Наталья Зинец
Современные подходы по изучению основ безопасности жизнедеятельности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».
Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества. В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ). Направленные на формирование у ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дорогах, в транспорте, на природе.
Публикация «Современные подходы по изучению основ безопасности жизнедеятельности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Знакомить детей с правилами безопасности, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания полученные в детстве самые прочные; правила усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Все эти требования отражены в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» содержит раздел «Формирование основ безопасности», в котором 4 части:
1. Безопасное поведение в природе.
2. Безопасность на дорогах и улицах.
3. Безопасность собственной жизнедеятельности.
4. Бережем свое здоровье.
Следует отметить последовательное усложнение программных требований в зависимости от возраста детей, условий их жизни (город, село)
В нашей группе проходят занятия по безопасности жизнедеятельности 1 раз в неделю.
Инструктажи по безопасности проводятся раз в квартал, но в течении всего времени напоминаю детям о безопасном поведении в группе, за столом во время приема пищи, на прогулке, в спортивном зале, во время выхода из группы.
Использую методическую литературу к программе :
Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения»
К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников»
В своей работе использую такие подходы ознакомления детей с основами безопасности :
Наблюдение. Особое место занимает наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка. Собираясь на прогулку вспоминаем правила безопасности : как спускаемся по ступенькам, как идем на участок, правила катания с горки. Гуляя на прогулке обращаю внимание на приезжающий в детский сад транспорт, обращаю внимание на правила поведения.
Организую экскурсию к воротам дошкольного учреждения, наблюдаем за транспортом.
Метод моделирования ситуаций. Ситуации в группе специально я не моделирую, но если возникает ситуация – кто-то кого толкнул, разбираем случившееся, подошел незнакомый человек, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия.
Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач.
Художественная литература. В группах отбираются литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. Особое место уделяется сказке. Сказка способствует развитию сердечных чувств, благородству души, желание доставлять людям радость. Картинки в книгах тоже могут стать средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют его через наглядность, образность. Игра. Даёт ребёнку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности». От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт.
И з о б р а з и т е л ь н а я д е я т е л ь н о с т ь
Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке. Отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства.
Пространственно - предметное окружение.
В группе создано пространство, где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности : детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, художественная литература, сборники стихов, загадок, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, макет «Моя улица»
В рамках проекта по безопасности была выставка детских рисунков, прошел смотр уголков по ПДД.
Проводя систематическую работу по ознакомлению с основами безопасности жизнедеятельности у детей сформируется опыт безопасного поведения, который позволит предвидеть опасность, по возможности избегать её, при необходимости – действовать.