Людмила Михайлова
Современные педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует от педагога компетентного подхода. Одним из показателей профессиональной компетентности - способность педагога к саморазвитию. Основными критериями саморазвития являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности, творческий рост педагога, внедрение педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ.
Публикация «Современные педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.
Как писал Фрэнсис Бэкон, английский философ «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед». Что же означает сам термин «технология».
Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) МКДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий :
• здоровьесберегающих технологии;
• игровая технология;
• технологии проектной деятельности;
• технология исследовательской деятельности;
• личностно-ориентированная технология.
Я остановлюсь на некоторых педагогических технологиях, которые считаю эффективными в своей деятельности.
Здоровьесберегающая технология
Взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми. Именно в детском саду, под «присмотром» воспитателя дети проводят значительную часть времени, и не помочь им сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия и непрофессионализма. Как добиться того, чтобы ребенок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры принять? Привлечение детей к активному образу жизни, их участие в подвижных играх и спортивных соревнованиях помогает развивать у них позитивное отношение к здоровой жизни.
Я в своей группе провожу на мой взгляд, эффективные профилактические меры коррекции психофизического развития, включающие три группы здоровьесберегающих технологий :
Технология сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, корригирующая гимнастика, физкультминутки.
Технология обучения здоровому образу жизни : физкультурные занятия, проблемно-игровые, коммуникативные игры, беседы из серии «Уроки здоровья».
Коррекционные технологии : технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастику, биоэнергопластика.
Каждая из вышеперечисленных технологий имеет оздоровительную направленность. Именно в дошкольном возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
Физическое здоровье неразрывно связано с психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, открыт для общения со взрослыми и сверстниками. Применение здоровьесберегающих технологий эффективно влияет на снижение уровня заболеваемости и повышает результативность воспитательно-образовательного процесса.
На первом месте после здоровья, стоит создание психологически комфортной обстановки. А ребенок наиболее комфортно чувствует себя в своем естественном состоянии - в игре. Созданная в ДОУ материальная база позволила внедрить в образовательный процесс игровую технологию.
Игровая технология
Все мы знаем, что игра-ведущий вид деятельности дошкольников. В игре ребенок развивается как личность, потому игровые технологии уникальны и незаменимы в воспитательно-образовательном процессе. Игра является фундаментом всего образовательного процесса.
В своей работе я применяю различные виды игр по виду деятельности, по характеру педагогического воздействия, дидактические, словесно-речевые, театрализованные игры. Игровая технология предполагает содержание обучающих элементов в игре, таким образом, повышая уровень мотивации ребёнка. Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а что с её помощью осуществляется обучение, развитие творчества, приобретение малышами навыков социализации. В совместной деятельности с дошкольниками я систематически применяю игровые приёмы работы. Важным условием успешного функционирования игровой технологии является постоянное общение педагога с воспитанниками. Это помогает повысить познавательный интерес и активность детей.
Проектная технология
Технология проектной деятельности – это технология сопровождения самостоятельной деятельности воспитанника и организации образовательных ситуаций, в которых ребенок ставит и решает собственные проблемы. В процессе реализации проекта у дошкольников активно развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные задачи. Проектная деятельность позволяет детям самим прийти к результату. В ходе проекта решаются разные задачи в зависимости от умений и интересов детей. В рамках патриотического воспитания были разработаны и реализованы проекты
: «Есть такая профессия - Родину защищать», «Моя малая Родина». В рамках экологического воспитания – проекты «Животные и птицы», «Мои младшие друзья», «Растения вокруг нас». Я считаю, что метод проектов актуален и эффективен. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует от педагога компетентного подхода. Одним из показателей профессиональной компетентности - способность педагога к саморазвитию. Основными критериями саморазвития являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности, творческий рост педагога, внедрение педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ.
Технология исследовательской деятельности
В основе исследовательской деятельности воспитанников детского сада лежит исследовательская поисковая активность. Экспериментальная деятельность является одной из любимых дошкольниками, ведь в детях заложено самой природой, проводить опыты, исследовать что-то новое. Экспериментальную деятельность организовываю таким образом, чтобы она способствовала открытию знаний самим ребёнком через исследовательский поиск. В своей работе использую карточки-схемы, с помощью которых детям становится понятнее схема проведения опыта. Работа с карточками опирается на полученные ранее представления и собственные предположения. После проведённого опыта дети отмечают полученные результаты. Перед внедрением инновационного проекта в работу с детьми я тщательно изучаю все нюансы выбранной темы. Моя задача заключается создать мотивацию для участия группы детей в совместной деятельности, учитывая индивидуальные особенности каждого воспитанника, его психологическую готовность.
По результатам внедрения инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ я провожу анализ проделанной работы, который помогает понять ошибки, допущенные в работе, побудить к продолжению деятельности.
Инновационная деятельность является находкой для современного педагога. Каждый воспитатель и ребёнок выступает в роли творца. Новые приёмы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают саморазвитие личности ребёнка, а также профессиональную самореализацию педагогов.
Личностно-ориентированные технологии
Эта технология предполагает уважение к личности ребенка, учет особенностей его индивидуального развития, отношение к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса. Я стараюсь создать условия для творчества личности, атмосферу любви, заботы, сотрудничества. Образовательную деятельность строю на партнерских отношениях с детьми -быть рядом, вместе, а не доминировать над ними. Совместно мастерим игрушки, подарки к праздникам, участвуем в коллективном труде, в проектной деятельности. Совместная работа приучает детей уважать интересы других, а также выражать своё мнение в коллективе. Я стараюсь учитывать право каждого ребёнка на решение проблемы.