Светлана Сторожилова
Современные подходы к оздоровлению детей старшего дошкольного возраста средствами организации образовательного туризма в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Современные подходы к оздоровлению детей старшего дошкольного возраста средствами организации образовательного туризма в условиях ДОО».
Условия формирования опыта
Данный опыт возник в МБДОУ «Детский сад «Белочка» в связи с необходимостью приобщения детей и родителей к здоровому образу жизни, используя имеющиеся в детском саду туристские средства, позволяющие органично вписываться в систему «человек — общество — природа».
Публикация «Современные подходы к оздоровлению детей старшего дошкольного возраста средствами организации образовательного туризма в ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Старшая группа
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
Мной был изучен и систематизирован большой объем литературы по теме дошкольного туризма, публикаций в периодических изданиях, Интернет-ресурсов по теме опыта.
Мой опыт формировался в ходе:
- подготовки выступления на педагогических советах в ДОУ;
- проведения семинара – практикума для педагогов ДОУ;
- публикации на интернет – сайтах;
- при обучении на курсах повышения квалификации.
Таким образом, на условия формирования опыта повлияли система работы в МБДОУ «Детский сад «Белочка», изучение специальной литературы, участие в методической работе на различных уровнях.
Актуальность и перспективность опыта
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (1999 год) рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма. В настоящее время система отечественного дошкольного образования, в том числе и физкультура, претерпевают существенные изменения. Современные дошкольные образовательные учреждения пытаются найти новые формы, средства, методы образовательного процесса. Обращение к туризму, как к средству физической культуры не случайно, поскольку его использование как активного средства воспитания личности, позволяет позитивно влиять на формирование жизненно необходимых человеку знаний, умений и навыков, совершенствовать его двигательные способности, развивать нравственно-волевые и интеллектуальные качества.
Дошкольный туризм имеет много преимуществ:
• Туризм, как средство физического воспитания, позволяет круглогодично разнообразить двигательную деятельность детей и в полной мере использовать циклические движения на свежем воздухе, которые стимулируют развитие общей выносливости и способствуют повышению уровня развития основных физических качеств ребенка.
• Средства туризма обладают большим познавательным потенциалом и могут способствовать более эффективному и качественному усвоению знаний в соответствии с программными требованиями, а также развивать познавательные способности детей.
• Дошкольный образовательный туризм формирует нормы экологического поведения в природе.
Новизна опыта
Новизна опыта состоит:
- в реализации принципа интеграции образовательной деятельности при проведении занятий в спортивном зале и деятельности во время прогулки при обучении дошкольников туристическим навыкам и экологического образования;
- проведение занятий с компьютерной поддержкой;
- обязательный этап деятельности – рефлексия, т. е. момент, когда дети обсуждают проделанную работу. Воспитанники путём индивидуального и группового обсуждения приходят к правильному решению поставленной задачи.
В процессе работы были систематизированы основные методы и методические приемы, которые наиболее эффективно позволяют решать вопросы обучения старших дошкольников элементам туризма :
- словесные (ООД, беседа, рассказ);
- наглядные (демонстрация видеофильмов, презентаций, рассматривание предметов туристического снаряжения, картинок, фотоснимков, макетов мини-исследования);
- поисковые (ориентирование по «легенде», сбор экологической информации местонахождения, о флоре и фауне местности, нахождение и рассматривание лекарственных растений, съедобных и ядовитых грибов и др.);
- практические (подготовка костровища, места для отдыха, укладка рюкзака, сбор природного материала, информации; фотографирование экскурсионных объектов);
- самостоятельные (работа с дидактическим материалом, создание макетов костров, рисование топографических знаков, знаков туристической маркировки, простейшие туристические крепежные узлы).
Для достижения поставленных задач мной разработаны:
- серии сюжетно- ролевых игр туристической направленности;
- игры с туристической направленностью для старших дошкольников;
- игры веселого рюкзачка (занимательные подвижные игры на природе);
- карта маршрута по территории ДОУ;
- дидактические игры (знаки туристической маркировки и топографические знаки);
- презентации: Правила поведения на природе; Правила поведения во время грозы.
Использование педагогической технологии
Ведущая педагогическая идея опыта: современные подходы к оздоровлению детей старшего дошкольного возраста средствами организации детского образовательного туризма в условиях ДОУ.
Достижение цели предполагало решение следующих задач:
- Расширять адаптационные и функциональные возможности детей путем развития основных органов и систем организма в ходе выполнения физических упражнений.
-Совершенствовать естественные виды движений и обогащать двигательный опыт (учиться простейшим упражнениям туристского многоборья, выполнять двигательные задания педагога на ориентировку в пространстве).
- Развивать координационные способности и выносливость как основу физической подготовки ребенка-будущего туриста.
- Способствовать развитию психических процессов и расширять объем знаний в области физической культуры и туризма.
- Заинтересовать родителей детским туризмом, как средством совместного здорового семейного отдыха, дать простейшие навыки безопасного туризма.
- Воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру, повышая экологическую культуру родителей и детей.
Используя средства туризма в воспитательно - образовательном процессе детского сада, я предусматриваю проведение учебных занятий познавательного и двигательного характера, физкультурно-оздоровительной работы, организацию активного отдыха детей и их самостоятельную деятельность. Эта деятельность имеет комплексную направленность организации туризма в детском саду. Кроме задач физического воспитания, она решает задачи по расширению кругозора детей, воспитанию личностных качеств. Также реализуются задачи экологического образования, формирования у детей навыков грамотного поведения в природе, закрепление названий растений и животных, воспитывается любовь к родному краю, гордость за свою малую родину.
Познавательное развитие включает в себя: краеведение, я и природа, туризм и туристы, я и мое здоровье, ориентирование и топография.
Познавательный материал реализуется в трех организованных формах : учебной, физкультурно-оздоровительной и активном отдыхе.
Учебная работа предполагает познавательные (беседы, дидактические игры, конкурсные задания) и физкультурные занятия. С детьми проводились практические занятия по типу природоведческих прогулок, прогулок-разведок, занятий-тренировок, сюжетно-ролевых занятий, круговых тренировок, занятий-соревнований и т. п.
Физкультурно-оздоровительная работа : двигательный и познавательный материал закрепляется и совершенствуется на прогулках с помощью подвижных игр поискового характера, физических упражнений с туристской направленностью.
Активный отдых: с детьми и родителями проводятся туристские развлечения в как в помещении, на участке детского сада, так и на прилегающей к нему территории.
Туристские праздники проводятся в соревновательной форме три раз в год (продолжительностью около часа).
Планируя работу с детьми, я исходила из содержания общей подготовки туриста, которая включает теоретическую, физическую, техническую и тактическую подготовку, а также формирование личностных качеств.
Теоретическая подготовка
Туризм и туристы
Беседы на тему:
Кто такие туристы?
Туризм и его разновидности (пеший, горный, водный, вело-, мото-, авто- и т. д.).
Правила поведения на привале.
Правила поведения туристов в природных условиях.
Правила поведения на прогулке.
Основные правила дорожного движения, движение туристской группы.
Туристское снаряжение
Беседы на тему:
Знакомство с туристским снаряжением.
Личное снаряжение туриста.
Групповое снаряжение туриста.
Специальное снаряжение туриста.
Рассматривание предметов туристского снаряжения
Знакомство с топографическими знаками
Беседы на тему:
Первоначальное понятие о топографических знаках. Их значение.
Знакомство с туристскими знаками.
Различие топографических знаков на рисунке и плане.
Учимся ориентироваться
Беседа на тему:
«Моя семья»
С кем я живу (устный рассказ, рисунок).
Я, мое имя, его значение (рисунок).
В этом доме я живу.
Место работы родителей.
«Наш детский сад» (мини-исследование)
Адрес детского сада. Дорога в детский сад (рисунок).
Мой детский сад (экскурсия).
Участок детского сада.
Забота детского сада о нас.
«Наш микрорайон» (мини-исследование)
Наш микрорайон (обзорные прогулки).
В этих домах живут наши друзья (рисунки).
Улицы, магазины, библиотеки, учреждения (экскурсии).
Ориентирование на листе бумаги
Ориентирование в групповой комнате
Ориентирование на территории детского сада
Прогулка-поход по территории детского сада
Обследование участков всех групп
Что такое горизонт?
Беседа на тему: «По каким признакам можно определить стороны горизонта?»
Беседы по ознакомлению детей с горизонтом, рассматривание линии горизонта.
Рассматривание картин и иллюстраций с изображением линии горизонта
Знакомство с компасом
Темы бесед:
«Что такое компас?».
«Для чего предназначен компас?».
«Как работают с компасом?».
Чтение художественной литературы об использовании компаса.
Туристские прогулки
Физическая подготовка (общая и специальная)
Совершенствование естественных видов движений. Развитие основных физических качеств (быстрота, выносливость, сила, гибкость) и общих координационных способностей.
В общую физическую подготовку включены общеразвивающая гимнастика, подвижные игры, игры-эстафеты тренировочного характера, спортивные игры с бегом, лыжная подготовка, катание на велосипеде и самокате.
Ведущее физическое качество путешественника - общая выносливость.
Развитие выносливости: циклические упражнения — ходьба, бег, ходьба в чередовании с бегом; подвижные игры.
Развитие силы: упражнения динамического характера с ограничением статических компонентов — лазанье; простые висы; метание; прыжки через препятствия; упражнения с партнером; общеразвивающие упражнения с предметами небольшой массы.
Развитие быстроты: хорошо освоенные упражнения, выполняемые с максимальной скоростью,- бег на короткие дистанции, челночный бег, игровые упражнения с элементами соревнования, подвижные игры. Развитие гибкости: упражнения с увеличенной амплитудой движения на растягивание, пружинистые, маховые движения, прыжки, метание, лазание.
Развитие общих координационных способностей: упражнения на построение, перестроения, подвижные игры, эстафета с преодолением препятствий, общеразвивающие упражнения из различных исходных положений с элементами новизны, спортивные упражнения.
Формирование необходимых умений и навыков в избранном виде туризма в пешеходных прогулках — походах.
В специальную подготовку включены практические занятия по обучению ходьбе в колонне по одному с соблюдением дистанций и режима движений, ходьбе по ограниченной площади, по пересеченной местности, полосе препятствий, направленные на развитие выносливости, ловкости, укрепление свода стопы.
Развитие специальной выносливости: продолжительная ходьба, ориентирование на местности — выполнение игровых заданий по поиску различных объектов на экскурсиях, прогулках, прогулках- походах. Развитие специальной силы: упражнения с рюкзаком; преодоление травяных, земляных, снежных склонов небольшой крутизны; метание снежков, шишек; перелезания через препятствия.
Развитие специальных скоростных способностей: туристские упражнения прикладного многоборья (вязка узлов, установка палатки, работа с личным снаряжением); подвижные игры эстафетного характера, ходьба, бег с изменением скорости и направления движения, бег на скорость с целью нахождения природных и социальных объектов.
Развитие координационных способностей: ходьба, бег по легенде, преодоление препятствий (как естественных, так и специально устроенных); ходьба, бег с выполнением заданий на определение направлений, ходьба «след в след», подвижные игры поискового характера, эстафеты с туристкой направленностью.
Техническая и тактическая подготовка
Формирование знаний и умений, обеспечивающих в пеших прогулках- походах.
Специальные упражнения для освоения технических приемов и преодоления естественных препятствий (ручей, бревно, склоны небольшой крутизны). Движение по тропикам с отработкой рациональной техники ходьбы, движение по травяным, земляным, заснеженным склонам с отработкой подъемов и спусков. Движение безопасности на дорогах города. Правила безопасности в транспортных средствах.
Формирование способности совершать целенаправленные действия, позволяющие успешно решать задачи пешеходных прогулок — походов.
Распределение силы в пути. Рациональный отдых на маршруте, привале. Рациональное движение на маршруте. Выбор места для привала, создание его удобства и безопасности с помощью взрослых.
Формирование личностных качеств, дружеских отношений.
Беседы «Общение -залог здоровья», «Понятие дружбы», «Значение дружбы взаимопомощи в условиях экскурсий, прогулок — походов». Демонстрация фильмов, иллюстраций о походной жизни туристов, ее трудностях. В процессе подвижных игр формировать умение действовать сообща на основе взаимопонимания и поддержки. Постоянно менять туристские должности в процессе прогулок — походов с целью поддержания интереса к совместной игровой деятельности и на этой основе формировать отношение к труду, а также воспитывать целеустремленность, активность и организационные умения.
Моделировать разнообразные педагогические ситуации, способствующие формированию взаимовыручки, взаимопонимания заботы друг о друге. Проводить эстафетные игры между туристскими группами, в которых каждый ребенок согласуйте свои действия с действиями партнеров.
Работа по включению средств туризма в воспитательно-образовательный процесс ДОУ осуществлялась при тесном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса : родителей, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, методической службы детского сада.
Чтобы мне эффективно проводить запланированную работу воспитатель тоже должен иметь определенные умения и навыки, необходимые для организации прогулок — походов (определить маршрут и выбрать место для привала, элементарно ориентироваться на местности, расставить палатку, собрать рюкзак, оказать первую медицинскую помощь, рассказать о достопримечательностях города, природоохранных объектах, флоре и фауне Тамбовской области (дополнительные знания краеведческого характера). Он должен знать признаки утомления и переутомления детей, ядовитые растения и многое другое. С этой целью для воспитателей разработала консультации: «Необходимое снаряжение для похода», «Прогулки-походы с детьми за территорию детского сада», «Физическое воспитание дошкольников в летний оздоровительный период», «Значение туристической прогулки», «Дошкольный туризм», «Методика организации туристической прогулки», «Правила безопасности при проведении походов-прогулок».
Организуя походы, я учитываю возраст, подготовленность детей, время года. Оптимальный вариант для проведения прогулок-походов — день, в котором предусмотрено два занятия (одно из них физкультурное занятие на воздухе). Как показал анализ, такие прогулки желательно планировать на конец недели, тем самым обеспечивая активный отдых детей.
Прогулка-поход состоит из следующих основных, равнозначных, взаимосвязанных между собой частей: дорога до места стоянки, отдыха и игр на стоянке, дороги обратно.
Наш детский сад располагается в лесном массиве. Тренировочные прогулки проводятся регулярно по туристической тропе на территории детского сада.
В нашем детском саду созданы все условия для обучения детей элементам образовательного туризма, для удовлетворения биологической потребности детей в движении.
Для проведения занятий спортивный зал полностью оснащен физкультурным оборудованием; гимнастические скамейки, шведская стенка, обручи, мячи разного диаметра, фитболы, маты, самокаты, новые тренажеры, мягкие модули, скакалки, обручи и др. В группах создана развивающая предметно-пространственная среда в «уголках здоровья».
На территории детского сада находятся две спортивные площадки. Спортивная площадка оборудована: ямой для прыжков, беговой дорожкой, бумами, гимнастической стенкой, мишенью для метания, волейбольной площадкой. На территории детского сада проложена туристическая тропа.
Туристическая тропа растянулась по всей территории детского сада и имеет общую продолжительность 200 - 250 м. В состав тропы входят объекты для экологических наблюдений и практической деятельности в природе, специальное оборудование для отработки туристских навыков. Для развития координационных умений имеется бревно. Для развития силы и выносливости - шведская стенка, лесенка-стремянка. Для отработки прыжков - прыжковая яма. Для метания на территории детского сада предусмотрено как стационарное оборудование. Чтобы разнообразить туристический маршрут, использую и выносное оборудование: палатка, тренога, стойки, туннели. По периметру, вокруг детского сада, нанесена разметка для игр в «классики», для игр с мячом, для осуществления в игровой форме бега, прыжков, ходьбы на длительные дистанции.
В отличие от обычной экскурсии за пределы участка детского сада, проводимой в основном с познавательной целью, прогулки-походы имеют оздоровительную направленность, насыщены двигательным содержанием. Элементы спортивных игр и упражнений используются для обеспечения организационной и самостоятельной деятельности детей на привале и в различных формах физкультурных занятий и туристских развлечений.
Первые прогулки - разведки показали положительное влияние природы на самочувствие детей их физическое, психическое и эмоциональное благополучие. В последствии, прогулкам придали вид туристских : приобрели туристскую палатку, рюкзаки, коврики, походную аптечку, компасы, пополнили атрибуты для спортивных и подвижных игр, что значительно повысило интерес детей к туризму.
Прогулки-походы в ближайшее окружение разрабатываю по темам:
• «Одень туриста по сезону»,
• «Собери рюкзак в поход»,
• «Выбери снаряжение для похода»,
• «Разложи костер»,
• «Ориентировка по компасу».
Познакомив детей с разнообразными картами (физическая, топографическая, карта — схема) и их назначением, научив пользоваться компасом и определять части света, предлагаю детям игры поискового характера:
• «Кто быстрее найдет клад»,
• «Проложи самый короткий маршрут».
Чтобы в пути было веселее мы разучиваем походные песни:
• Гимн детского сад «Алые паруса»
• «Вместе весело шагать»
• «Настоящий друг»,
• «Все мы делим пополам»,
• «Картошка»,
Работа по включению средств туризма в воспитательно - образовательный процесс ДОУ осуществлялась при тесном взаимодействии с родителями. Родители воспитанников принимали активное участие в организованных прогулках - походах, что наполнило их новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди родителей воспитанников.
Мониторинг физической подготовленности воспитанников
Результативность развития физической подготовленности дошкольников
(данные приведены в процентах за три года на примере подготовительной группы)
Учебные года
Уровень в %
2017-2018 2018-2019 2019-2020
Высокий 66,0 74,0 87,0
Средний 32,0 26,0 13,0
Низкий 2,0
• Анализ средне-групповых показателей развития физических качеств детей и определение показателей годовых приростов ведущих физических качеств дошкольников подготовительной группы, позволили сделать вывод о том, что средне-групповые показатели, а также годовые приросты физических качеств у детей достаточно высоки.
Литература
1. Бочарова Н. И. Туристические прогулки в детском саду / Н. И. Бочарова – М., 2004.
2. Бочарова Н. И. Двигательная деятельность в природных условиях как средство физического воспитания старших дошкольников / Н. И. Бочарова – М., 1989.
3. Бочарова Н. И. / Физическая культура дошкольника в ДОУ : Программно-методическое пособие / Н. И. Бочарова – М., Центр педагогического образования, 2007.
4. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим / М. Ю. Картушина –М., 2004.
5. Кислова Н. М. «Работа с детьми в летний период»/ Н. М. Кислова — М. :- «Сфера»,2007.
6. Мы ребята – туристята // Дошкольное образование – 2005 - №8 – С. 19-20.
7. Туристическая полоса препятствий // Дошкольное образование – 2005 - №8 – С. 22-23.
8. Харченко Т. Е. «Организация двигательной деятельности детей в детском саду»/Т. Е. Харченко – СП: «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2010.
9. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьей. / Л. Е. Осипова -М. : ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
10. Осокина Т. И. Игры и развлечения на воздухе / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, А. С. Фурмина – М. ,1983.
11. Рунова М. А. Двигательная деятельность ребенка в детском саду / М. А. Рунова // Дошкольное образование – 2005 -№8; 2007 - №13.