Екатерина Силивертстова
Современные представления о социально-психологической адаптации подростков
▼ Скачать + Заказать документы
От автора: В последней своей научно-исследовательской работе я уделила вопросу социально-психологической адаптации подростков с девиантными формами поведения (на примере бродяжничества). Под социально-психологической адаптацией в научной работе подразумевается способность к распознаванию ситуаций угрозы, использование конструктивных способов преодоления трудных жизненных ситуаций. В данной статье отображены современные представления о социально-психологической адаптации современных подростков.
Публикация «Современные представления о социально-психологической адаптации подростков» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Психология подростка
- Психология школьников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2019
Социально-психологическая адаптация в современном мире занимает значимое место, как например, в отечественной науке больше внимания уделяется социальной адаптации, а в зарубежной акцент ставится на изучении вопросов личностной адаптации подростков и взрослых (используется термин “adjustment” - согласование, приведение в соответствие, адаптация). За последние 5-10 лет опубликовано множество научных и научно-популярных работ по вопросам социализации и ресоциализации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также других социально-уязвимых слоев общества.
При всем многообразии теоретических концепций социально-психологической адаптации наиболее часто она понимается как активное взаимодействие с окружающей средой, а не только как приспособление к текущим условиям (Выготский Л. С., Щебланова Е. И., 2017). По мнению Андреевой Г. М. (2016) успешная психологическая адаптация означает взаимодействие личности и социального окружения, когда окружение способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию ее индивидуальности. Как пишет Щебланова Е. И. (2017, высокий уровень психологической адаптации возможно достичь при гармоничном сочетании процессов социализации и индивидуализации, социальной и личностной адаптации, что особенно важно в подростковом возрасте.
Большое внимание в своей научной и практической деятельности проблеме социальной и психологической адаптации подростков уделяют Овчаренко Л. Ю. (2015, Селиванова О. А. (2012 - 2017 гг., Щебланова Е. И. (2017, Говорин Н. В., Богданова Н. А., Арсаланова С. С. (2015, Ахметзянова А. Н, Никишина В. Б., Петраш Е. А. (2015, Конышева Т. Р., Ясакова Н. А. (2017, Дмитриевский П. (2012, Алмазов Б. Н., Беличева С. А., Битинас Б. П., Кумарина Г. Ф., Мудрик А. В., Невский И. А. и другие.
Конышева Т. Р., Ясакова Н. А. (2017, основываясь на работы Овчаренко Л. Ю., предлагают следующую характеристику подростку, которому удалось успешно социализироваться в среде сверстников :
— находится в референтной группе и удовлетворен ею. Нормы и ценности данной группы играют решающую роль в его социализации, в усвоении им определенного социального опыта;
— имеет возможность реализовать и выразить себя в общегрупповой деятельности, которая одобряется членами группы и другими окружающими его людьми (соседи, учителя, сверстники и так далее);
— имеет признание и высокий статус в группе, способен считаться с «коллективными интересами», уважает нормы коллективной жизни;
— способен устанавливать длительные межличностные контакты с различными людьми, проявлять к ним внимательное отношение;
— имеет адекватное возрасту представление о самом себе, о своих способностях, умеет оценить результаты своей деятельности;
— имеет широкий выбор вариантов поведения, направленных на удовлетворение своих потребностей, способен конструктивно реагировать на сложную конфликтную ситуацию, владеет эффективными способами психологической защиты, которые преобладают.
Связь психологической защиты и эффективной адаптации в своей работе описывает и Нартова-Бочавер С. К. (2007). Автор пишет, что эффективная адаптация индивида к сложным требованиям экстремальной ситуации тесно связана с понятием «coping». Перевод термина «to cope» (от англ. – преодолевать) в российской психологии понимается как адаптивное, совладающее поведение, или психологическое преодоление, главной задачей которого является обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями (Вебер Г, Наратова-Бочавер, 2007).
В когнитивной теории совладания со стрессом Лазаруса Р., Фолкман С. предпочтение в используемых стратегиях совладания осуществляется в зависимости от имеющихся личностных возможностей, ресурсов («copingresources») и когнитивной оценки («cognitiveappraisal», которую человек дает событию, требующему разрешения. Понятие «сoping» Лазарус Р. понимает как сумму когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса. Совладание в таком случае выступает как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия человека, направленные на то, чтобы справиться с определенными внешними и внутренними требованиями, оцениваемыми в качестве отягощающих или превышающих личностные ресурсы человека. В каждой ситуации столкновения со стрессом будет запускаться процесс когнитивной оценки, переоценивания и совладания, эмоциональной переработки.
Лазарус Р. выделяет два вида оценки стрессовой ситуации:
- первичная когнитивная оценка ( у индивида возникает вопрос: «Извлеку ли я из этого пользу или окажусь в какой-либо неприятной ситуации сейчас или в будущем?»);
- вторичная когнитивная оценка: ( вопрос: «Возможно ли в этой ситуации что-либо предпринять?»).
Всего Лазарус Р. и Фолкман С. выделяют три возможных варианта оценки: безразличие, слегка позитивная оценка, стрессовая. Безразличие и слегка позитивная оценка предполагает, что человек, в нашем случает это подросток, не воспринимает стрессовую ситуацию как угрожающую, что ведет к недооценке последствий своего поведения в сложившихся условиях и снижает эффективность социально-психологической адаптации. В связи с этим, мы можем выделить еще один феномен оказывающий свое влияние на процесс социально-психологической адаптации подростка в современном мире – это социальный интеллект.
Под социальным интеллектом в данной работе мы понимаем способность адекватно распознать ситуацию угрозы, предвидеть последствия поведения (своего и другого человека, улавливать контекст в высказываниях людей в различных жизненных ситуациях.
Изучением социального интеллекта занимались Торндайк Э., Вернон Ф., Олпорт Г., Конт О., Айзенк Г., Гилфорд Дж., Стернберг Р., Бобнева М. И., Куницина В. Н. и другие. Исследования Гилфорда Дж. были посвящены в большей степени познанию поведения, где социальный интеллект понимается как система интеллектуальных способностей, связанных с познанием поведенческой информации и не зависимых от общего уровная интеллекта. Согласно его теории модель структуры социального интеллекта подразумевает наличие шести составляющих:
- познание элементов поведения - способность выделять из контекстa вербальную и невербальную экспрессию поведения;
- познание классов поведения - способность воспринимать общие свойства в потоке информации;
- познание отношений поведения - способность понимать отношения, возникающие между единицами информации о поведении;
- познание систем поведения - способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия между людьми и смысл их поведения в конкретных ситуациях;
- познание преобразований поведения - способность понимать изменение значения сходного поведения;
- познание результатов поведения - способность прогнозировать последствия поведения, основываясь на исходной информации.
Обобщив вышесказанное, следует отметить, что понятия социально-психологической адаптации, совладающего поведения (действия защитных механизмов психики) и социальный интеллект взаимосвязаны. Показателями эффективной социально-психологической адаптации подростка будет являться наличие развитого социального интеллекта и преобладание конструктивных способов совладающего поведения.