Федоренко Татьяна Александрона
Современные образовательные технологии в формировании основ финансовой грамотности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование и воспитание у детей дошкольного возраста финансовой грамотности – это новое направление в дошкольном образовании, так как является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, покупками, кредитами, банками овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном этапе. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в ДОО. Поэтому проблема формирования финансовой грамотности становится актуальной уже в дошкольном возрасте, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы в дальнейшем для формирования финансово-грамотного человека. [7]
Публикация «Современные образовательные технологии в формировании основ финансовой грамотности дошкольников» размещена в разделах
Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательной деятельности. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Если взрослые вовремя не объяснят ребёнку, что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится об этой теме собственное мнение. Чем раньше дети получат самые важные знания о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают нам избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни. Изучение основ финансовой грамотности необходимо включать в образовательные программы ДОО для детей в возрасте от 5 до 7 лет. Авторскими программами по финансовой грамотности : «Финансовая грамотность : методические рекомендации для преподавателя» А. О. Жданова, «Дети и деньги» А. Е. Пушкарь, «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности для дошкольников» Н. А. Крючкова. [3 c.3-26] Программы рассчитаны на детей дошкольного возраста. Их целью является приобщение детей к миру экономических ценностей и воспитание этического поведения в предметном, вещном мире.
В обучении дошкольников используются современные образовательные технологии.
Игровые методы для изучения дошкольниками «Основ финансовой грамотности» может быть: «Что нельзя купить?», «Груша-яблоко», «Сделал дело – гуляй смело», «Размен», «Наши цели», «Занять и одолжить», «Копим и сберегаем», игра-праздник «Русская ярмарка», «Где что купить?», «Выбираем самое важное», «Копим и сберегаем», «Денежкин домик», «Как потопаешь, так и полопаешь», «Что создаётся трудом» игра- соревнование «Мои домашние обязанности», «Супермаркет», «Кому что нужно для работы», деловая игра «В поисках сокровищ в стране финансов», игра-путешествие «Путешествие по стране Экономики», квест-игра «Деньги любят счет» [4; 5]
Беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, пословицы, художественные приемы (загадки) могут быть использованы при реализации всех образовательных областей. Чтение - является основной формой восприятия художественной литературы. Беседы - обсуждения – одна из форм работы с детьми, которая помогает детям закрепить знания по разным темам. Примерные темы: труд - основа жизни, работать и зарабатывать, как придумали деньги, какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся, как деньги попадают к нам в дом, как складывается стоимость товара, реклама, долги, тратим разумно, экономим, всё по плану, жадность и пр. [6] Темы для беседы с выполнением заданий: «Как появились деньги», «Какие бывают деньги», «Деньги в нашей жизни» и др. [8 с. 2-16]
Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Примерные темы проектов, позволяющих формировать основы финансовой грамотности дошкольника : «Трудиться полезно и почётно», «Наше богатство» - формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека.
Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно- развлекательного содержания. Примерами викторины могут быть: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда», «Угадай финансовое слово», «День финансовой грамотности» и пр.
Моделирование является одним из наиболее перспективных методов освоения финансовой грамотности, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л. А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования. Этот метод открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в интеллектуальном развитии ребенка, в том числе и в ознакомлении с окружающим миром. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, сохранение и воспроизведение информации, эффективное запоминание структуры рассказа, развитие речи.
Воспитание финансовой грамотности дошкольников тема новая, полностью не исследована, хотя своевременна и актуальна. Задачи по воспитанию основ финансовой грамотности дошкольников педагогами решаются в разных видах детской деятельности и развития. Первые шаги в мир финансов ребенок делает в семье. Для родителей разработаны рекомендации, папки-передвижки. Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно!
Библиографический список
1. Галкина, Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста : учебное пособие / Л. И. Галкина. - Челябинск, 2006.
2. Галкина, Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста. Учебно - методическое пособие / Л. Н. Галкина. – Челябинск : Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015.
3. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.
4. Поиграем в экономику / Н. И. Аксенова (и др.). – Ростов н/ Д :Издательство Ростовское отделение общества информатики и вычислительной техники, 2003.
5. Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Рыжановская Л. Ю. Сборник игр для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019.
6. Стахович, Е. В. Говорим с детьми о финансах / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019.
7. Стахович, Е. В. Методические рекомендации для воспитателя / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. - М. : ВИТАПРЕСС, 2019.
8. Шатова А. Д. Маленькая энциклопедия для дошкольников. Деньги. – М. : Ювента, 2003