МААМ-картинки

Современные подходы к оздоровлению детей старшего дошкольного возраста средствами организации образовательного туризма в ДОУ

Светлана Сторожилова
Современные подходы к оздоровлению детей старшего дошкольного возраста средствами организации образовательного туризма в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

«Современные подходы к оздоровлению детей старшего дошкольного возраста средствами организации образовательного туризма в условиях ДОО».

Условия формирования опыта

Данный опыт возник в МБДОУ «Детский сад «Белочка» в связи с необходимостью приобщения детей и родителей к здоровому образу жизни, используя имеющиеся в детском саду туристские средства, позволяющие органично вписываться в систему «человек — общество — природа».

Публикация «Современные подходы к оздоровлению детей старшего дошкольного возраста средствами организации образовательного туризма в ДОУ» размещена в разделах

Мной был изучен и систематизирован большой объем литературы по теме дошкольного туризма, публикаций в периодических изданиях, Интернет-ресурсов по теме опыта.

Мой опыт формировался в ходе:

- подготовки выступления на педагогических советах в ДОУ;

- проведения семинара – практикума для педагогов ДОУ;

- публикации на интернет – сайтах;

- при обучении на курсах повышения квалификации.

Таким образом, на условия формирования опыта повлияли система работы в МБДОУ «Детский сад «Белочка», изучение специальной литературы, участие в методической работе на различных уровнях.

Актуальность и перспективность опыта

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (1999 год) рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма. В настоящее время система отечественного дошкольного образования, в том числе и физкультура, претерпевают существенные изменения. Современные дошкольные образовательные учреждения пытаются найти новые формы, средства, методы образовательного процесса. Обращение к туризму, как к средству физической культуры не случайно, поскольку его использование как активного средства воспитания личности, позволяет позитивно влиять на формирование жизненно необходимых человеку знаний, умений и навыков, совершенствовать его двигательные способности, развивать нравственно-волевые и интеллектуальные качества.

Дошкольный туризм имеет много преимуществ:

Туризм, как средство физического воспитания, позволяет круглогодично разнообразить двигательную деятельность детей и в полной мере использовать циклические движения на свежем воздухе, которые стимулируют развитие общей выносливости и способствуют повышению уровня развития основных физических качеств ребенка.

Средства туризма обладают большим познавательным потенциалом и могут способствовать более эффективному и качественному усвоению знаний в соответствии с программными требованиями, а также развивать познавательные способности детей.

Дошкольный образовательный туризм формирует нормы экологического поведения в природе.

Новизна опыта

Новизна опыта состоит:

- в реализации принципа интеграции образовательной деятельности при проведении занятий в спортивном зале и деятельности во время прогулки при обучении дошкольников туристическим навыкам и экологического образования;

- проведение занятий с компьютерной поддержкой;

- обязательный этап деятельности – рефлексия, т. е. момент, когда дети обсуждают проделанную работу. Воспитанники путём индивидуального и группового обсуждения приходят к правильному решению поставленной задачи.

В процессе работы были систематизированы основные методы и методические приемы, которые наиболее эффективно позволяют решать вопросы обучения старших дошкольников элементам туризма :

- словесные (ООД, беседа, рассказ);

- наглядные (демонстрация видеофильмов, презентаций, рассматривание предметов туристического снаряжения, картинок, фотоснимков, макетов мини-исследования);

- поисковые (ориентирование по «легенде», сбор экологической информации местонахождения, о флоре и фауне местности, нахождение и рассматривание лекарственных растений, съедобных и ядовитых грибов и др.);

- практические (подготовка костровища, места для отдыха, укладка рюкзака, сбор природного материала, информации; фотографирование экскурсионных объектов);

- самостоятельные (работа с дидактическим материалом, создание макетов костров, рисование топографических знаков, знаков туристической маркировки, простейшие туристические крепежные узлы).

Для достижения поставленных задач мной разработаны:

- серии сюжетно- ролевых игр туристической направленности;

- игры с туристической направленностью для старших дошкольников;

- игры веселого рюкзачка (занимательные подвижные игры на природе);

- карта маршрута по территории ДОУ;

- дидактические игры (знаки туристической маркировки и топографические знаки);

- презентации: Правила поведения на природе; Правила поведения во время грозы.

Использование педагогической технологии

Ведущая педагогическая идея опыта: современные подходы к оздоровлению детей старшего дошкольного возраста средствами организации детского образовательного туризма в условиях ДОУ.

Достижение цели предполагало решение следующих задач:

- Расширять адаптационные и функциональные возможности детей путем развития основных органов и систем организма в ходе выполнения физических упражнений.

-Совершенствовать естественные виды движений и обогащать двигательный опыт (учиться простейшим упражнениям туристского многоборья, выполнять двигательные задания педагога на ориентировку в пространстве).

- Развивать координационные способности и выносливость как основу физической подготовки ребенка-будущего туриста.

- Способствовать развитию психических процессов и расширять объем знаний в области физической культуры и туризма.

- Заинтересовать родителей детским туризмом, как средством совместного здорового семейного отдыха, дать простейшие навыки безопасного туризма.

- Воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру, повышая экологическую культуру родителей и детей.

Используя средства туризма в воспитательно - образовательном процессе детского сада, я предусматриваю проведение учебных занятий познавательного и двигательного характера, физкультурно-оздоровительной работы, организацию активного отдыха детей и их самостоятельную деятельность. Эта деятельность имеет комплексную направленность организации туризма в детском саду. Кроме задач физического воспитания, она решает задачи по расширению кругозора детей, воспитанию личностных качеств. Также реализуются задачи экологического образования, формирования у детей навыков грамотного поведения в природе, закрепление названий растений и животных, воспитывается любовь к родному краю, гордость за свою малую родину.

Познавательное развитие включает в себя: краеведение, я и природа, туризм и туристы, я и мое здоровье, ориентирование и топография.

Познавательный материал реализуется в трех организованных формах : учебной, физкультурно-оздоровительной и активном отдыхе.

Учебная работа предполагает познавательные (беседы, дидактические игры, конкурсные задания) и физкультурные занятия. С детьми проводились практические занятия по типу природоведческих прогулок, прогулок-разведок, занятий-тренировок, сюжетно-ролевых занятий, круговых тренировок, занятий-соревнований и т. п.

Физкультурно-оздоровительная работа : двигательный и познавательный материал закрепляется и совершенствуется на прогулках с помощью подвижных игр поискового характера, физических упражнений с туристской направленностью.

Активный отдых: с детьми и родителями проводятся туристские развлечения в как в помещении, на участке детского сада, так и на прилегающей к нему территории.

Туристские праздники проводятся в соревновательной форме три раз в год (продолжительностью около часа).

Планируя работу с детьми, я исходила из содержания общей подготовки туриста, которая включает теоретическую, физическую, техническую и тактическую подготовку, а также формирование личностных качеств.

Теоретическая подготовка

Туризм и туристы

Беседы на тему:

Кто такие туристы?

Туризм и его разновидности (пеший, горный, водный, вело-, мото-, авто- и т. д.).

Правила поведения на привале.

Правила поведения туристов в природных условиях.

Правила поведения на прогулке.

Основные правила дорожного движения, движение туристской группы.

Туристское снаряжение

Беседы на тему:

Знакомство с туристским снаряжением.

Личное снаряжение туриста.

Групповое снаряжение туриста.

Специальное снаряжение туриста.

Рассматривание предметов туристского снаряжения

Знакомство с топографическими знаками

Беседы на тему:

Первоначальное понятие о топографических знаках. Их значение.

Знакомство с туристскими знаками.

Различие топографических знаков на рисунке и плане.

Учимся ориентироваться

Беседа на тему:

«Моя семья»

С кем я живу (устный рассказ, рисунок).

Я, мое имя, его значение (рисунок).

В этом доме я живу.

Место работы родителей.

«Наш детский сад» (мини-исследование)

Адрес детского сада. Дорога в детский сад (рисунок).

Мой детский сад (экскурсия).

Участок детского сада.

Забота детского сада о нас.

«Наш микрорайон» (мини-исследование)

Наш микрорайон (обзорные прогулки).

В этих домах живут наши друзья (рисунки).

Улицы, магазины, библиотеки, учреждения (экскурсии).

Ориентирование на листе бумаги

Ориентирование в групповой комнате

Ориентирование на территории детского сада

Прогулка-поход по территории детского сада

Обследование участков всех групп

Что такое горизонт?

Беседа на тему: «По каким признакам можно определить стороны горизонта?»

Беседы по ознакомлению детей с горизонтом, рассматривание линии горизонта.

Рассматривание картин и иллюстраций с изображением линии горизонта

Знакомство с компасом

Темы бесед:

«Что такое компас?».

«Для чего предназначен компас?».

«Как работают с компасом?».

Чтение художественной литературы об использовании компаса.

Туристские прогулки

Физическая подготовка (общая и специальная)

Совершенствование естественных видов движений. Развитие основных физических качеств (быстрота, выносливость, сила, гибкость) и общих координационных способностей.

В общую физическую подготовку включены общеразвивающая гимнастика, подвижные игры, игры-эстафеты тренировочного характера, спортивные игры с бегом, лыжная подготовка, катание на велосипеде и самокате.

Ведущее физическое качество путешественника - общая выносливость.

Развитие выносливости: циклические упражнения — ходьба, бег, ходьба в чередовании с бегом; подвижные игры.

Развитие силы: упражнения динамического характера с ограничением статических компонентов — лазанье; простые висы; метание; прыжки через препятствия; упражнения с партнером; общеразвивающие упражнения с предметами небольшой массы.

Развитие быстроты: хорошо освоенные упражнения, выполняемые с максимальной скоростью,- бег на короткие дистанции, челночный бег, игровые упражнения с элементами соревнования, подвижные игры. Развитие гибкости: упражнения с увеличенной амплитудой движения на растягивание, пружинистые, маховые движения, прыжки, метание, лазание.

Развитие общих координационных способностей: упражнения на построение, перестроения, подвижные игры, эстафета с преодолением препятствий, общеразвивающие упражнения из различных исходных положений с элементами новизны, спортивные упражнения.

Формирование необходимых умений и навыков в избранном виде туризма в пешеходных прогулках — походах.

В специальную подготовку включены практические занятия по обучению ходьбе в колонне по одному с соблюдением дистанций и режима движений, ходьбе по ограниченной площади, по пересеченной местности, полосе препятствий, направленные на развитие выносливости, ловкости, укрепление свода стопы.

Развитие специальной выносливости: продолжительная ходьба, ориентирование на местности — выполнение игровых заданий по поиску различных объектов на экскурсиях, прогулках, прогулках- походах. Развитие специальной силы: упражнения с рюкзаком; преодоление травяных, земляных, снежных склонов небольшой крутизны; метание снежков, шишек; перелезания через препятствия.

Развитие специальных скоростных способностей: туристские упражнения прикладного многоборья (вязка узлов, установка палатки, работа с личным снаряжением); подвижные игры эстафетного характера, ходьба, бег с изменением скорости и направления движения, бег на скорость с целью нахождения природных и социальных объектов.

Развитие координационных способностей: ходьба, бег по легенде, преодоление препятствий (как естественных, так и специально устроенных); ходьба, бег с выполнением заданий на определение направлений, ходьба «след в след», подвижные игры поискового характера, эстафеты с туристкой направленностью.

Техническая и тактическая подготовка

Формирование знаний и умений, обеспечивающих в пеших прогулках- походах.

Специальные упражнения для освоения технических приемов и преодоления естественных препятствий (ручей, бревно, склоны небольшой крутизны). Движение по тропикам с отработкой рациональной техники ходьбы, движение по травяным, земляным, заснеженным склонам с отработкой подъемов и спусков. Движение безопасности на дорогах города. Правила безопасности в транспортных средствах.

Формирование способности совершать целенаправленные действия, позволяющие успешно решать задачи пешеходных прогулок — походов.

Распределение силы в пути. Рациональный отдых на маршруте, привале. Рациональное движение на маршруте. Выбор места для привала, создание его удобства и безопасности с помощью взрослых.

Формирование личностных качеств, дружеских отношений.

Беседы «Общение -залог здоровья», «Понятие дружбы», «Значение дружбы взаимопомощи в условиях экскурсий, прогулок — походов». Демонстрация фильмов, иллюстраций о походной жизни туристов, ее трудностях. В процессе подвижных игр формировать умение действовать сообща на основе взаимопонимания и поддержки. Постоянно менять туристские должности в процессе прогулок — походов с целью поддержания интереса к совместной игровой деятельности и на этой основе формировать отношение к труду, а также воспитывать целеустремленность, активность и организационные умения.

Моделировать разнообразные педагогические ситуации, способствующие формированию взаимовыручки, взаимопонимания заботы друг о друге. Проводить эстафетные игры между туристскими группами, в которых каждый ребенок согласуйте свои действия с действиями партнеров.

Работа по включению средств туризма в воспитательно-образовательный процесс ДОУ осуществлялась при тесном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса : родителей, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, методической службы детского сада.

Чтобы мне эффективно проводить запланированную работу воспитатель тоже должен иметь определенные умения и навыки, необходимые для организации прогулок — походов (определить маршрут и выбрать место для привала, элементарно ориентироваться на местности, расставить палатку, собрать рюкзак, оказать первую медицинскую помощь, рассказать о достопримечательностях города, природоохранных объектах, флоре и фауне Тамбовской области (дополнительные знания краеведческого характера). Он должен знать признаки утомления и переутомления детей, ядовитые растения и многое другое. С этой целью для воспитателей разработала консультации: «Необходимое снаряжение для похода», «Прогулки-походы с детьми за территорию детского сада», «Физическое воспитание дошкольников в летний оздоровительный период», «Значение туристической прогулки», «Дошкольный туризм», «Методика организации туристической прогулки», «Правила безопасности при проведении походов-прогулок».

Организуя походы, я учитываю возраст, подготовленность детей, время года. Оптимальный вариант для проведения прогулок-походов — день, в котором предусмотрено два занятия (одно из них физкультурное занятие на воздухе). Как показал анализ, такие прогулки желательно планировать на конец недели, тем самым обеспечивая активный отдых детей.

Прогулка-поход состоит из следующих основных, равнозначных, взаимосвязанных между собой частей: дорога до места стоянки, отдыха и игр на стоянке, дороги обратно.

Наш детский сад располагается в лесном массиве. Тренировочные прогулки проводятся регулярно по туристической тропе на территории детского сада.

В нашем детском саду созданы все условия для обучения детей элементам образовательного туризма, для удовлетворения биологической потребности детей в движении.

Для проведения занятий спортивный зал полностью оснащен физкультурным оборудованием; гимнастические скамейки, шведская стенка, обручи, мячи разного диаметра, фитболы, маты, самокаты, новые тренажеры, мягкие модули, скакалки, обручи и др. В группах создана развивающая предметно-пространственная среда в «уголках здоровья».

На территории детского сада находятся две спортивные площадки. Спортивная площадка оборудована: ямой для прыжков, беговой дорожкой, бумами, гимнастической стенкой, мишенью для метания, волейбольной площадкой. На территории детского сада проложена туристическая тропа.

Туристическая тропа растянулась по всей территории детского сада и имеет общую продолжительность 200 - 250 м. В состав тропы входят объекты для экологических наблюдений и практической деятельности в природе, специальное оборудование для отработки туристских навыков. Для развития координационных умений имеется бревно. Для развития силы и выносливости - шведская стенка, лесенка-стремянка. Для отработки прыжков - прыжковая яма. Для метания на территории детского сада предусмотрено как стационарное оборудование. Чтобы разнообразить туристический маршрут, использую и выносное оборудование: палатка, тренога, стойки, туннели. По периметру, вокруг детского сада, нанесена разметка для игр в «классики», для игр с мячом, для осуществления в игровой форме бега, прыжков, ходьбы на длительные дистанции.

В отличие от обычной экскурсии за пределы участка детского сада, проводимой в основном с познавательной целью, прогулки-походы имеют оздоровительную направленность, насыщены двигательным содержанием. Элементы спортивных игр и упражнений используются для обеспечения организационной и самостоятельной деятельности детей на привале и в различных формах физкультурных занятий и туристских развлечений.

Первые прогулки - разведки показали положительное влияние природы на самочувствие детей их физическое, психическое и эмоциональное благополучие. В последствии, прогулкам придали вид туристских : приобрели туристскую палатку, рюкзаки, коврики, походную аптечку, компасы, пополнили атрибуты для спортивных и подвижных игр, что значительно повысило интерес детей к туризму.

Прогулки-походы в ближайшее окружение разрабатываю по темам:

«Одень туриста по сезону»,

«Собери рюкзак в поход»,

«Выбери снаряжение для похода»,

«Разложи костер»,

«Ориентировка по компасу».

Познакомив детей с разнообразными картами (физическая, топографическая, карта — схема) и их назначением, научив пользоваться компасом и определять части света, предлагаю детям игры поискового характера:

«Кто быстрее найдет клад»,

«Проложи самый короткий маршрут».

Чтобы в пути было веселее мы разучиваем походные песни:

• Гимн детского сад «Алые паруса»

«Вместе весело шагать»

«Настоящий друг»,

«Все мы делим пополам»,

«Картошка»,

Работа по включению средств туризма в воспитательно - образовательный процесс ДОУ осуществлялась при тесном взаимодействии с родителями. Родители воспитанников принимали активное участие в организованных прогулках - походах, что наполнило их новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди родителей воспитанников.

Мониторинг физической подготовленности воспитанников

Результативность развития физической подготовленности дошкольников

(данные приведены в процентах за три года на примере подготовительной группы)

Учебные года

Уровень в %

2017-2018 2018-2019 2019-2020

Высокий 66,0 74,0 87,0

Средний 32,0 26,0 13,0

Низкий 2,0

• Анализ средне-групповых показателей развития физических качеств детей и определение показателей годовых приростов ведущих физических качеств дошкольников подготовительной группы, позволили сделать вывод о том, что средне-групповые показатели, а также годовые приросты физических качеств у детей достаточно высоки.

Литература

1. Бочарова Н. И. Туристические прогулки в детском саду / Н. И. Бочарова – М., 2004.

2. Бочарова Н. И. Двигательная деятельность в природных условиях как средство физического воспитания старших дошкольников / Н. И. Бочарова – М., 1989.

3. Бочарова Н. И. / Физическая культура дошкольника в ДОУ : Программно-методическое пособие / Н. И. Бочарова – М., Центр педагогического образования, 2007.

4. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим / М. Ю. Картушина –М., 2004.

5. Кислова Н. М. «Работа с детьми в летний период»/ Н. М. Кислова — М. :- «Сфера»,2007.

6. Мы ребята – туристята // Дошкольное образование – 2005 - №8 – С. 19-20.

7. Туристическая полоса препятствий // Дошкольное образование – 2005 - №8 – С. 22-23.

8. Харченко Т. Е. «Организация двигательной деятельности детей в детском саду»/Т. Е. Харченко – СП: «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2010.

9. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьей. / Л. Е. Осипова -М. : ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

10. Осокина Т. И. Игры и развлечения на воздухе / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, А. С. Фурмина – М. ,1983.

11. Рунова М. А. Двигательная деятельность ребенка в детском саду / М. А. Рунова // Дошкольное образование – 2005 -№8; 2007 - №13.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Конспект музейно-образовательного занятия «Домовой Яша ищет новый дом» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект музейно-образовательного занятия «Домовой Яша ищет новый дом» для детей старшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект музейно-образовательного занятия "Домовой Яша ищет новый дом". Оно.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Рекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семьеРекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семье Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность,.

Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольниковСеминар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОССовременные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС В федеральном государственном образовательном стандарте.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в рамках ФГОС .

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития»Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития» «Современные подходы к организации познавательного развития детей раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность в условиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные подходы к оздоровлению детей старшего дошкольного возраста средствами организации образовательного туризма в ДОУ
Опубликовано: 29 марта 2021 в 19:39
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные подходы к оздоровлению детей старшего дошкольного возраста средствами организации образовательного туризма в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Сторожилова (УИ 400716) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД