Анна Овчинникова
Современные технологий речевого развития детей
▼ Скачать
Слайд - 1,2
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования речевое развитие выделено как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. Поэтому, развитие речи ребенка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога. Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.
Публикация «Современные технологий речевого развития детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Слад – 3,4
Организация речевого развития детей предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи. Инновационные технологии – это система методов, способов, приемов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных условиях.
При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:
1) ориентация на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;
2) реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
3) организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей;
4) содержание технологии должно быть сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;
5) технология должна носить здоровьесберегающий характер;
6) основу технологии должно составлять личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
Современные технологии развития речи :
1. Логотренинги
2. Пальчиковые игротрененги
3. Кинезиологические упражнения
4. Мнемотехники
5. ТРИЗ
6. Сказкотерапия (дети придумывают сказку)
7. Сочинительство
8. Синквейн
9. Экспериментирование
10. Информационно-коммуникативные технологии
Слайд 5
1. Логопедические тренинги включают в себя:
1. Артикуляционную гимнастику;
2. Развитие просодических компонентов речи (это интонация, тембр, дикция, паузы, ударения, темп, ритм, речевое дыхание);
3. Мимическую гимнастику;
4. Упражнения для развития грамматического строя речи (словоизменение, словообразование, правильное использование предложно-падежных конструкций, согласование с числительными);
5. Логоритмические упражнения «логопедическая ритмика» Во время таких упражнений развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности.
К музыкально-двигательным средствам логопедической ритмики относятся такие упражнения, как:
• ходьба;
• упражнения на развитие дыхания;
• упражнения на развитие мелкой моторики;
• упражнения на развитие чувства темпа. Чтобы артикуляционные упр-я не были скучны для детей их можно проводить с использованием картинок, стихов, сказок.
2. Пальчиковый игротренинг вы все используете в своей работе. Это пальчиковые игры
Слайд 6
3. Кинезиология- наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. (Простыми словами это упражнения выполняемые сразу двумя руками или руками и ногами одновременно, что воздействует сразу на два полушария мозга)
Слайд 7,8,9
Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективность запоминания, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.
Используется в совместной и самостоятельной деятельности (пересказ, составления рассказа, запоминания стихотворения).
Строится от простого к сложному: простейшие мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. А для старших дошкольников - чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.
Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица. Где предметы заменяются силуэтами, геометрическими фигурами, пиктограммами. (символическое изображение, заменяющее слова)
Особенно эффективны мнемотаблицы при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетания придумывается картинка. Таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически.
Слайд 10
ТРИЗ Теория Решения Изобретательских Задач
Автор ТРИЗ –Генрих Саулович Альтшуллер.
Цель ТРИЗ – развить фантазию детей и научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Методы и приёмы ТРИЗ-технологии (такие, как системный оператор, морфологический анализ, творческое рассказывание по картинке, составление сказок, метод фокальных объектов, игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов и т. д.) максимально используются для развития у детей речевого творчества и группового взаимодействия.
Слайд 11
1. «Системный оператор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. Регулярное использование приема СО (Системный оператор) формирует у ребенка «навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление» Для того, чтобы думать о прошлом – нужна соответствующая информация, нужны знания. Дать их – задача взрослого, причем дать не приукрашивая прошлого и не упрощая его.
Настоящее осознается ребенком на основании анализа и обобщения, поэтому помощь взрослого в виде «выдачи» готовой информации о настоящем – не желательна.
Думать о будущем – это наиболее трудный элемент мышления. В основном здесь работает воображение ребенка. Помогать ему в этом случае – значит думать за него, то есть лишать его радости творчества. Вместе с тем, необходимо тактично и ненавязчиво помочь ребенку увидеть взаимосвязь будущего с настоящим. Для малышей используются «урезанные» варианты (прошлое, настоящие,будущие)
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, рассказывать истину, он должен учить её находить.
Слайд 12
2.«Расскажи о сказочном герое» Создание новых сказочных образов с помощью морфологической таблицы. Что бы создать новый образ какого-либо объекта, нужно выделить как можно больше критериев и характеристик этого объекта по каждому критерию.
Например: Иван – Царевич - вредный подросток, одетый в праздничный наряд, проживающий в детском саду и передвигается на лыжах.
Слайд 13
3. Метод фокальных объектов – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другого. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
«Чудо-животное». Пользуясь методом фокальных объектов, можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться и т. д.
4. Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов.
Например: Помоги Золушке. Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
Красная Шапочка. У Красной Шапочки совсем износилась её шапочка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей красивую шапку ко дню рождения. Но бабушка по рассеянности, подарила такую же шапочку и на Новый год, и на 8 Марта и ещё на 7 праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапочек. Что ей с ними делать?
Слайд 14,15
Сказкотерапия
Для развития речи детей дошкольного возраста используется такая методика, как сказкотерапия. Развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей.
Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:
• Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.
• Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.
• Снижение уровня агрессивности и тревожности. Развитие коммуникативных способностей.
• Обучение преодолению страхов и трудностей.
• Развитие способности к грамотному выражению эмоций.
Во время сочинения сказок можно использовать следующие приемы:
• «Салат из сказок» (смешивание разных сказок);
• «Что будет, если. (сюжет задает воспитатель);
• «Изменение характера персонажей» (сказка на новый лад);
«Введение в сказку новых атрибутов, героев».
Слайд 16,17
Синквейн – новая технология в развитии речи дошкольников.
Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк, написанное по следующим правилам:
1. Кто? Что? – одно существительное (Весна).
2. Какой? Какая? Какое? – два прилагательных (долгожданная, тёплая).
3. Что делает? – три глагола (оживляет, воодушевляет, согревает).
4. Что автор думает? – фраза из 4-х слов (Чудесная пора пробуждения природы).
5. Кто? Что? – заключение в форме существительного, ассоциация с первым словом (Солнце).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление, речь.
Плюсы синквейна:
1) изученный на занятии материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;
2) отрабатываются знания о частях речи, о предложении;
3) дети учатся соблюдать интонацию; - значительно активизируется словарный запас;
4) совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;
5) активизируется и развивается мыслительная деятельность;
6) совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему- либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу;
7) дети учатся определять грамматическую основу предложений.
Слайд 18,19
Дошкольный возраст, это тот особый возраст, когда ребёнок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой, которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.
На просторах интернета мне попались советы, которыми хочу поделится с вами:
1. Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче;
2. Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети;
3. Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди!
Спасибо за внимание.