Лидия Крутова
Современные средства формирования познавательной активности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Концепция развития современного образования ориентирует педагогов дошкольных учреждений на формировании творческой, самостоятельной личности, развитии её как активного субъекта собственной жизни и деятельности. Сегодня педагоги вовлечены в обсуждение проблемы перехода от репродуктивной модели трансляции «готовых знаний», к модели, ориентированной на «обучение через деятельность (делание)».
Темочки:
Результаты исследования познавательных аспектов обучения детей дошкольного возраста убедительно доказывают, что зависимость продуктивности развития интеллекта детей проявляется не только в организации процесса обучения, но и в личной активной, деятельной позиции самого ребенка.
Обновление современной личностно - ориентированной модели образования на всех уровнях, в том числе и на его дошкольной ступени, в противовес авторитаризму, меняет роль и место ребёнка в образовательном процессе, практическую ориентацию отрасли на индивидуальность личности.
Ключевыми составляющими формирования познавательных способностей ребё нка являются:
• вовлеченность в самостоятельно организованную деятельность;
• умение создать и реализовать замысел;
• выработка собственной позиции;
• стремление защищать свою точку зрения, проявлять фантазию, изобретательность и творчество.
Познавательная активность ребёнка отмечается в его самостоятельном желании что-то изменить, изучить, познать.
Познавательная активность отображает индивидуальный, особый интерес ребёнка старшего дошкольного возраста к получению новых знаний, умений и навыков во всех видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной и двигательной.
Дети старшего дошкольного возраста уже способны анализировать, классифицировать, систематизировать и группировать объекты изучения. Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания.
Пусковым механизмом познавательной активности ребенка являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения.
Под средствами формирования познавательной активности следует понимать разнообразнейшие орудия процесса познания, благодаря использованию которых более эффективно достигаются поставленные цели в конкретной деятельности.
В игровой деятельности для дошкольников основным средством познавательной активности являются игрушки, предметы и дидактические игры. Развитие познавательной активности во многом зависит от рационального подбора игрушек, стимулирующих самостоятельный поиск информации о свойствах, качествах. Информация, получаемая в результате обследования и преобразования предмета, используется для развития последующих игровых действий с ним.
В коммуникативной деятельности средством развития познавательной активности является речь. Возможность понимать речь и говорить делает этот процесс важным средством познания окружающего мира. В свою очередь, познавательная активность оказывает огромное внимание на развитие его инициативной речи. У ребенка развивается потребность спрашивать у воспитателя о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающей деятельности.
В последние годы все активнее в качестве средств выступают разнообразные формы повышения познавательной активности и познавательного интереса детей дошкольного возраста.
Например, такие формы познавательно-исследовательского характера Н. А. Короткова предлагает называть культурными практиками, по сути, являющимися средствами познавательного развития. Культурные практики или средства развития познавательной активности, выступают своеобразными посредниками между педагогическими интересами и интересами детей.
Каждое из культурно-смысловых средств, работая в целом на познавательное развитие ребенка, создает наиболее благоприятные условия для реализации той или иной развивающей задачи:
— опыты (экспериментирование) — освоение причинно-следственных связей и отношений (представления о связях и зависимостях в неживой и живой природе и т. п.);
— коллекционирование (классификация) — освоение родовидовых (иерархических) отношений (представления о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т. п.);
— путешествие по карте — освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной стране);
— путешествие по «реке времени» — освоение временных отношений (представления об историческом времени — от прошлого к настоящему, на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т. п.).
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой — овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта : причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.
В сущности, в рамки этих культурных практик можно ввести любые содержания, традиционно входящие в курс ознакомления дошкольников с окружающим миром, то есть любую тематику. Задав эти культурносмысловые контексты как системообразующие, наполним их примерными тематическими содержаниями, круг которых вполне традиционен, отобран для дошкольников в отечественной и мировой педагогике (практически все дошкольные образовательные программы в этом отношении весьма сходны).
При этом следует помнить мудрый совет В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».