Екатерина Червенко
Современные подходы к развитию эмоционального интеллекта в группах раннего возраста через театрализованную деятельность
▼ Скачать
Современные подходы к развитию эмоционального интеллекта в группах раннего возраста через театрализованную деятельность
В статье рассматриваются ключевые вопросы развития эмоционального интеллекта дошкольников ранней групп развития. Представлено краткое описание опыта работы с данной категорией детей по направлению развития эмоционального интеллекта через театрализованную деятельность.
Публикация «Современные подходы к развитию эмоционального интеллекта в группах раннего возраста через театрализованную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, дошкольники ранней группы развития, театрализованная деятельность.
Педагогами и психологами давно признан тот факт, что дошкольный возраст является основополагающим в становление личности в бедующем. В этот период активным темпами происходит не только физическое развитие, также интенсивно развиваются все когнитивные процессы (память, мышление, воображение, восприятие и внимание). Немаловажны является развитие эмоционального интеллекта дошкольников. Данная проблема привлекла наше внимание в следствии того, что в последнее время все чаще встречаются проявления девиантного поведения у дошкольников. Дети данной возрастной категории все чаще проявляют негативное, а порой и агрессивное поведение в социуме. В связи с этим, считаем, что задача педагога-воспитателя заключается в формирование гармонично-развитой, толерантной, социально ответственной личности на этапе дошкольного детства.
Если обратиться к непосредственному психолого-педагогическому описанию дошкольников ранней группы развития, то стоит отметить, что этот возраст характерен интенсивным развитие эмоциональной сферы. В этот период активно развивается предметно-манипулятивная деятельность ребенка, происходит развитие речевой активности, в следствии чего развивается мышление. На данном этапе необходимо много разговаривать с ребенком, давать объяснения всему что его окружает, читать сказки, направленные на формирование доброжелательного отношения. Помимо чтения художественной литературы, считаем, что одним из наиболее эффективных методов формирования эмоционального интеллекта является театрализованная деятельность. Так что же такое эмоциональный интеллект? Эмоциональный интеллект- это совокупность когнитивных процессов факторов, направленных на возможность распознавания эмоций других людей, корректно реагировать на них, а также способности управлять своими эмоциями.
Обращаясь к непосредственному описанию моего опыта работы с детьми ранней группы развития, хотелось бы отметить, что в нашем ДОУ идет активная работа по направлению реализации театрализованной деятельности с данной категорий детей. Зачастую мной отдается предпочтение не просто прочтению того или иного произведения, а считаю, что театрализованная постановка дает наибольший результат в зависимости от поставленной цели и задач, а главным задачами исходя из ФГОС ДО считается развитие гармоничной, социально ответственной, толерантной личности. В процессе чтения произведения дошкольникам раннего возраста не всегда получается привлечь их внимание. В том возрасте внимание дошкольников носит непроизвольный характер. При простом прочтении передать те эмоции, которые испытывают герои сказок бывает не легко, тогда как при театрализованной постановке, дети проявляют наибольший интерес, внимание более сфокусировано, в свою очередь сам педагог полностью поглощается ролью героя сказки и способен более ярко передать те или иные эмоции. Стоит отметь, что театрализованная деятельность организовывается не только в музыкальном зале ДОУ, но и в групповом помещении. Детям ранней группы развития наиболее комфортно воспринимать театрализованную постановку непосредственно в группе, так как в этом период у многих еще наблюдаете период адаптации. Мной нередко используется постановка настольного театра, также по желанию детей я даю возможность ребёнку принять участие в данном виде деятельности. При непосредственном участие ребенка в действии у него помимо формирования эмоционального интеллекта, происходит развитие речевого аппарата, подкрепляется это все практическими действиями, что в следствии положительно влияет на развитие мыслительных процессов дошкольника, развиваются нейронные связи. Зачастую театрализованная деятельность опирается на комплексно-тематическое планирование, то есть произведение выбирается с учетом тематики недели или месяца. Так, например, одним из любимых у детей для постановки произведений является постановка русской народной сказки «Репка», «Как коза избушку построила», дети с большим увлечением включаются в постановку, наблюдается высокая рефлексия. При театрализации произведения «Хрюшка и Чушка» (Т. Александрова) дети проявляют доброжелательные эмоции к герою произведения Хрюшке, тогда как к Чушке проявляют порицание.
В результате изложенного считаем, что театрализованная деятельность в дошкольном возрасте, а именно в возрасте до двух лет является наиболее эффективным педагогическим методом с целью развития эмоционального интеллекта и как следствие является методом достижения цели задач ФГОС ДО, то есть развитие высокоинтеллектуального, гармонично развитого с высокой социальной ответственностью гражданина.
Список использованной литературы:
1. Абраухова, В. В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО / В. В. Абраухова. – Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 117 с.
2. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Е. Алексеева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 195 с.
3. Верховкина М. Е., Атарова А. Н. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб. : КАРО, 2019. – 112 с.
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Зарубежные психологи о развитии ребенкадошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2019. – 144 с