хорошего результата, выражать свое отношение к результату и взаимоотношениям.
Постепенно воспитатель учит дошкольников осваивать разные формы совместной деятельности со сверстниками:
• работа парами (Игры: «Раскрасим вдвоем нарядные рукавички для Снегурочки», «Сапожки в подарок»,
• подгруппами (Практическая ситуация «Сделаем вместе красивые бусы на елку»,
• фронтально, вместе со всеми (Практическая ситуация «Соберем букеты осенних листьев и подарим детям в детском саду»)
Коммуникативные игры:
Игры на умение вступать в контакт («Приятные слова», «Добрые пожелания», «Найди пару»;
Игры на развитие интереса, внимания к сверстнику «Подарки», «Угадай по голосу», «Узнай по описанию», «Радио»;
Игры на развитие невербальных умений общения «Заколдованный мальчик», «Зоопарк», «Скульптура»;
Игры на развитие умений взаимодействовать в группе сверстников «Коллективный рисунок», «Встань по пальцам», «Кто больше соберет игрушек».
В дошкольном и младшем школьном возрасте воспитатель активно привлекает детей к организации общей жизни.
Для этого он использует прием совместного обсуждения:
В какие игры поиграть на прогулке;
Как украсить группу к празднику;
Что нового внести в игровой уголок;
Какую выставку детских работ сделать;
Что приготовить мамам на праздник.
Для развития представлений о себе, своих возможностях педагог в играх и коммуникативных ситуациях предлагает описать особенности своей внешности, некоторые черты характера рассказать о своих склонностях и интересах:
• «Автопортрет»,
• «Что я умею лучше всех»
• «Чему бы я хотел научиться»
• В беседах педагог побуждает детей вспомнить о своем детстве, сравнивать свои возможности и умения в настоящем времени и в раннем детстве, ощущать свое взросление и самостоятельность, высказываться о своих достижениях (я научился, я умею, раньше не получалось, а теперь).
• Обогащение представлений об истории, традициях семьи, развитие умений проявления внимания к близким в семье
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте воспитатель развивает представления детей о членах семьи, дальних и близких родственниках, способах поддержания родственных отношений.
Педагог знакомит детей с понятием «род», раскрывает некоторые способы происхождения фамилий и отчества.
Педагог с детьми обсуждает семейные традиции разных семей.
Развивает интерес к истории семьи, желание поддерживать традиции своей семьи.
Игры и игровые ситуации:
«Составь свой род» («семейное дерево», прошлое и настоящее семьи, «Мамины помощники» (домашняя утварь, электробытовые приборы и т. д.).
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте педагог развивает интерес дошкольников к родной стране, ее истории и культуре
Решая задачи развития представлений о родной стране, интереса к ней воспитатель использует разнообразные формы и методы:
Беседы и разговоры с детьми;
игры-занятия;
рассказы детей и взрослых;
рассматривание фотографий и иллюстраций;
экскурсии и целевые прогулки;
игры-путешествия;
дидактические игры;
чтение книг и изучение энциклопедий;
совместную деятельность с детьми с картами и схемам;
детская проектная деятельность.
Особое значение для дошкольников имеют те формы работы, где они могут проявить свое отношение к родному городу, стране, жизни других народов.
Эффективность использования педагогических технологий в образовательной работе по социально-личностному развитию дошкольников зависит от уровня специальных знаний и умений педагогов, реализации современных технологий, от уровня сформированности общепедагогических умений, методологической культуры, профессионального развития педагогов в целом. Одной из основных технологий при работе над социально-личностным развитием дошкольников является игровая технология. Ведь игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Игровые технологии формируют у ребенка субъектную позицию по отношению к его собственной деятельности, к самому себе и общению со сверстниками. Через отношения в игре активизируется творческий потенциал, возможности личности, возникает интерес искать новые пути решения проблем.