Саргсян Кристина Валикоевна
Современные подходы в работе с родителями по созданию на территории ДОУ развивающего пространства
▼ Скачать + Заказать документы
Современные подходыв работе с родителями по созданию на территории ДОУ развивающего пространства
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Темочки:
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, формировании ценных жизненных ориентаций. Педагоги и родители должны искать вместе наиболее эффективные способы решения проблем, определять содержание и формы педагогического взаимодействия. Использование разнообразных методов и форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становится активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей.
В современном обществе назрел ряд проблем, которые препятствуют гармоничному развитию тандема «родители-ребенок-педагог». Ускорился темп жизни, часто родители поглощены своей работой, после работы уставшие, не испытывают желания общаться с детьми, педагогами. Современным родителям, активно использующим компьютерные технологии, кажется неинтересными, устаревшими методы работы педагога и детей. В жизнь детей прочно вошел компьютер как средство развлечения и обучения.
Общение педагога с родителями, обычно, проходит либо утром, когда ребенка приводят в детский сад, все торопятся, время ограничено; либо вечером, когда ребенка забирают домой, но педагог не может в полной мере уделить внимание родителям, т. к. занят с другими детьми. В результате многие вопросы родителей остаются без ответа.
Для того чтобы повысить мотивацию родителей и сделать общение родителей с педагогами более свободным, активным, удобным, можно использовать новые и наиболее эффективные методы и формы взаимодействия в совокупности с современными средствами коммуникации, которые прочно вошли в нашу жизнь и которые активно нужно использовать в работе с родителями.
Можно по-разному классифицировать формы и методы работы с родителями. Но к какой бы категории мы их не относили, нужно, прежде всего, оценивать ее с точки зрения эффективности. Чаще всего педагоги ориентируются на степень посещаемости родителями мероприятий, но это далеко не единственный и уж тем более не главный показатель. Опираясь на работы О. В. Солодинкиной и А. А. Майера, выделим наиболее важные показатели степени включения родителей в деятельность дошкольного учреждения:
1. Сформированность представлений родителей о сфере педагогической деятельности (специфика работы с детьми, особенности образовательного процесса,результаты деятельности детей).
2. Изменение характера вопросов родителей к педагогам детского сада, рост их педагогических интересов и знаний.
3. Владение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
4. Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активность; участие в конкурсах, досугах, праздниках и т. д.
5. Понимание родителями практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе.
6. Степень проявления интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.
7. Общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в детском саду.
Высший уровень– критерий включённости родителей в планирование образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Далеко не все нетрадиционные формы и методы взаимодействия с родителями дают нам полный охват показателей, что же тогда говорить о традиционных собраниях, беседах, папках-раскладушках. В этой связи наиболее точно отражает эффективность любого дела изречение Конфуция: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму». Как же организовать взаимодействие с родителями так, чтобы онимогли активно участвовать в решение задач, в планировании деятельности группы и детского сада в целом, включаться в партнерское взаимодействие? Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность. При этом при правильной организации проектного управления эффективность данного метода будет выше по всем показателям. В процессе активной мыслительной и практической деятельности по разработке и реализации проекта родители будут активно участвовать в организации образовательного процесса, в том числе в создании развивающей среды, овладевать практическими навыками. Равноправное участие и определенная свобода мотивируют родителей на дальнейшую деятельность. Очевидные результаты совместных проектов привлекают к участию все новых родителей, при этом степень участия повышается, формы участия родителей становятся более разнообразными.
Для дошкольных образовательных организаций проектное управление позволяет привлечь недостающие ресурсы, реализовать в формате проектов новые идеи и программы, осуществить профессиональное развитие педагогов, педагогическое просвещение родителей, реализовать принципы соуправления, сформировать новые партнерства, повысить свой имидж.
Чтобы совместная проектная деятельность с родителями была упорядоченной и наиболее эффективной необходимо грамотное проектное управление, осуществляемое как на уровне группы, так и на уровне дошкольной организации в целом. Каждый проект в своем становлении проходит несколько этапов: инициация, планирование, разработка, реализация, рефлексия. Еще на этапе инициации проекта необходимо определиться в выборе подхода к проектному управлению. Основными являются – классическое проектное управление и гибкое управление проектом. При классическом управлении этапы проекта реализуются в строгой последовательности от инициации до завершения проекта, это так называемый «водопадный» (Waterfall) или каскадный цикл. При гибком управлении (Agile) проект разбивается не на последовательные фазы, а на маленькие подпроекты-«пазлы», которые затем «собираются» в готовый продукт. Инициация и верхнеуровневое планирование проводятся для всего проекта, а последующие этапы (разработка, реализация и прочие) проводятся для каждого мини-проекта отдельно. Это позволяет передавать результаты этих мини-проектов быстрее, а приступая к новому подпроекту, в него можно внести изменения без больших затрат и влияния на остальные части проекта. Именно гибкое управление было выбрано для реализации совместных с родителями проектов в детском саду № 78 города Новокузнецка. Здесь на протяжении трёх лет реализуется практико-ориентированный проект «Ступеньки здоровья», направленный на создание на территории МК ДОУ «Детский сад № 78» новых игровых и оздоровительных объектов для проведения игр, экспериментов, тематических прогулок с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ, это дети с заболеваниями центральной нервной системы, расстройствами общения, дети с множественными нарушениями развития.
Работа по проекту включает следующие направления:
- анализ игровой среды прогулочных участков ДОО, определение объема работ по созданию новых объектов и реконструкции уже существующих;
- изготовление и размещение игровых объектов;
- разработка педагогами ДОО методического сопровождения по организации мероприятий с детьми игрового и оздоровительного характера;
- организация игр, тематических прогулок, физкультурных праздников, оздоровительной работы с детьми с ОВЗ;
- организация студенческой педагогической практики по работе с детьми с ОВЗ с использованием вновь созданного игрового оборудования;
- тиражирование положительного опыта.
На стадии инициации проекта происходит четкое определение целей и задач проекта, назначение руководителя проекта и подпроектов, ответственных и участников. Верхнеуровневое планирование определяет основные этапы и компоненты плана реализации проекта. Затем каждая группа приступает к детальной разработке своего подпроекта, при этом происходит активное обсуждение группового проекта с родителями. По ходу реализации подпроектов в них вносятся изменения и дополнения. Часто инициаторами таких изменений становятся сами родители, их заинтересованность в результате воплощается во все новых идеях организации среды игровых площадок. К концу первого года реализации проекта благодаря гибкому проектному управлению мы имели на 50% больше, чем планировали изначально.
За время реализации проекта родителями и педагогами было создано 36 новых игровых элементов и уголков, реконструировано 6 игровых объектов, оформлено 11 цветочных клумб, 3 экологические зоны, разработано методическое обеспечение проекта, что в совокупности позволило увеличить двигательную активность детей на прогулках, повысить уровень экологического и эстетического воспитания детей, сформировать проектировочные компетенции у педагогов ДОУ, улучшить микроклимат в коллективе, выстроить доверительные отношения с родителями воспитанников.
Игровые площадки преобразились. Родители совместно с педагогами изготовили игровые сюжетные уголки «Сказка репка», «Ферма», «Три медведя», 5 Дорожек здоровья, игровые элементы Корабль, Колодец, Лягушка, Жираф, Автомобильный трек, Машины, Футбольные ворота, комплексы для игр с водой и экспериментирования Водолей, Водопад, Затейники, горки и сенсорные лесенки, клумбы, огород, зеленая беседка из ивы, скамейки уединения и др., заменили все песочницы, установили новую веранду.
Первые результаты реализации проекта были высоко оценены заместителем председателя комитета образования и науки Рудаковой Н. А. в ходе тематической проверки. Проект «Ступеньки здоровья» стал призером регионального конкурса «Педагогические таланты Кузбасса», получил золотую медаль всероссийского конкурса «Росточек: мир спасут дети», серебряную медаль конкурса «Лучший экспонат» кузбасской выставки-ярмарки «Образование. Карьера».
Информационное сопровождение проекта осуществлялось новокузнецкой телекомпанией ТВН, было показано 3 репортажа о ходе и результатах совместной деятельности с родителями. Данный опыт решили распространить на все дошкольные организации Кузнецкого района. На базе МК ДОУ «Детский сад № 78» прошли заседания районного методического объединения старших воспитателей, где проходило обучение основам проектирования. В марте 2019 года в рамках выставки-ярмарки «Образование. Карьера» в учреждении прошел районный семинар-практикум «Организация развивающей среды для летней оздоровительной работы в ДОО», на котором каждый детский сад представил свой проект развития среды прогулочных участков. А уже в рамках августовского педагогического совета были подведены итоги реализации совместных проектов. В результате данной деятельности в каждом дошкольном учреждении Кузнецкого района были реализованы совместные с родителями проекты, в ходе которых игровые участки всех детских садов обогатились новыми интересными игровыми развивающими объектами и экологическими зонами.
Таким образом, благодаря использованию проектного метода взаимодействия повысилась эффективность работы с родителями. Их включенность в управление проектом, в планирование работы и в непосредственное её осуществление, возможность принятия решений наравне с администрацией и педагогами мотивировали родителей на достижение результата, который в свою очередь способствовал постоянному росту числа участвующих родителей, увеличению количества новых интересных идей организации среды.