Светлакова Татьяна Георгиевна
Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Светлакова Татьяна Георгиевна
Учитель-логопед
ГБДОУ №33 компенсирующего вида
Приморского района
Санкт-Петербурга
Современные технологии в работе учителя-логопеда.
Определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми. Организация речевого развития детей в образовательной деятельности предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи. Педагогические технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях.
Публикация «Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО, образовательная область «Речевое развитие» включает в себя:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Для формирования и активизации связной речи дошкольников используются самые популярные, традиционные и простые в применении следующие технологии :
• моделирование;
• мнемотехника;
• технология обучения детей составлению сравнений;
• технология обучения образной речи;
• технология обучения составлению загадок;
• сказкотерапия (сочинение детьми сказок);
• артикуляционная и пальчиковая гимнастика;
• логоритмика;
• творческие рассказы;
• игры-драматизации, инсценировки;
• пересказ;
• рассказ по картине;
• составление описательного рассказа
(об игрушках, предметах быта, природе и т. д.);
• рассказы детей из опыта;
• творческое рассказывание;
Моделирование - способ, при котором речевая действительность может быть представлена в наглядной форме. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные формы, стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи - это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании, средства внутри текстовой связи. Моделирование может являться составной частью каждого занятия Использование моделирования в рассказывании положительно влияет на речь детей.
Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Это работает по схеме: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.
Мнемотаблицы используют для:
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при заучивании стихов.
Технология обучения детей составлению сравнений в младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др. На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному признаку. Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует развитию образной речи.
Технология обучения детей составлению загадок
Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества. Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
Сказкотерапия.
Развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей. Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.
Использование технологии лэпбука в логопедической работе позволяет закрепить, систематизировать материал по какой-либо теме.
Использование таких инновационных технологий как биоэнергопластика и тактильно-кинестетическая стимуляции ускоряют автоматизацию поставленных звуков.
Биоэнергопластика -это такая технология, когда ребёнок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движения артикуляционного аппарата. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальных процессов в организме. Биоэнергопластика стимулирует психологическую базу речи, способствует коррекции звукопроизношения, психических процессов, улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам.
Технология тактильно-кинестетической стимуляции (по Архиповой Е. Ф.) или нейростимуляции основана на том, что при нарушении речи дефектом выступает не только звукопроизносительная и просодическая сторона речи, но и разной степени выраженности, двигательные нарушения общей и мелкой моторики. Данный метод предполагает развитие речи методом обратной афферентации (по Анохину Б.). Кинезиологические упражнения -комплекс упражнений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие. Особое значение в организации речевого процесса имеет тактильно-кинестетический и двигательный анализатор. Через тактильные ощущения руки и попытки раздражения нервных окончаний на ладошках и кончиков пальцев удается добиться положительного влияния на функционирование речевых зон коры головного мозга. Через стимуляцию кожно-двигательного анализатора возможно сформировать управление артикуляционным праксисом, развивать навыки самоконтроля. Они улучшают внимание, память, мышление. В логопедии используются следующие направления кинезиотерапии: логопедическая ритмика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения, различные тренажёры.
Артикуляционная и пальчиковая гимнастики.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг. Прежде всего, мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности.
Такие упражнения как пальцевые движения на иппликаторе с игольчатой поверхностью, массажный тренажёр, резиновые или пластмассовые шарики с игольчатой поверхностью, прищепки, песочная игротерапия, игры с бусами, имеющими неровную поверхность, упражнения для выработки речевого дыхания, глазодвигательныен упражнения и др., являющиеся нейростимуляцией, способствуют формированию навыка самоконтроля за положением органов артикуляции, необходимого для выработки артикуляционных укладов, автоматизации и введению их в активную речь. (Автор Архипова Е. Ф. ,
Правильное использование современных педагогических технологий – залог успеха коррекционно-логопедической работы.