Киян Татьяна
Современные методы воспитания личности
▼ Скачать + Заказать документы
Современные методы воспитания личности
Система воспитания так же, как и другие сферы жизни, сейчас все более подвергается влиянию глобальной информатизации, другим процессам, происходящим в разобщающемся обществе. Традиционная система воспитания во многом отходит в прошлое, берутся на вооружение новые образовательные методы, строятся новые теоретические основы.
Публикация «Современные методы воспитания личности» размещена в разделах
Педагогическая работа сводится в основном к воспитанию всесторонне развитой и гармоничной личности, для чего необходимо сосредоточиться на следующих целях:
• Приобщить подрастающее поколение к общечеловеческим ценностям, сформировать у него соответствующее поведение.
• Способствовать укреплению самосознания молодого гражданина, развитию в нем ответственности за будущее Родины.
• Стремиться к росту креативности и творческих способностей, утверждению в воспитанниках «Я-концепции», желания к самореализации.
Гуманистическая система воспитания
Современная педагогика провозглашает условием эффективного воспитания осознанное участие детей в деле своего становления. Объект воспитания переходит в разряд субъекта. Собственная активность ребенка становится одним из факторов процесса, воспитатель лишь помогает и направляет, давая воспитаннику возможность самостоятельного выбора, способствуя одновременно его индивидуальному развитию.
Гуманистическая система предполагает внимательное, уважительное отношение к детям, терпимость к их мнению, заботу о психологическом комфорте. Необходимо, чтобы молодые люди чувствовали себя нужными, защищенными.
Родители и педагоги обязательно опираются на национально-культурные традиции, учитывают возраст, уровень развития воспитанников, их привычки, половые, природные особенности.
Методы воспитания личности
Самым оптимальным сейчас представляется комплексный подход к воспитательному процессу, подразумевающий следующие методы :
• направленные на организацию деятельности, способствующие наработке опыта поведения в обществе;
• формирующие сознание;
• стимулирующие поведение.
В основном они служат для передачи личности знаний о происходящих вокруг явлениях. Главная отличительная особенность этих методов – их вербальность. Слово, которое обращается непосредственно к сознанию, действует точно и тонко, оно в большинстве случаев способно подтолкнуть воспитанника к размышлению, оценке своих поступков. Но в отрыве от других методов малоэффективно и не формирует устойчивых убеждений.
Знания, поступки, эмоции ребенка между собой тесно связаны, воспитатель через них может влиять на личность, смещать акценты воздействия, добиваясь определенных целей. Но лишь в комплексе все меры будут действенными.
При выборе методов опытные учителя беспокоятся об их соответствии:
• принципам обучения;
• поставленным целям;
• содержанию задачи;
• возможностям учащихся и учителей;
• условиям момента.
Современные подходы
Методика воспитания сегодняшнего дня диктует несколько способов подхода к нему.
Системный
Трактует формирующуюся личность как целостное образование. Цели, содержание и организация воспитательной деятельности максимально взаимосвязаны. Системный подход дает ряд условий для самореализации, творчества, развития индивидуальности.
Деятельно-отношенческий
Воспитанника стимулируют на различные виды деятельности, которые способствуют усвоению общественного опыта. Развивающее влияние такого подхода проявляется только при условии, что вызывает у воспитываемого внутренние переживания, заставляет проявлять к происходящему положительное или отрицательное отношение, стимулирует собственную активность.
Личностно-ориентированный
Обеспечивает воспитаннику возможности самопознания, самореализации. Готовый опыт бывает мало полезен, основой изменений всегда становится способность расти и обучаться с учетом собственного опыта. Главную роль играют не внешние факторы, приоритет отдается активной личности.
Методы отработки привычного поведения
Для формирования устойчивых качеств личности, укоренения правильных привычек необходимы многократные упражнения, доведение до автоматизма определенных действий. Сформированная личность сможет держать под контролем свои чувства и желания, правильно оценивать действия, соотнося их с интересами других людей.
Для эффективной отработки нужного качества применяется приучение. Использование этого метода предполагает некоторое насилие, которое может вызвать протест воспитанника, но оправданно тем, что направлено на его же благо. Принцип гуманности требует смягчения метода, использования его в ряду других.
С помощью требования воспитатель через личные отношения доносит до ученика норму поведения. Этим методом стремятся усилить или затормозить какие-либо качества, действия. Требования могут носить негативную или положительную окраску, вызывать соответствующие реакции. Требование высказывается в виде совета или просьбы, звучит как намек или одобрение, принимает иные целесообразные формы.
Поручение – это наделение воспитанника некоторыми полномочиями и одновременно возложение на него определенной ответственности, что вызывает гордость за оказанное доверие, но и требует усилий в доведении порученного до конца. Если одна из сторон будет иметь слабую мотивацию, воспитательный эффект будет нивелирован.
Создание воспитывающих ситуаций подводит ребенка к необходимости найти решение в ситуации нравственного выбора, путей организации деятельности или освоения социальной роли. Ситуации создаются воспитателем искусственно, дают детям возможность испытать себя, сформировать у них социальную ответственность.
Важные нормы воспитания
Наиболее актуальные проблемы современного общества относятся к сфере духовности и нравственности. Последствиями этого кризиса являются:
• нарушения представлений о браке и семье: жертвенная любовь, нерасторжимость брака, необходимость воспитания детей воспринимаются как бремя;
• члены семьи часто неспособны к взаимодействию и сотрудничеству, проявляют нетерпимость, неспособны на участие;
• социальные роли мужчины и женщины перепутаны, дети теряют ориентиры;
• падает рождаемость;
• традиционные нравственные цели утеряны, что провоцирует детей к порокам и греху;
• нарушение внутрисемейных отношений увеличивает отклонения в состоянии здоровья и поведении детей;
• нездоровая домашняя атмосфера, психологическая пустота толкают подростков в «тусовку», общение с асоциальными сверстниками.
Выходом из ситуации представляется восстановление традиционной ценности брака, возрождение религиозных традиций, воссоздание здорового общественного уклада, формирование государственных институтов педагогической поддержки, духовно-нравственного воспитания.