МААМ-картинки

Современные образовательные технологии в формировании основ финансовой грамотности дошкольников

Федоренко Татьяна Александрона
Современные образовательные технологии в формировании основ финансовой грамотности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование и воспитание у детей дошкольного возраста финансовой грамотности – это новое направление в дошкольном образовании, так как является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, покупками, кредитами, банками овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном этапе. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в ДОО. Поэтому проблема формирования финансовой грамотности становится актуальной уже в дошкольном возрасте, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы в дальнейшем для формирования финансово-грамотного человека. [7]

Публикация «Современные образовательные технологии в формировании основ финансовой грамотности дошкольников» размещена в разделах

Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательной деятельности. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Если взрослые вовремя не объяснят ребёнку, что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится об этой теме собственное мнение. Чем раньше дети получат самые важные знания о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают нам избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни. Изучение основ финансовой грамотности необходимо включать в образовательные программы ДОО для детей в возрасте от 5 до 7 лет. Авторскими программами по финансовой грамотности : «Финансовая грамотность : методические рекомендации для преподавателя» А. О. Жданова, «Дети и деньги» А. Е. Пушкарь, «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности для дошкольников» Н. А. Крючкова. [3 c.3-26] Программы рассчитаны на детей дошкольного возраста. Их целью является приобщение детей к миру экономических ценностей и воспитание этического поведения в предметном, вещном мире.

В обучении дошкольников используются современные образовательные технологии.

Игровые методы для изучения дошкольниками «Основ финансовой грамотности» может быть: «Что нельзя купить?», «Груша-яблоко», «Сделал дело – гуляй смело», «Размен», «Наши цели», «Занять и одолжить», «Копим и сберегаем», игра-праздник «Русская ярмарка», «Где что купить?», «Выбираем самое важное», «Копим и сберегаем», «Денежкин домик», «Как потопаешь, так и полопаешь», «Что создаётся трудом» игра- соревнование «Мои домашние обязанности», «Супермаркет», «Кому что нужно для работы», деловая игра «В поисках сокровищ в стране финансов», игра-путешествие «Путешествие по стране Экономики», квест-игра «Деньги любят счет» [4; 5]

Беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, пословицы, художественные приемы (загадки) могут быть использованы при реализации всех образовательных областей. Чтение - является основной формой восприятия художественной литературы. Беседы - обсуждения – одна из форм работы с детьми, которая помогает детям закрепить знания по разным темам. Примерные темы: труд - основа жизни, работать и зарабатывать, как придумали деньги, какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся, как деньги попадают к нам в дом, как складывается стоимость товара, реклама, долги, тратим разумно, экономим, всё по плану, жадность и пр. [6] Темы для беседы с выполнением заданий: «Как появились деньги», «Какие бывают деньги», «Деньги в нашей жизни» и др. [8 с. 2-16]

Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Примерные темы проектов, позволяющих формировать основы финансовой грамотности дошкольника : «Трудиться полезно и почётно», «Наше богатство» - формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека.

Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно- развлекательного содержания. Примерами викторины могут быть: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда», «Угадай финансовое слово», «День финансовой грамотности» и пр.

Моделирование является одним из наиболее перспективных методов освоения финансовой грамотности, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л. А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования. Этот метод открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в интеллектуальном развитии ребенка, в том числе и в ознакомлении с окружающим миром. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, сохранение и воспроизведение информации, эффективное запоминание структуры рассказа, развитие речи.

Воспитание финансовой грамотности дошкольников тема новая, полностью не исследована, хотя своевременна и актуальна. Задачи по воспитанию основ финансовой грамотности дошкольников педагогами решаются в разных видах детской деятельности и развития. Первые шаги в мир финансов ребенок делает в семье. Для родителей разработаны рекомендации, папки-передвижки. Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно!

Библиографический список

1. Галкина, Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста : учебное пособие / Л. И. Галкина. - Челябинск, 2006.

2. Галкина, Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста. Учебно - методическое пособие / Л. Н. Галкина. – Челябинск : Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015.

3. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.

4. Поиграем в экономику / Н. И. Аксенова (и др.). – Ростов н/ Д :Издательство Ростовское отделение общества информатики и вычислительной техники, 2003.

5. Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Рыжановская Л. Ю. Сборник игр для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019.

6. Стахович, Е. В. Говорим с детьми о финансах / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019.

7. Стахович, Е. В. Методические рекомендации для воспитателя / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. - М. : ВИТАПРЕСС, 2019.

8. Шатова А. Д. Маленькая энциклопедия для дошкольников. Деньги. – М. : Ювента, 2003

Публикации по теме:

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Дидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотностиДидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотности Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности. 1. «Дорого-дёшево» Цель игры: формировать.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников»Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников» Тематика сюжетно - ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться.

Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольниковЛэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» Мастер-класс «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного.

Презентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотностиПрезентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотности Презентация к образовательному проекту "Тратим разумно. Сберегаем и экономим" формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников.

Создание развивающей среды для воспитания у дошкольников финансовой грамотностиСоздание развивающей среды для воспитания у дошкольников финансовой грамотности . Из опыта работы. Ко Дню денег и банков В наше время обучать ребёнка основам финансовой грамотности очень важно. Чем лучше он знаком с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные образовательные технологии в формировании основ финансовой грамотности дошкольников
Опубликовано: 8 декабря 2020 в 18:22
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные образовательные технологии в формировании основ финансовой грамотности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Федоренко Татьяна Александрона в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД