Екатерина Смирнова
Современное состояние и перспективные направления развития дошкольного образования с учетом ФГОС
Аннотация: В данной статье поднимается важность проблемы развития дошкольного образования, так как многие учреждения находятся в поиске новых подходов и методов. Этот этап является ключевым для обеспечения качественных изменений и перехода к устойчивому развитию. Существенным является анализ эффективности этих трансформаций: соответствуют ли внедряемые инновации реальным нуждам учреждений и требуют ли они интересов и ожиданий детей, родителей и педагогов.
Ключевые слова: дошкольное образование, задача, перспективное направление, профессиональное развитие, оптимизация.
Публикация «Современное состояние и перспективные направления развития дошкольного образования с учетом ФГОС» размещена в разделах
Дошкольное образование представляет собой первую ступень общего образования, где дети получают профессиональную подготовку. Этот уникальный возраст сопровождается динамичными изменениями в развитии ребенка. Основы, заложенные в раннем детстве, становятся важным фундаментом для дальнейшего роста.
Одним из ключевых аспектов дошкольного образования является его акцент на социальном развитии и становлении детей. В семейной среде достичь аналогичного уровня невозможно из-за недостатка детей одинакового возраста и разнообразия методов и средств воспитания, доступных воспитателям в детских садах.
В настоящее время система дошкольного образования претерпевает изменения, вызванные объективной необходимостью соответствовать социальным и образовательным трендам. Педагогическая общественность осознает важность существенных трансформаций в работе детских учреждений.
Оптимизация формирования системы раннего образования осуществляется благодаря введению новых методов, что должно привести к кардинальным изменениям в работе образовательных организаций и перевести их к процессу активного развития.
Дошкольное образование играет критическую роль в социализации, так как именно в общении со сверстниками и через специально организованные виды деятельности — игру, конструирование, рисование, наблюдения и эксперименты — у детей формируются основные качества личности: мышление, память, внимание, воображение и речь. Эти навыки будут способствовать успешному обучению ребенка в школе.
Кроме этого, дошкольное образование способствует укреплению здоровья детей и позитивно влияет на демографическую ситуацию в России. Без предоставления жителям, особенно женщинам, социальных гарантий для устройства детей в детские сады, не удастся увеличить рождаемость.
Действующие программы и подходы с новыми требованиями и стандартами; разработать методические материалы, которые помогут педагогам адаптироваться к изменившимся условиям работы в ДОУ.
Не менее важной задачей является создание системы повышения квалификации педагогов, что позволит не только подготовить специалистов к работе с новыми стандартами, но и стимулировать их профессиональное развитие. Это может включать в себя как курсы повышения квалификации, так и участие в тематических семинарах и практических workshops, направленных на внедрение инновационных методов обучения и воспитания.
Нельзя забывать и о взаимодействии с семьями воспитанников, которое становится важным компонентом успешного развития системы дошкольного образования. Актуальными будут программы, которые помогут родителям лучше понять роль игр и общение играют ключевую роль в развитии ребенка и помогают им активно сотрудничать с детским садом.
В конечном итоге, реализация ФГОС ДО представляет собой не просто соблюдение формальностей, а формирование новой культуры взаимодействия всех участников образовательного процесса. Эта инициатива нацелена на повышение качества дошкольного образования, что в свою очередь способствует воспитанию творческих, самостоятельных и инициативных личностей.
В рамках крупномасштабной инициативы по созданию детских садов и расширению различных моделей дошкольного образования запланировано полное устранение очередности для детей в возрасте от трех до семи лет, желающих получить услуги дошкольного обучения. Уровень доступа к дошкольному образованию для детей значительно приблизится к уровню стран с высокоразвитыми образовательными системами.
Граждане смогут получать полную и объективную информацию о образовательных учреждениях, качестве их программ и услугах, а также эффективно взаимодействовать с органами управления в сфере образования.
Работодатели будут иметь доступ к квалифицированным кадрам с современными навыками, позитивной трудовой мотивацией и практическим опытом. Средний доход учителей в общеобразовательных школах составит как минимум 100% от средней зарплаты по региону, в то время как сотрудники детских садов будут получать не менее 100% от средней зарплаты в области общего образования данной территории.
Качество подготовки учителей будет улучшено. Будут созданы необходимые условия для поддержки и внедрения программ наставничества, где более опытные специалисты смогут помочь молодым педагогам. Заработная плата этих специалистов станет привлекательной и конкурентоспособной на рынке труда в регионе.
На развитие общего и дополнительного образования детей будут оказывать влияние четыре ключевые внешние тенденции:
1. При относительно стабильном количестве дошкольников ожидается увеличение числа детей школьного возраста.
2. Продолжится трансформация структуры расселения: малонаселенные районы будут уменьшаться, в то время как население городов будет расти. При этом увеличится доля детей от трудовых мигрантов.
3. Нехватка предложений на рынке труда приведет к усилению конкуренции за человеческие ресурсы, что может вызвать отток педагогов в другие сферы.
4. Социальная среда будет претерпевать значительные изменения, создавая как новые социальные, культурные и технологические возможности, так и риски для детей, семей и образовательных учреждений.
Впервые в стране вводится концепция политического детоцентризма, которая связывает процесс принятия государственных решений с интересами детей. Основная задача заключается в том, чтобы предоставить ребенку возможность играть, создать для него развивающую обстановку и поддерживать его развитие, находясь рядом, а не контролируя. Ключевая цель дошкольного образования — сформировать у ребенка стремление к познанию, позволяя ему выражать свои мысли, самостоятельно рассуждать и искать ответы на возникающие вопросы. Воспитание у детей жажды знаний и открытий — это главная задача дошкольного образования, которое теперь становится первой ступенью в системе образования.
Очевидно, что не следует рассчитывать на мгновенные результаты от реализации ФГОС ДО, особенно учитывая, что процесс его внедрения, согласно плану Министерства образования и науки России, занимает продолжительное время. Кроме того, до 1 января 2016 года установлен переходный период, в течение которого образовательные учреждения обязаны адаптировать «наименования и уставы» в соответствии с требованиями федерального законодательства в области дошкольного образования.
Из-за нехватки разнообразной методической базы полноценное внедрение ФГОС в дошкольном образовании невозможно. Тем не менее, на уровне образовательных учреждений, осуществляющих ООП ДО, для успешного введения ФГОС ДО необходимо решить ряд конкретных задач: проанализировать и понять суть целевых установок и ориентиров современного дошкольного образования; сопоставить задачи и принципы дошкольного образования, представленные в ФГТ и ФГОС ДО; определить направления для повышения профессиональной компетентности педагогов и разработать план работы методической службы ДОО; проанализировать условия, созданные в каждой организации и в каждой группе дошкольного образования; выявить и попытаться устранить существующие проблемы, находящиеся в ведении ДОО.
В ФГОС ДО акцентируется внимание на формировании системы условий, способствующих социализации и индивидуализации детей как «минимальной программы», а также их развитию как «максимальной программы». При этом обязательным условием является создание развивающей образовательной среды.
Основная задача сотрудников дошкольного образовательного учреждения на этапе внедрения ФГОС ДО заключается в проведении тщательного анализа каждой группы требований, чтобы определить, какие условия уже существуют в детском саду, какие необходимо создать и какие шаги для этого предпринять. Также важно выяснить, что нужно дополнительно сделать, учитывая особенности работы самой организации. Вступивший в силу ФГОС ДО четко определяет особенности организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья:
– Содержание дошкольного образования и условия для организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для детей-инвалидов – также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
– В образовательных учреждениях, которые реализуют адаптированные программы дошкольного образования, необходимо создать специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ОВЗ.
Кроме того, до 1 января 2016 года установлен переходный период, в течение которого образовательные учреждения обязаны привести свои названия и уставы в соответствие с требованиями федерального законодательства в области дошкольного образования.
Из-за нехватки разнообразной методической базы полноценное внедрение ФГОС в дошкольном образовании в настоящее время невозможно. Тем не менее, на уровне образовательных учреждений, которые реализуют основные образовательные программы дошкольного образования (ООП ДО, для успешного введения ФГОС ДО необходимо решить несколько конкретных задач:
1. Ознакомиться с основными целями и направлениями современного дошкольного образования.
2. Провести сравнение задач и принципов дошкольного образования, представленных в ФГТ и ФГОС ДО.
3. Найти способы повышения профессиональной квалификации педагогов и составить план работы методической службы дошкольного образовательного учреждения.
4. Оценить условия, созданные в каждой организации и в каждой группе дошкольного образования.
5. Выявить и попытаться решить актуальные проблемы, находящиеся в компетенции дошкольного образовательного учреждения.
В ФГОС ДО акцентируется внимание на формировании системы условий, способствующих социализации и индивидуализации детей как «минимальной программы», а также их развитию как «максимальной программы». Важным условием при этом является создание развивающей образовательной среды.
На начальном этапе внедрения ФГОС ДО ключевой задачей сотрудников дошкольных образовательных учреждений является тщательный анализ каждой группы требований, чтобы определить, какие условия уже существуют в детском саду, какие необходимо создать и какие шаги для этого предпринять. Также важно выяснить, что дополнительно нужно сделать, учитывая особенности работы самой организации.
ФГОС ДО, вступивший в силу, четко определяет особенности организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья:
1. Содержание дошкольного образования и условия для организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для детей-инвалидов — также с учетом индивидуальной программы реабилитации.
2. В образовательных учреждениях, которые реализуют адаптированные программы дошкольного образования, необходимо создать специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ.
Множество дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) активно ищут новые методы и подходы. Этот процесс является решающим для качественных преобразований и перехода ДОУ к устойчивому развитию.
Ключевым моментом является оценка результативности этих изменений: насколько внедряемые инновации соответствуют реальным потребностям и возможностям учреждения, а также удовлетворяют интересы и запросы детей, родителей и педагогов.
Среди основных проблем в области дошкольного образования можно выделить следующие:
1. Недостаток мест — особенно для малышей до трех лет.
2. Отсутствие квалифицированных кадров — низкие зарплаты и высокая степень ответственности не всегда способствуют привлечению опытных специалистов.
3. Ограниченная специализация — детские учреждения не предлагают разнообразные услуги, что может негативно сказаться на всестороннем развитии ребенка.
4. Классификация учреждений — хотя это может показаться плюсом, на практике она создает неравные условия для детей, так как детские сады предлагают разные уровни развития, а у родителей нет возможности выбрать наиболее подходящее заведение.
5. Недостаток единой образовательной программы приводит к разнообразным методам воспитания детей дошкольного возраста. В некоторых детских садах обучение получает минимальное внимание, тогда как в других детей перегружают информацией. Это приводит к тому, что в первых случаях не достигается необходимый уровень умственного развития, а во вторых — возникает хроническая усталость, что может привести к физическим заболеваниям и отторжению навязываемого обучения.
6. Ранний переход в школу — многие дети начинают учёбу в возрасте 6 лет, что может быть преждевременным с точки зрения их готовности к обучению.
7. Замена дошкольных занятий подготовкой к школе — большое количество преподавателей в детском саду может вызывать стресс у детей, особенно учитывая их юный возраст. Обучение в детских садах должно проходить в игровой форме, чтобы не нарушать естественный процесс развития.
Анализ действующих концепций, проектов и программ в области дошкольного образования позволяет выделить несколько основных направлений в развитии системы:
1. Гуманизация — акцент на личностном развитии всех участников образовательного процесса (родителей, педагогов и детей, ориентированность на ценности человеческого роста, всестороннее и гармоничное развитие личности, а также переход субъектов к позиции самоуправляемого развития в процессе раскрытия их внутренних потенциалов.
2. Демократизация — увеличение прав и возможностей участников образовательного процесса, удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов всех субъектов.
3. Диверсификация — необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, образовательных услуг и методов их реализации для удовлетворения различных запросов участников образовательного процесса в дошкольных учреждениях.
Таким образом, ключевые направления в развитии дошкольного образования сосредоточены на формировании полноценной среды для роста ребенка и обеспечении комплексной поддержки индивидуального развития детей раннего возраста.
Список литературы:
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
2. Департамент образования и молодежной политики ХМАО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: doinhmao.ru.
3. Современные тенденции развития образования [Электронный ресурс] – режим доступа //allrefs.net›c14/3qpxb/p2/20.12.16
4. Мельникова Ольга / Методическая служба дошкольного образования на современном этапе[Текст] | Журнал «Дошкольное образование» № 19/2009
5. Ребенок в современном образовательном пространстве: сборник учебных и научно-исследовательских работ студентов и аспирантов с международным участием [Текст] / Шадринский государственный педагогический университет; отв. ред. Л. И. Пономарева. – Шадринск, 2016. – Вып. 7.