Абросимова Наталия
Система оздоровления детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровья – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» (Е. Торохова).
В последние десятилетия не только в России, но и во всем мире существует тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
Публикация «Система оздоровления детей дошкольного возраста в условиях ДОУ» размещена в разделах
Одной из главных задач дошкольной организации является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников.
Основным из средств реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни. Именно для того, чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима планомерная целенаправленная работа, как в дошкольном учреждении, так и в семье.
Несмотря на то, что в последние годы создано немало различных технологий нетрадиционного оздоровления, данным вопросом занимаются многие представители науки и практики, в частности В. Г. Алямовская, М. Д. Маханева, М. Л. Лазарев, Н. Н. Ефименко, В. Т. Кудрявцев, однако, эта проблема на сегодняшний день все еще остается актуальной.
По этой причине в течение нескольких лет я углубленно работаю над темой- здоровьесберегающих технологий в детском саду. На начальном этапе своей работы я поставила следующую цель:
Создать комплексную систему воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства.
Для позитивного выполнения данной цели я поставила следующие задачи:
1. Создание условий для благотворного физического развития детей;
2. Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий;
3. Повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;
4. Удовлетворение природной потребности детей в движении;
5. Формирование разумного отношения к своему здоровью;
6. Активизация познавательных интересов;
7. Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка;
На основе теоретических и практических разработок авторов различных программ и пособий, занимающихся проблемой использования здоровьесберегающих технологий в системе дошкольного образования, свою деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников я основываю на следующих направлениях:
• Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание педагогического охранительного режима жизнедеятельности детей.
• Организация питания детей.
• Обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания их в ДОУ.
• Организация физкультурно-оздоровительной работы.
• Организация профилактической работы.
• Взаимодействие с родителями.
• Результативность деятельности
1. Организация санитарно-пидемиологического режима и создание педагогического охранительного режима жизнедеятельности детей.
Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей регламентируется известными нормативными документами - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13) и реализуется в нескольких аспектах.
Прежде всего – это организация режима пребывания ребенка в ДОУ с обязательным учетом особенностей биоритма, физической и умственной работоспособности ребенка в течение недели, дня, эмоциональной реактивности в первой и второй половине дня, необходимости удовлетворения потребности ребенка в двигательной активности, отдыхе.
В своей работе я использую следующие методики оздоровления :
Методики, направленные на развитие органов дыхания
Методика дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой направлена на лечение и восстановление голоса. Суть методики - в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Внимание на выдохе не фиксируется, он должен происходить самопроизвольно.
Методики, направленные на повышение резистентности организма
Массаж пальцев. По насыщенности аккупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.
Методики, направленные на коррекцию зрения
Метод коррекции зрения В. Ф. Базарного заключается в том, что для периодической активизации зрительной координации используются схемы зрительно-двигательных проекций (тренажеры для коррекции зрения).
Методики, направленные на профилактику ОРЗ
Самомассаж биологически активных зон (по А. А. Уманской) реко-мендуется педиатрами при реабилитации ослабленных и часто болеющих детей. Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Во время массажа организм человека начинает вырабатывать свои собственные лекарства (интерферон).
Аэрофитотерапия (по Ю. В. Акимову и И. Ф. Остапчук) основана на использовании фитонцидов эфиромасличных растений, обладающих биологической активностью и способностью проникать через органы дыхания в организм человека и оказывать на него целительное действие.
Закаливание водой, воздухом и солнцем — один из общепринятых методов неспецифической профилактики ОРЗ.
Методики, направленные на развитие речевого аппарата
Пальчиковые игры. По мнению И. Канта «рука является вышедшим наружу головным мозгом». Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение. Учеными доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Выполнение кинезиологических упражнений каждой рукой способствуют формированию речевых областей в обоих полушариях мозга.
Логоритмика — комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, направленная на коррекцию речевых нарушений и развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, регуляции мышечного тонуса, активизации всех видов внимания и памяти.
Методы, направленные на коррекцию психического состояния
Психогимнастика - невербальный метод групповой психотерапии, в основе которой лежит использование двигательной экспрессии. Это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (познавательной и эмоционально-личностной). Психогимнастические этюды М. И. Чистяковой, адаптированные к дошкольному возрасту, направлены на развитие воображения, снятие интеллектуальной и эмоциональной напряженности, гармонизацию отношений с другими людьми, выработке уверенности в себе посредством игровых вариантов психотерапии.
Коммуникативные игры (по К. Орфу, В. А. Жилину, Т. Э. Тютюнниковой и Е. В. Рыбак) способствуют формированию положительного микроклимата в детском коллективе, развитию личности ребенка, раскрытию его творческих способностей.
Музыкотерапия (по И. Р. Тарханову, М. Я. Мудрову, О. А. Машкову) — эффективный метод профилактики и лечения детских неврозов. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов — мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом, регулирует дыхание.
Методики, направленные на повышение работоспособности детей
Динамические паузы, являясь одной из форм активного отдыха во время малоподвижных занятий, повышают умственную работоспособность детей на занятиях и дарят «мышечную радость» (И. П. Павлов). Кратковременные физические упражнения под музыку вызывают возбуждение определенных отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия для отдыха ранее возбужденных отделов.
Минутки отдыха.
Релаксационные упражнения. Они способствуют расслаблению, проводятся как в начале занятия - с целью настройки, так и в конце - с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта.
Физкультурно-оздоровительная работа
1. Физкультурные занятия.
2. Утренняя гимнастика.
3. Гимнастика после дневного сна.
4. Прогулки с включением подвижных игровых упражнений.
5. Спортивный досуг.
6. Динамические паузы.
Нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы
1. Дни здоровья
3. Спортивно – игровая деятельность
Использование оздоровительных технологий
1. Бодрящая гимнастика.
2. Пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
3. Гимнастика для глаз.
4. Массаж биологически активных зон.
5. Дыхательная гимнастика.
6. Полоскание рта и горла.
7. Логоритмика.
8. Психогимнастика.
9. Динамические паузы.
10. Минутки отдыха.
11. Релаксационные упражнения.
Двигательная активность – хорошее средство психо-гигиены ребенка. Концентрация возбуждения в нервных центрах, связанных с работой мышц, ведет к их активному торможению, которые берут на себя нагрузку при умственной работе. Движения снимают умственное напряжение, стрессы, раздражение и утомляемость, улучшают самочувствие детей. Движения предупреждпют болезни, связанные с сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системами, улучшают крово – и лимфообращение.
Мои наблюдения за детьми позволили мне сделать вывод: что во время физических упражнений у дошкольника формируются такие личностные качества как, выносливость, смелость, ловкость, сила, физическая красота. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир.
Активизация двигательного режима детей
• Активизация двигательного режима детей атрибутами и пособиями.
• Создание необходимой развивающей среды.
• Проведение подвижных игр, пеших переходов во время прогулок.
• Строгое соблюдение двигательного режима и режима дня.
• Проведение утренней гимнастики, физминуток, игр с движениями в свободной деятельности.
Работу по развитию двигательной активности веду с использованием всех форм и методов. Приступая к развитию движений у детей, я начинаю с выявления индивидуальных особенностей двигательной сферы ребенка, привития интереса к занятиям физической культуры. Занятия организую в игровой, занимательной форме, терпеливо обучаю выполнению элементарных движений. Разучивая какое –либо действие, соблюдаю определенный алгоритм. Например, выработка равновесия начинается с ходьбы по линиям, начерченным на полу, затем это упражнение выполняется на повышенной площади опоры, позднее добавляется перешагивание через предметы, лежащие на полу, а затем на скамейке.
Для выработки правильной осанки, использую упражнения с грузом в руках (мешочки с песком, ходьба с удержанием груза на голове. Для укрепления сводов стопы, мышц нижних конечностей использую движения танцевального характера: приставные шаги, ходьба на пятках, имитационная ходьба, подскоки.
Все дети отзывчивы на музыку. Во время ее звучания у многих возникает желание двигаться, музыкальное сопровождение повышает эмоциональный тонус, создает бодрое, радостное настроение, задает темп и ритм движений или наоборот, способствует расслаблению в конце упражнения.
Во все виды двигательной деятельности необходимо включать упражнения на дыхание. Начинать их следует с выдоха, имитирующего задувание свечи, с произнесением звуков /ф-ф-ф/, /с-с-с/, /о-о-о/, при этом следить за тем, чтобы выдох был длительным и полным, не прерывался даже для незначительного вдоха. Дыхательные упражнения должны носить имитационный характер.
Так же в режим двигательной активности детей включаю :
• Утренняя гимнастика – повышает мышечный тонус и создает положительный эмоциональный настрой. Одно из основных требований - утренняя гимнастика не должна носить принудительного характера. Чтобы занятие проходило интересно, динамично, широко использую муз. сопровождение, спортивный инвентарь, привлекательные атрибуты (платочки, ленточки, флажки, султанчики, набивные мячи). Использую различные формы утренней гимнастики – сюжетные, («Части тела», «Петушок», др., оздоровительный бег с комплексом упражнений, зарядка с использованием игровых приемов, игры разной подвижности.
• Одной из действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Пребывание на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития малышей. Прогулка способствует повышению выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
• Подвижные игры в течение дня (бессюжетные и сюжетные, соревнования, эстафеты, игровые упражнения: попади в цель, ловкие прыгуны, с подлезанием, перелезанием)
• Гимнастика для стимуляции речевых центров. Представляет собой систему физических упражнений, на основе логоритмики – движений сочетающихся с речевым сопровождением (звуком, фразой, стихами) и способствующие развитию речедвигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков.
• Физминутки на занятиях и в перерывах между ними. Необходимы для сокращения пребывания детей в напряженном режиме и предупреждению психического переутомления; содержание их являются - не сложные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, ритмические упражнения или подвижные игры
• Динамический час – проводится на прогулке или (при плохих погодных условиях) в помещении; включает самостоятельные игры, подвижные игры с разной интенсивностью, сюжетные двигательные задания, игры-эстафеты. Важнейшим условием эффективности динамической паузы является отсутствие строгой регламентации и учет интересов и желаний детей в выборе упражнений и пособий.
• Гимнастика после дневного сна. Сюда входят корригирующие упражнения, гимнастика сюжетно-игрового характера, упражнения для формирования правильной осанки и укрепления основных дыхательных мышц, развитие мелкой моторики и зрительно-пространственной координации
Наряду с перечисленными видами двигательной активности немаловажное значение приобретают активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия, в которых принимают участие родители, дети из других групп. К таким занятиям относятся дни здоровья, физкультурный досуг, физкультурный праздник.
Все перечисленные виды, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка во время пребывания в детском саду.
Основной формой работы с детьми по здоровьесбережению являются специально организованные занятия по образовательной области «Здоровье».
На занятиях по разделу «Здоровье» стараюсь дать детям начальные представления по разделам, касающихся организма человека, восприятия собственного «Я» и своего положения в мире окружающих людей, основ безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
Кроме теоретических сведений на занятиях дети овладевают практическими приемами оздоровления, такими как: самомассаж, точечный массаж, дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз, приемы физиологического и психологического расслабления, упражнения на профилактику плоскостопия. Эти практические приемы закрепляются на других занятиях, а также в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности.
Для закрепления полученного детьми на занятиях материала, использую игровые и занимательные формы, через организацию досуговых мероприятий: тематические праздники, развлечения. Игровой метод в работе с детьми позволяет мне ненавязчиво формировать у них осознанное отношение к своему здоровью без лишних наставлений и длительных, утомительных тренировок.
Следует отметить, что работу с детьми я не ограничиваю учебным годом, а продолжаю работать с наступлением летнего оздоровительного периода. И я считаю, что данная работа летом расширяется, поскольку именно в летний период созданы естественные природные условия для укрепления и сохранения здоровья детей. Поэтому в течение всех летних месяцев, активно провожу работу по закаливанию (в процессе специально организованных закаливающих процедур, таких как : босохождение, обливание из брызгалок, игры с водой, солнечные и воздушные ванны).
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Детям предоставляется возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет моим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – а педагогу делать процесс обучения максимально эффективными более полно удовлетворяющим естественную любознательность детей.
Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь. Овладение орудийными действиями развивает руку малыша.
Летом растения, животные, насекомые большую часть дня находятся в поле зрения ребенка. Более доступными для детей становятся глина, почва, песок, вода, воздух, камни – как материал для исследования. О свойствах, качествах, взаимосвязи этих природных объектов и использовании их человеком ребята узнают в процессе проведения простейших опытов и экспериментов. Еженедельно организуются мероприятия : «День детства», «Колобок прибегал, ребятам сказку рассказал», «В гостях у бабушки Загадушки», Шоу «Кулинарный вопрос», «Красный, желтый, зеленый» и др.
6. Лечебно – профилактическая работа.
Профилактическая работа
Направления Содержание работы Сроки
Диагностика физического развития 1. Учёт групп здоровья и движения в них детей.
2. Сравнительный анализ заболеваемости.
3. Контроль антропометрических показателей.
4. Анализ нервно-психического развития детей раннего возраста.
Коррекционно –профилактическая работа
1. Профилактическая работа с младшими дошкольниками по развитию правильной речи.
2. Включение упражнений на профилактику плоскостопия и нарушений осанки. Постоянно
Постоянно
Профилактическая работа
1. Витаминизация третьего блюда.
2. Сезонная профилактика.
3. Чесночно-луковые закуски.
4. Ароматизация помещений (чесночные букетики).
Закаливание 1. Воздушные ванны (облегчённая одежда, сон без маек).
2. Прогулки на воздухе.
3. Обмывание лица и рук (до локтя) прохладной водой.
4. Физкультурные занятия на улице.
5. Босохождение во время подготовки ко сну, бодрящей гимнастики.
Организация питания
1. Соблюдение нормативных требований к качеству и количественному объему пищи в соответствии с возрастом детей.
2. Обеспечение питьевого режима.
3. Эстетика организации питания и гигиена приема пищи. Постоянно
Постоянно
Постоянно
Режим летней оздоровительной работы
1. Прием детей, утренняя гимнастика, физкультурные занятия на воздухе.
2. Увеличение времени пребывания на воздухе в течение дня, переход на летний режим работы.
Особенность профилактической работы заключается в том, что я стараюсь планировать и проводить задолго до дня пика заболеваемости, и основной целью является снижение количества заболеваний в «опасные» периоды, сокращение длительности болезненных состояний и их последующих восстановительных периодов. Безусловно, самым интенсивным периодом профилактической работы является период от начала подъема заболеваемости, однако эффективность профилактики будет несравненно выше, если подготовительный этап начнется не позднее, чем за месяц до начала подъема заболеваемости.
Самомассаж.
Приемы самомассажа, разработанные еще древними врачами, является одним из средств профилактики и коррекции речи детей. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих к коре головного мозга от двигательных зон, к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
В своей работе использую самомассаж лица, шеи и массаж рук.
Массаж лица.
Положить ладони на лоб, чтобы кончики пальцев обеих рук касались друг друга. От середины лба медленно поглаживать ладонями до околоушной области лица. Движения производить:
• От переносицы к ушам;
• От желобка под носом к ушам;
• От околоушной области лица к подбородку и обратно;
Вибрационный массаж лица.
Повторить вышеуказанные движения, но только способом постукивания пальцами.
Массаж шеи.
Необходимо:
• Медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху вниз;
• В области горла гладить попеременно то левой то правой руками;
• От околоушной области лица, делать движения по боковой части шеи, близкой к затылку.
Массаж рук.
Поглаживание – воздействия на нервные окончания поверхностного слоя кожи. Он расслабляет, поэтому движения очень нежные. Поглаживать нужно всей ладонью.
Растирание – более интенсивное и глубокое поглаживание, способствует расслаблению мышц и снижению возбудимости. Растирание производится одним, двумя или тремя пальцами.
Вибрация – ритмичные надавливающие движения пальцев рук. Слабая вибрация повышает тонус, а сильная – оказывает болеутоляющее действие, активизирует обменные процессы, улучшает кровообращение и регенерацию кожи.
К лечебно-профилактическим мероприятиям можно отнести и упражнения направленные на профилактику развития плоскостопия.
• Ходьба по палочке
• Ходьба по ребристой доске
• Ходьба по обручу
• Ходьба по камушкам
• Собирание пальчиками мелких предметов
• Ходьба по массажным дорожкам «Травка», «Солнышко».
Работа с родителями.
В центре работы по полноценному физиологическому и психологическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые в основном и определяют уровень здоровья ребенка. Я уверена, что ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей. Ведущая цель взаимодействия с семьями воспитанников – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений и развитие компетентности родителей, обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
В работе с родителями использую как традиционные формы работы такие как: родительские собрания, консультации, анкетирование, наглядная информация, выпуск газеты «Малыши-крепыши», так и нетрадиционные: мастер классы, совместные праздники, участие в проектной деятельности, участие в акциях.
10. Результативность.
По итогам проведённой работы сравнительный анализ состояния здоровья детей показал, что целенаправленная, систематическая работа по сохранению и укреплению физического и психического здоровья, обеспечила низкие показатели детской заболеваемости. Показатель заболеваемости снизился с 82 дней в сентябре 2018г. до 70 дней в мае 2019г. Соответственно процент посещаемости детей с сентября 2018 до мая 2019 г. -увеличился на 18 %. Повысился уровень роста знаний, умений, навыков детей. Положительные отзывы родителей о проделанной работе. Собран богатый тематический материал. Результаты свидетельствуют об улучшении здоровья, как каждого ребенка, так и всей группы в целом, и является характерным показателем эффективности оздоровительной работы. Значительно улучшилось развитие координации и точность движений рук, руки стали намного гибче, речь детей к концу года стала более понятной. Улучшилась общая двигательная активность.