Валерия Макарова
Современные методы и приёмы формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ключевые слова: дошкольный возраст, игра, рисование, основы безопасного поведения, безопасность.
Цель: привлечение внимания педагогов и родителей к эффективным приёмам работы с детьми по формированию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст - оптимальное время для формирования социальных навыков, и трудно питать иллюзии, что в более зрелом возрасте они возникнут сами по себе.
Публикация «Современные методы и приёмы формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В целом безопасность - это состояние, при котором человек, его имущество и окружающая среда защищены от воздействия неблагоприятных факторов.
Вот почему развитие навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста в настоящее время является острой проблемой.
Сама жизнь доказывает необходимость обеспечения безопасной жизни, требует обучения персонала дошкольного образовательного учреждения и родителей, использования современных инновационных технологий для обучения дошкольников безопасному поведению - информационных технологий - мультимедиа, презентаций, видеороликов, подготовленных или разработанных педагогами. Дети с большим интересом наблюдают за ними, а затем рассказывают о том, что они видели.
При реализации темы "Основы безопасности детей" многие педагоги используют инновационную, ориентированную на личность технологию "Метод проектирования".
"Дизайн-метод" как один из методов комплексного дошкольного образования основан на внутренней мотивации дошкольников. Этот метод предполагает самостоятельную деятельность детей. Когда дети действуют независимо, они учатся различными способами находить информацию о предмете или явлении, которые их интересуют, и использовать эти знания для формирования адекватных представлений об окружающем их мире.
Такое понимание сущности проектного метода способствует формированию у дошкольников самостоятельной, глубоко мотивированной, адекватной познавательной деятельности.
Использование интерактивных технологий в формировании основ безопасного поведения у дошкольников - это способ улучшить весь педагогический процесс, улучшить образование ребенка, помочь в диагностике развития, развитии детской инициативы и любознательности, расширяя возможности создания элементов развивающей среды, способствующих формированию у дошкольников навыков безопасного поведения, расширяет возможности индивидуального и дифференцированного подхода к ребенку и создает положительный эмоциональный фон.
Это игровые технологии - использование игр и игровых упражнений; конкурсы, постановки, викторины, головоломки, кроссворды, выставки творческих работ для детей, тематические и развлекательные мероприятия, развлечения, целенаправленные прогулки.
Воспитатель начинает формирование навыков безопасного поведения у дошкольников с определения уровня их знаний и интересов, которые осуществляются в форме бесед, наблюдений, игровой деятельности, поэтому оптимальным методом формирования основ безопасного поведения в детском саду является игровая технология.
Также используются методы убеждения, методы игры и развития, эмпатия, эмоциональная отзывчивость, а также эвристические и ситуационные методы поиска. Кроме того, ежедневные "минуты безопасности", включенные в различные мероприятия, и другие рутинные процессы, которые помогают укрепить знания и навыки личной безопасности у дошкольников, очень полезны.
В работе используются различные дидактические игры и пособия, сказки могут быть разработаны таким образом, чтобы дети могли сами доделать их и найти выход из сложившейся ситуации, использование художественной литературы (сказки, рассказы, песни, стихи, пословицы помогают обучать детей разнообразной информации по технике безопасности).
Педагог не должен забывать учить детей и напоминать им, чтобы они убирали свое рабочее место и игрушки. Порядок в доме и в группе необходим не только для чистоты, но и для безопасности.
Очень важно, чтобы дети развивали навыки применения полученных знаний в повседневной жизни.
Дошкольники легко усваивают информацию о правилах пожарной безопасности, правилах дорожного движения, правилах поведения на природе, правилах поведения при контакте с незнакомыми людьми и животными.
Игра. Самые важные события отражаются в играх ребенка, можно проследить, о чем заботится общество, какие опасности подстерегают ребенка дома.
Содержание игры зависит от действий детей в определенных ситуациях, их поведения и отношения друг к другу.
Отражая в игре события окружающего мира, ребенок становится участником, познает окружающий мир и активно действует. Он действительно переживает все, что, по его мнению, происходит в игре.
Заключается в искренности переживаний ребенка, в силе воспитательного воздействия игры, используются словесные, визуальные, настольные, дидактические, сюжетно-ролевые и театральные игры.
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Дети сознательно отражают окружающую действительность при рисовании, моделировании и конструировании.
Рисование - это состояние ребенка, при котором, когда он рисует, он видит себя участником того, что он изображает.
Например: девочки, рисующие ситуацию из сказки "Кошачий домик", видят себя в коте. Мальчики, которые рисуют пожарных, представляют себя пожарными. Характер изложения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе и их взаимосвязь зависят от того, как ребенок воспринимал социальные явления, каково было его отношение.
"Рефлексивная деятельность" позволяет ребенку привыкнуть и узнать больше о мире взрослых с помощью воображения, но не дает ему возможности по-настоящему, практически участвовать в общественной жизни.
Между тем именно участие в жизни взрослых, приобретение собственного опыта взаимоотношений с детьми происходит не в процессе, а в контексте.
Например, игры с ней "как будто" и по важным и важным вопросам спасают - и дают ребенку возможность почувствовать себя равноправным членом сообщества людей.
Вторая группа включает в себя занятия, которые позволяют ребенку по-настоящему общаться с миром людей. Это предмет деятельности, работы, наблюдений.
Предметная деятельность. Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка на определенном этапе развития, помогает ориентироваться в окружающем мире, формирует чувство уверенности в том, что мир контролируется и подчиняется ему.
В группу должны входить предметы, которые помогут ребенку усвоить правила безопасного обращения с ними. Это колющие и режущие предметы (иглы, ножницы, ножи); электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).
Труд. Социальный опыт ребенка обогащает развитие трудовой деятельности. Ребенок начинает подражать взрослым и пытается подметать пол, стирать кукольную одежду, вытирать пыль. Когда ребенок приобретает трудовые навыки, у него появляется чувство уверенности.
Риск не выжить в отсутствие взрослых снижается. В процессе труда развиваются волевые качества и навыки прилагать усилия для достижения цели (тщательно и аккуратно стирайте белье для кукол, стараясь не пролить воду, так как они могут поскользнуться и упасть).
И чем раньше он начнет получать удовольствие от своей работы, тем с большим оптимизмом он будет смотреть на мир, поскольку будет уверен в своей способности преодолевать трудности.
Наблюдение. Процесс наблюдения за ребенком всегда активен, даже если внешне эта активность выражена слабо. Из него ребенок черпает "материал" для формирующегося мировоззрения, для своей "картины мира". Это мировоззрение может содержать не только положительные моменты, но и вещи, которые ребенку было бы неприемлемо рассматривать с педагогической точки зрения. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и устанавливает правила обращения с опасными предметами.
Образовательная деятельность. Это важно для познания социального мира. Во время занятий ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого, который организует передачу знаний и наблюдает за их усвоением детьми, вносит необходимую коррекцию.
Существует четыре особенности обучения детей :
1. Изучение слов является наиболее важной связью между ребенком и изучением основ безопасности. В связи с этим большое значение имеет язык преподавателя, его образность, конкретность, четкость формулирования мыслей (беседы, чтение художественной литературы).;
2. Непосредственное восприятие реальности ребенком, его сенсорный опыт (эксперименты и экспериментаторская работа);
3. Воспитание дошкольников должно воздействовать на эмоции ребенка, формировать эмоциональный настрой, стимулировать активность детей в усвоении знаний (наглядная и конструктивная деятельность).;
4. Обучение детей организуется взрослым и осуществляется под его непосредственным руководством.
Методы ознакомления детей с основами безопасности :
Метод сравнения. Дети могут сравнивать: огонь - это хорошо, или огонь - это плохо. Например: я предлагаю детям картинки в картинках, им дается задание выбрать предметы, которые понадобятся пожарному при тушении пожара, и выбрать предметы, которые будут гореть.
Метод моделирования ситуаций. Дети учатся расставлять предметы по комнате, соотносить их, "читать" карту. Такие задания, как "Составим карту группового пространства на доске, пометим опасные места красными кружочками". Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты собираешься делать, правильно подстригись, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические навыки для применения полученных знаний на практике и готовит ребенка к умению выходить из экстремальных жизненных ситуаций.
Метод повторения. Важнейший дидактический принцип, без применения которого невозможно говорить о силе познания и воспитании чувств. В классе он может выступать в качестве ведущего метода или методического приема.
Дети должны быть в состоянии повторить то, что они узнали. Повторение приводит к обобщениям, способствует самостоятельной формулировке выводов, повышает познавательную активность.
Эксперименты и опыты. Дает ребенку возможность самостоятельно найти решение, подтвердить или опровергнуть свои собственные идеи.
Например, детям был задан вопрос: "Почему ты не можешь украсить елку свечами?" Они ответили, что это некрасиво, что сейчас есть много красивых игрушек, но они не думали об опасности. Затем поднесла бумажную снежинку к горящей свече, она начала дымиться, и дети поняли, что свеча - это не украшение, а опасный предмет, который может вызвать пожар. Ценность этого метода заключается в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно найти решение, подтвердить или опровергнуть свои собственные идеи.
Игровые приемы. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к старикам, встреча с воображаемыми героями.
Например: "Представим, что мы были в далеком прошлом, спичек не было, как древние люди добывали огонь (древние люди терли палку о палку, ударяли один камень о другой и высекали искры). Никто там не знал, что есть другие способы получить огонь. Что мы им скажем об этих методах?".
"Неизвестный пришел к нам в гости, давайте расскажем ему об опасных ситуациях в группе и дома". Игра "как будто. " освобождает детей, снимает с них обязанность учитесь и делайте этот процесс естественным и интересным. Например: "Это как если бы в наш город приехал человек, который никогда здесь не был.
Что мы собираемся показать ему в групповой комнате, как мы собираемся рассказать ему об основах безопасности в группе?" Постановки помогают повысить эмоциональную активность, которую можно активировать на уроке (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта).
Придумывать сказки на разные темы. Давайте придумаем сказку "Как я спас куклу из пожара". о доме, в котором я живу и где много электроприборов. ". Активность детей будет улучшена с помощью постановочных игр, которые можно включить в занятия (после прочтения художественного произведения "Домик для кошек", во время беседы). Сочетание различных средств в одном занятии оказывает сильное воздействие на органы чувств.
Например, чтение художественного произведения с последующими иллюстрациями или картинами; чтение и последующая визуальная активность.
В зависимости от цели обучения, возрастных особенностей детей педагог подбирает художественные средства и продумывает приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка.
Таким образом, ребенок с помощью различных средств знакомится с основами безопасности.
Они становятся источниками познания окружающего мира. Каждый инструмент важен сам по себе и в сочетании с другими инструментами, организованными в единый образовательный процесс.
Проблема безопасности детей не может быть решена только в рамках дошкольной организации, поэтому важно обеспечить преемственность в воспитании безопасного поведения детей между детским садом и семьей и даже поддерживать связь с инспекторами полиции и пожарной охраны.
Дети должны иметь представление о том, что многие вещи и предметы могут быть опасными (кухонные ножи, утюги, гвозди, велосипед, автомобиль и т. Д.). Они также могут быть в безопасности, если их использовать по назначению и правильно.
Роль семьи в воспитании детей неоспорима. Важно, чтобы родители понимали, что невозможно, чтобы ребенок следовал какому-либо правилу поведения, если он не следует ему все время. Это проводится на родительском собрании, чтобы проинформировать их о сотрудничестве и активном участии в нем, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в "уголках родителей", отражающей текущие события, с конкретными знаниями и рекомендациями.
Как говорят родители, одной сети уроков на неделю недостаточно. Но им будет интересно узнать, чем будут заниматься их дети в течение недели. Взрослые охотно присоединятся к "домашнему заданию", которое иногда задают дети.
Формы работы с родителями :
Родительские собрания, беседы, анкеты, тренинги, консультации.
Темы:
• "Не оставляйте детей без присмотра".
* "Что делать в случае пожара".
• "Как установить рождественскую елку?"
• "Как вести себя во время пожара?"
* "Предметы, требующие бережного обращения".
• "Обращение с электроприборами".
• "Правила противопожарного поведения".
При решении проблем безопасного поведения мы опираемся на принцип единого взаимодействия: родитель– ребенок – воспитатель.
В течение недели проводятся проектные мероприятия на тему безопасности, а в конце недели каждый ребенок выполняет рисунок, аппликацию, интересную поделку, разучивает песни и стихи, как на русском, так и на английском и немецком языках. Дети вместе со своими учителями обустраивают уголок безопасности и отправляются на экскурсии.
Результатом всех мероприятий проекта является заключительное мероприятие с приглашением сотрудников Министерства по чрезвычайным ситуациям, инспекторов дорожной полиции или пожарной охраны.
Между учителями и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, поскольку различия в требованиях, предъявляемых к детям в дошкольных учреждениях и дома, могут вызвать замешательство и возмущение.
Поэтому развитие навыков безопасного поведения у детей - очень важная и необходимая работа в дошкольном образовательном учреждении. Важно начать это вовремя, вы не должны упускать время. Позже будет очень сложно наверстать упущенное. Любая ошибка учителя в вопросах личной безопасности ребенка может впоследствии привести к проблемам.
Воспитание и воспитание детей в детском саду должно быть организовано таким образом, чтобы в момент перехода из детского сада в школу дети могли легко ориентироваться в непосредственной пространственной среде, могли наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации и обладать навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Обучение технике безопасности - это непрерывный, систематический процесс, который зависит не только от оснащения современной техникой и оборудованием, но, прежде всего, от компетентности и компетентности педагога в этой области, от умения гармонично взаимодействовать с детьми, сотрудничать с родителями и обществом.
Список используемых источников:
Уайт, К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников / К. Ю. Уайт. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений и родителей / К. Я. Вайс. - М. : Мозаика-Синтез, 2014.
Гребенкина, Н. В. Формирование основ безопасности у дошкольников средствами ИКТ / Н. В. Гребенкина, А. А. Капнин, М. А. Воронков // Молодой ученый. - 2017. – №35.
Ефимова, Ю. В. Взаимодействие дошкольных учреждений и семей в формировании основ безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста / И. В. Ефимова// Сборник материалов ежегодной Международной научно-практической конференции "Воспитание и обучение детей младшего возраста". - 2016. - № 5.
Квитко, Т. М. Проблемные ситуации для формирования знаний о безопасности жизнедеятельности (на основе профессионального опыта) / Т. М. Квитко // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. - №1.
Колмыкова И. Г. Использование инновационных форм работы с детьми для формирования основ безопасности жизнедеятельности / И. Г. Колмыкова// Молодой ученый. – 2017. - №47.1.
Куницын, Н. В. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста / Н. В. Куницын // Проблемы современной науки и образования. -2014 год. - №12.