Наталья Трушина
Современные тенденции развития дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и развитию образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимости существенных изменений прежнего хода функционирования учреждения. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ, что выражается в переходе учреждений в режим развития. На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства дошкольных образовательных учреждений в режиме поиска. Данный режим является переходным на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития. Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют насущным потребностям и возможностям его развития, удовлетворяют интересы и потребности детей, родителей, педагогов, способствуют достижению устойчивых высоких показателей развития. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии ДОУ становится наиболее важным.
Публикация «Современные тенденции развития дошкольного образования» размещена в разделах
4
Современные тенденции развития дошкольного образования
Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании учреждения.
Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования.
Тенденции Процесс
Управление Педагогическая деятельность Сопровождение и обеспечение
Гуманизация Рефлексивное. Соуправление. Самоуправление. Личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы. Расширение комплекса услуг для удовлетворения потребностей и интересов личности.
Демократизация Расширение состава коллективного субъекта управления. Расширение горизонтальных связей. Новые отношения и позиции:
- субъект-субъктные;
-возможность гибкой смены позиции объекта и субъекта каждым участником. Расширение полномочий и состава субъектов воспитательно-образовательного процесса
Диверсификация Расширение типов и уровней управления. Индивидуализация и дифференциация. Вариативность в реализации образовательных услуг. Расширение структур сопровождения:
-медико-валеологическая;
-социально-педагогическая;
- психологическая;
-коррекционно-педагогическая.
Трансформация дошкольного воспитания в дошкольное образование отражает мировую тенденцию развития. В. Т. Кудрявцев отмечает, что в России дошкольное воспитание находится в подчинении структур управления образованием : это фактически свидетельствует о том, что ребенок дошкольного возраста нуждается в воспитании, обучении и развитии. Таким образом, дошкольное образование становится исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом, как это и определено законом «Об образовании».
На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства ДОУ в режим поиска, что является переходным этапом на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития.
Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации соответствуют насущным потребностям и возможностям в ДОУ. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии дошкольных учреждений становится наиболее важным.
6
По мнению В. Т. Кудрявцева, положение, которое в настоящее время сложилось в дошкольном образовании, можно назвать умеренно-критическим в силу отсутствия вразумительных стратегий и доктрины развития дошкольного образования как отчетливой, жестко выраженной системы связанных воедино социальных, организационных, экономико-финансовых, психолого-педагогических и прочих приоритетов. Эти приоритеты должны определять реалистическую программу действий на исторически обозримый срок. Многолетние блуждения, связанные с разработкой государственного стандарта дошкольного образования, свидетельствуют о значимости этой проблемы.
В итоге же ДОУ вынуждены ориентироваться на «примерные требования», выдержанные в традиционном административном духе. По мнению ученого, те действия, которые предпринимаются работниками дошкольного образования по увеличению бюджетного финансирования, открытию ряда экспериментальных площадок с дополнительным финансированием их деятельности (с каждым годом это становится все труднее, проведению совещаний по обмену опытом и т. п., малоэффективны, пока не решена главная проблема.
Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования позволяет выделить ряд базовых тенденций в развитии системы.
Гуманизация устанавливает приоритет личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей, центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоничное формирование личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития. Гуманизация образования, по В. А. Сластенину, - процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что «составляет важнейшую характеристику образа жизни
7
педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений ними в педагогическом процессе» и является ключевым компонентом педагогического мышления, сфокусированного на идее развития личности.
Ведущим направлением гуманизации образования считается самоопределение личности в культуре, её приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным современными идеями. Гуманизация проявляется в усилении внимания к личности каждого ребенка как высшей ценности общества, в формировании гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами (табл. 1.2.).
Демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а так же широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием.
Диверсификация предполагает необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения запросов участников образовательного процесса в ДОУ.
Проекция данных оснований на воспитательно-образовательный процесс в ДОУ по-новому представляет все его подсистемы. В связи с этим выделяется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников:
- человекосообразности (единство культуро- и природосообразности);
- целостности педагогического процесса и комплексности целей;
8
- активности и равнопартнерства в педагогическом взаимодействии всех субъектов педагогического процесса. Модернизация управления ДОУ предполагает многообразие видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов к соуправлению, рефлексивному управлению и самоуправлению.
Показателями качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы:
- демократизации и гуманизации;
- системности и целостности управления;
- централизации/децентрализации;
- взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);
- единоначалия и коллегиальности;
- объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.
На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в частности:
- совмещение инновационных программ с уже существующими;
- сосуществование представителей различных педагогических концепций;
- раскол педагогического сообщества;
- несоответствие новых типов образовательных учреждений требованиям родителей;
9
- потребность в новом научно-методическом обеспечении;
- потребность в новых педагогических кадрах;
- приспособление новшеств к конкретным условиям;
- проблема изменения, оптимизации, замены новшеств;
- проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.
В. Т. Кудрявцев выделяет четыре ведущих направления инноваций ДОУ:
1. Рассмотрение дошкольного образования в качестве не подготовительной к школе ступени, а относительно самостоятельной, ценной, развивающейся и развивающей системы, направленной на амплификацию (обогащение) детского развития за счет возможностей, которые присущи дошкольным видам деятельности (творческий характер игры, активное восприятие сказок, различная продуктивная деятельность и т. д.). Культивируя творчество на занятиях и вне их, мы тем самым способствуем не только общему психологическому созреванию ребенка, но и созданию фундамента полноценной школьной готовности на основе развития творческих возможностей, интеллектуальных сил воспитанников. Достаточно просто внимательно относится к главной психологической особенности дошкольного возраста – продуктивному или творческому воображению, которое должно развиваться во всем многообразии детской деятельности. Развитие воображения связано с обретением человечности в самом широком смысле этого слова путем приобщения ребенка к культуре. Поэтому нужны образовательные программы, направленные на развитие воображения дошкольников.
10
2. Утверждение гуманных субъект-субъектных отношений в процессе равнопартнерского взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых посредством диалога в педагогическом процессе.
3. Развитие связи между практиками и теоретиками в области инноватики.
4. Широкая поисковая и экспериментальная деятельность, организуемая с позиции исследовательского подхода.
11
Заключение
В заключение можно сделать следующие выводы.
Основными функциями дошкольного учреждения являются :
— охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
— обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка;
— забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;
— взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Следует подчеркнуть, что задачи и функции дошкольного учреждения, основаны на отношении к дошкольному возрасту как к уникальному периоду развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Важное значение имеет поддержка и всемерное развитие таких качеств личности, которые специфичны для дошкольников, так как в дальнейшем наверстать упущенное не только трудно, но порой и невозможно.