МААМ-картинки

Современные подходы к оздоровлению детей старшего дошкольного возраста средствами организации образовательного туризма в ДОУ

Светлана Сторожилова
Современные подходы к оздоровлению детей старшего дошкольного возраста средствами организации образовательного туризма в ДОУ

«Современные подходы к оздоровлению детей старшего дошкольного возраста средствами организации образовательного туризма в условиях ДОО».

Условия формирования опыта

Данный опыт возник в МБДОУ «Детский сад «Белочка» в связи с необходимостью приобщения детей и родителей к здоровому образу жизни, используя имеющиеся в детском саду туристские средства, позволяющие органично вписываться в систему «человек — общество — природа».

Публикация «Современные подходы к оздоровлению детей старшего дошкольного возраста средствами организации образовательного туризма в ДОУ» размещена в разделах

Мной был изучен и систематизирован большой объем литературы по теме дошкольного туризма, публикаций в периодических изданиях, Интернет-ресурсов по теме опыта.

Мой опыт формировался в ходе:

- подготовки выступления на педагогических советах в ДОУ;

- проведения семинара – практикума для педагогов ДОУ;

- публикации на интернет – сайтах;

- при обучении на курсах повышения квалификации.

Таким образом, на условия формирования опыта повлияли система работы в МБДОУ «Детский сад «Белочка», изучение специальной литературы, участие в методической работе на различных уровнях.

Актуальность и перспективность опыта

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (1999 год) рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма. В настоящее время система отечественного дошкольного образования, в том числе и физкультура, претерпевают существенные изменения. Современные дошкольные образовательные учреждения пытаются найти новые формы, средства, методы образовательного процесса. Обращение к туризму, как к средству физической культуры не случайно, поскольку его использование как активного средства воспитания личности, позволяет позитивно влиять на формирование жизненно необходимых человеку знаний, умений и навыков, совершенствовать его двигательные способности, развивать нравственно-волевые и интеллектуальные качества.

Дошкольный туризм имеет много преимуществ:

Туризм, как средство физического воспитания, позволяет круглогодично разнообразить двигательную деятельность детей и в полной мере использовать циклические движения на свежем воздухе, которые стимулируют развитие общей выносливости и способствуют повышению уровня развития основных физических качеств ребенка.

Средства туризма обладают большим познавательным потенциалом и могут способствовать более эффективному и качественному усвоению знаний в соответствии с программными требованиями, а также развивать познавательные способности детей.

Дошкольный образовательный туризм формирует нормы экологического поведения в природе.

Новизна опыта

Новизна опыта состоит:

- в реализации принципа интеграции образовательной деятельности при проведении занятий в спортивном зале и деятельности во время прогулки при обучении дошкольников туристическим навыкам и экологического образования;

- проведение занятий с компьютерной поддержкой;

- обязательный этап деятельности – рефлексия, т. е. момент, когда дети обсуждают проделанную работу. Воспитанники путём индивидуального и группового обсуждения приходят к правильному решению поставленной задачи.

В процессе работы были систематизированы основные методы и методические приемы, которые наиболее эффективно позволяют решать вопросы обучения старших дошкольников элементам туризма :

- словесные (ООД, беседа, рассказ);

- наглядные (демонстрация видеофильмов, презентаций, рассматривание предметов туристического снаряжения, картинок, фотоснимков, макетов мини-исследования);

- поисковые (ориентирование по «легенде», сбор экологической информации местонахождения, о флоре и фауне местности, нахождение и рассматривание лекарственных растений, съедобных и ядовитых грибов и др.);

- практические (подготовка костровища, места для отдыха, укладка рюкзака, сбор природного материала, информации; фотографирование экскурсионных объектов);

- самостоятельные (работа с дидактическим материалом, создание макетов костров, рисование топографических знаков, знаков туристической маркировки, простейшие туристические крепежные узлы).

Для достижения поставленных задач мной разработаны:

- серии сюжетно- ролевых игр туристической направленности;

- игры с туристической направленностью для старших дошкольников;

- игры веселого рюкзачка (занимательные подвижные игры на природе);

- карта маршрута по территории ДОУ;

- дидактические игры (знаки туристической маркировки и топографические знаки);

- презентации: Правила поведения на природе; Правила поведения во время грозы.

Использование педагогической технологии

Ведущая педагогическая идея опыта: современные подходы к оздоровлению детей старшего дошкольного возраста средствами организации детского образовательного туризма в условиях ДОУ.

Достижение цели предполагало решение следующих задач:

- Расширять адаптационные и функциональные возможности детей путем развития основных органов и систем организма в ходе выполнения физических упражнений.

-Совершенствовать естественные виды движений и обогащать двигательный опыт (учиться простейшим упражнениям туристского многоборья, выполнять двигательные задания педагога на ориентировку в пространстве).

- Развивать координационные способности и выносливость как основу физической подготовки ребенка-будущего туриста.

- Способствовать развитию психических процессов и расширять объем знаний в области физической культуры и туризма.

- Заинтересовать родителей детским туризмом, как средством совместного здорового семейного отдыха, дать простейшие навыки безопасного туризма.

- Воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру, повышая экологическую культуру родителей и детей.

Используя средства туризма в воспитательно - образовательном процессе детского сада, я предусматриваю проведение учебных занятий познавательного и двигательного характера, физкультурно-оздоровительной работы, организацию активного отдыха детей и их самостоятельную деятельность. Эта деятельность имеет комплексную направленность организации туризма в детском саду. Кроме задач физического воспитания, она решает задачи по расширению кругозора детей, воспитанию личностных качеств. Также реализуются задачи экологического образования, формирования у детей навыков грамотного поведения в природе, закрепление названий растений и животных, воспитывается любовь к родному краю, гордость за свою малую родину.

Познавательное развитие включает в себя: краеведение, я и природа, туризм и туристы, я и мое здоровье, ориентирование и топография.

Познавательный материал реализуется в трех организованных формах : учебной, физкультурно-оздоровительной и активном отдыхе.

Учебная работа предполагает познавательные (беседы, дидактические игры, конкурсные задания) и физкультурные занятия. С детьми проводились практические занятия по типу природоведческих прогулок, прогулок-разведок, занятий-тренировок, сюжетно-ролевых занятий, круговых тренировок, занятий-соревнований и т. п.

Физкультурно-оздоровительная работа : двигательный и познавательный материал закрепляется и совершенствуется на прогулках с помощью подвижных игр поискового характера, физических упражнений с туристской направленностью.

Активный отдых: с детьми и родителями проводятся туристские развлечения в как в помещении, на участке детского сада, так и на прилегающей к нему территории.

Туристские праздники проводятся в соревновательной форме три раз в год (продолжительностью около часа).

Планируя работу с детьми, я исходила из содержания общей подготовки туриста, которая включает теоретическую, физическую, техническую и тактическую подготовку, а также формирование личностных качеств.

Теоретическая подготовка

Туризм и туристы

Беседы на тему:

Кто такие туристы?

Туризм и его разновидности (пеший, горный, водный, вело-, мото-, авто- и т. д.).

Правила поведения на привале.

Правила поведения туристов в природных условиях.

Правила поведения на прогулке.

Основные правила дорожного движения, движение туристской группы.

Туристское снаряжение

Беседы на тему:

Знакомство с туристским снаряжением.

Личное снаряжение туриста.

Групповое снаряжение туриста.

Специальное снаряжение туриста.

Рассматривание предметов туристского снаряжения

Знакомство с топографическими знаками

Беседы на тему:

Первоначальное понятие о топографических знаках. Их значение.

Знакомство с туристскими знаками.

Различие топографических знаков на рисунке и плане.

Учимся ориентироваться

Беседа на тему:

«Моя семья»

С кем я живу (устный рассказ, рисунок).

Я, мое имя, его значение (рисунок).

В этом доме я живу.

Место работы родителей.

«Наш детский сад» (мини-исследование)

Адрес детского сада. Дорога в детский сад (рисунок).

Мой детский сад (экскурсия).

Участок детского сада.

Забота детского сада о нас.

«Наш микрорайон» (мини-исследование)

Наш микрорайон (обзорные прогулки).

В этих домах живут наши друзья (рисунки).

Улицы, магазины, библиотеки, учреждения (экскурсии).

Ориентирование на листе бумаги

Ориентирование в групповой комнате

Ориентирование на территории детского сада

Прогулка-поход по территории детского сада

Обследование участков всех групп

Что такое горизонт?

Беседа на тему: «По каким признакам можно определить стороны горизонта?»

Беседы по ознакомлению детей с горизонтом, рассматривание линии горизонта.

Рассматривание картин и иллюстраций с изображением линии горизонта

Знакомство с компасом

Темы бесед:

«Что такое компас?».

«Для чего предназначен компас?».

«Как работают с компасом?».

Чтение художественной литературы об использовании компаса.

Туристские прогулки

Физическая подготовка (общая и специальная)

Совершенствование естественных видов движений. Развитие основных физических качеств (быстрота, выносливость, сила, гибкость) и общих координационных способностей.

В общую физическую подготовку включены общеразвивающая гимнастика, подвижные игры, игры-эстафеты тренировочного характера, спортивные игры с бегом, лыжная подготовка, катание на велосипеде и самокате.

Ведущее физическое качество путешественника - общая выносливость.

Развитие выносливости: циклические упражнения — ходьба, бег, ходьба в чередовании с бегом; подвижные игры.

Развитие силы: упражнения динамического характера с ограничением статических компонентов — лазанье; простые висы; метание; прыжки через препятствия; упражнения с партнером; общеразвивающие упражнения с предметами небольшой массы.

Развитие быстроты: хорошо освоенные упражнения, выполняемые с максимальной скоростью,- бег на короткие дистанции, челночный бег, игровые упражнения с элементами соревнования, подвижные игры. Развитие гибкости: упражнения с увеличенной амплитудой движения на растягивание, пружинистые, маховые движения, прыжки, метание, лазание.

Развитие общих координационных способностей: упражнения на построение, перестроения, подвижные игры, эстафета с преодолением препятствий, общеразвивающие упражнения из различных исходных положений с элементами новизны, спортивные упражнения.

Формирование необходимых умений и навыков в избранном виде туризма в пешеходных прогулках — походах.

В специальную подготовку включены практические занятия по обучению ходьбе в колонне по одному с соблюдением дистанций и режима движений, ходьбе по ограниченной площади, по пересеченной местности, полосе препятствий, направленные на развитие выносливости, ловкости, укрепление свода стопы.

Развитие специальной выносливости: продолжительная ходьба, ориентирование на местности — выполнение игровых заданий по поиску различных объектов на экскурсиях, прогулках, прогулках- походах. Развитие специальной силы: упражнения с рюкзаком; преодоление травяных, земляных, снежных склонов небольшой крутизны; метание снежков, шишек; перелезания через препятствия.

Развитие специальных скоростных способностей: туристские упражнения прикладного многоборья (вязка узлов, установка палатки, работа с личным снаряжением); подвижные игры эстафетного характера, ходьба, бег с изменением скорости и направления движения, бег на скорость с целью нахождения природных и социальных объектов.

Развитие координационных способностей: ходьба, бег по легенде, преодоление препятствий (как естественных, так и специально устроенных); ходьба, бег с выполнением заданий на определение направлений, ходьба «след в след», подвижные игры поискового характера, эстафеты с туристкой направленностью.

Техническая и тактическая подготовка

Формирование знаний и умений, обеспечивающих в пеших прогулках- походах.

Специальные упражнения для освоения технических приемов и преодоления естественных препятствий (ручей, бревно, склоны небольшой крутизны). Движение по тропикам с отработкой рациональной техники ходьбы, движение по травяным, земляным, заснеженным склонам с отработкой подъемов и спусков. Движение безопасности на дорогах города. Правила безопасности в транспортных средствах.

Формирование способности совершать целенаправленные действия, позволяющие успешно решать задачи пешеходных прогулок — походов.

Распределение силы в пути. Рациональный отдых на маршруте, привале. Рациональное движение на маршруте. Выбор места для привала, создание его удобства и безопасности с помощью взрослых.

Формирование личностных качеств, дружеских отношений.

Беседы «Общение -залог здоровья», «Понятие дружбы», «Значение дружбы взаимопомощи в условиях экскурсий, прогулок — походов». Демонстрация фильмов, иллюстраций о походной жизни туристов, ее трудностях. В процессе подвижных игр формировать умение действовать сообща на основе взаимопонимания и поддержки. Постоянно менять туристские должности в процессе прогулок — походов с целью поддержания интереса к совместной игровой деятельности и на этой основе формировать отношение к труду, а также воспитывать целеустремленность, активность и организационные умения.

Моделировать разнообразные педагогические ситуации, способствующие формированию взаимовыручки, взаимопонимания заботы друг о друге. Проводить эстафетные игры между туристскими группами, в которых каждый ребенок согласуйте свои действия с действиями партнеров.

Работа по включению средств туризма в воспитательно-образовательный процесс ДОУ осуществлялась при тесном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса : родителей, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, методической службы детского сада.

Чтобы мне эффективно проводить запланированную работу воспитатель тоже должен иметь определенные умения и навыки, необходимые для организации прогулок — походов (определить маршрут и выбрать место для привала, элементарно ориентироваться на местности, расставить палатку, собрать рюкзак, оказать первую медицинскую помощь, рассказать о достопримечательностях города, природоохранных объектах, флоре и фауне Тамбовской области (дополнительные знания краеведческого характера). Он должен знать признаки утомления и переутомления детей, ядовитые растения и многое другое. С этой целью для воспитателей разработала консультации: «Необходимое снаряжение для похода», «Прогулки-походы с детьми за территорию детского сада», «Физическое воспитание дошкольников в летний оздоровительный период», «Значение туристической прогулки», «Дошкольный туризм», «Методика организации туристической прогулки», «Правила безопасности при проведении походов-прогулок».

Организуя походы, я учитываю возраст, подготовленность детей, время года. Оптимальный вариант для проведения прогулок-походов — день, в котором предусмотрено два занятия (одно из них физкультурное занятие на воздухе). Как показал анализ, такие прогулки желательно планировать на конец недели, тем самым обеспечивая активный отдых детей.

Прогулка-поход состоит из следующих основных, равнозначных, взаимосвязанных между собой частей: дорога до места стоянки, отдыха и игр на стоянке, дороги обратно.

Наш детский сад располагается в лесном массиве. Тренировочные прогулки проводятся регулярно по туристической тропе на территории детского сада.

В нашем детском саду созданы все условия для обучения детей элементам образовательного туризма, для удовлетворения биологической потребности детей в движении.

Для проведения занятий спортивный зал полностью оснащен физкультурным оборудованием; гимнастические скамейки, шведская стенка, обручи, мячи разного диаметра, фитболы, маты, самокаты, новые тренажеры, мягкие модули, скакалки, обручи и др. В группах создана развивающая предметно-пространственная среда в «уголках здоровья».

На территории детского сада находятся две спортивные площадки. Спортивная площадка оборудована: ямой для прыжков, беговой дорожкой, бумами, гимнастической стенкой, мишенью для метания, волейбольной площадкой. На территории детского сада проложена туристическая тропа.

Туристическая тропа растянулась по всей территории детского сада и имеет общую продолжительность 200 - 250 м. В состав тропы входят объекты для экологических наблюдений и практической деятельности в природе, специальное оборудование для отработки туристских навыков. Для развития координационных умений имеется бревно. Для развития силы и выносливости - шведская стенка, лесенка-стремянка. Для отработки прыжков - прыжковая яма. Для метания на территории детского сада предусмотрено как стационарное оборудование. Чтобы разнообразить туристический маршрут, использую и выносное оборудование: палатка, тренога, стойки, туннели. По периметру, вокруг детского сада, нанесена разметка для игр в «классики», для игр с мячом, для осуществления в игровой форме бега, прыжков, ходьбы на длительные дистанции.

В отличие от обычной экскурсии за пределы участка детского сада, проводимой в основном с познавательной целью, прогулки-походы имеют оздоровительную направленность, насыщены двигательным содержанием. Элементы спортивных игр и упражнений используются для обеспечения организационной и самостоятельной деятельности детей на привале и в различных формах физкультурных занятий и туристских развлечений.

Первые прогулки - разведки показали положительное влияние природы на самочувствие детей их физическое, психическое и эмоциональное благополучие. В последствии, прогулкам придали вид туристских : приобрели туристскую палатку, рюкзаки, коврики, походную аптечку, компасы, пополнили атрибуты для спортивных и подвижных игр, что значительно повысило интерес детей к туризму.

Прогулки-походы в ближайшее окружение разрабатываю по темам:

«Одень туриста по сезону»,

«Собери рюкзак в поход»,

«Выбери снаряжение для похода»,

«Разложи костер»,

«Ориентировка по компасу».

Познакомив детей с разнообразными картами (физическая, топографическая, карта — схема) и их назначением, научив пользоваться компасом и определять части света, предлагаю детям игры поискового характера:

«Кто быстрее найдет клад»,

«Проложи самый короткий маршрут».

Чтобы в пути было веселее мы разучиваем походные песни:

• Гимн детского сад «Алые паруса»

«Вместе весело шагать»

«Настоящий друг»,

«Все мы делим пополам»,

«Картошка»,

Работа по включению средств туризма в воспитательно - образовательный процесс ДОУ осуществлялась при тесном взаимодействии с родителями. Родители воспитанников принимали активное участие в организованных прогулках - походах, что наполнило их новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди родителей воспитанников.

Мониторинг физической подготовленности воспитанников

Результативность развития физической подготовленности дошкольников

(данные приведены в процентах за три года на примере подготовительной группы)

Учебные года

Уровень в %

2017-2018 2018-2019 2019-2020

Высокий 66,0 74,0 87,0

Средний 32,0 26,0 13,0

Низкий 2,0

• Анализ средне-групповых показателей развития физических качеств детей и определение показателей годовых приростов ведущих физических качеств дошкольников подготовительной группы, позволили сделать вывод о том, что средне-групповые показатели, а также годовые приросты физических качеств у детей достаточно высоки.

Литература

1. Бочарова Н. И. Туристические прогулки в детском саду / Н. И. Бочарова – М., 2004.

2. Бочарова Н. И. Двигательная деятельность в природных условиях как средство физического воспитания старших дошкольников / Н. И. Бочарова – М., 1989.

3. Бочарова Н. И. / Физическая культура дошкольника в ДОУ : Программно-методическое пособие / Н. И. Бочарова – М., Центр педагогического образования, 2007.

4. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим / М. Ю. Картушина –М., 2004.

5. Кислова Н. М. «Работа с детьми в летний период»/ Н. М. Кислова — М. :- «Сфера»,2007.

6. Мы ребята – туристята // Дошкольное образование – 2005 - №8 – С. 19-20.

7. Туристическая полоса препятствий // Дошкольное образование – 2005 - №8 – С. 22-23.

8. Харченко Т. Е. «Организация двигательной деятельности детей в детском саду»/Т. Е. Харченко – СП: «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2010.

9. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьей. / Л. Е. Осипова -М. : ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

10. Осокина Т. И. Игры и развлечения на воздухе / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, А. С. Фурмина – М. ,1983.

11. Рунова М. А. Двигательная деятельность ребенка в детском саду / М. А. Рунова // Дошкольное образование – 2005 -№8; 2007 - №13.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Конспект музейно-образовательного занятия «Домовой Яша ищет новый дом» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект музейно-образовательного занятия «Домовой Яша ищет новый дом» для детей старшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект музейно-образовательного занятия "Домовой Яша ищет новый дом". Оно.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Рекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семьеРекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семье Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность,.

Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольниковСеминар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОССовременные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС В федеральном государственном образовательном стандарте.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в рамках ФГОС .

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития»Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития» «Современные подходы к организации познавательного развития детей раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность в условиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные подходы к оздоровлению детей старшего дошкольного возраста средствами организации образовательного туризма в ДОУ
Опубликовано: 29 марта 2021 в 19:39
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД