Ирина
Современная организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование умений наблюдения за игровой деятельностью; навыков анализа игровой деятельности; наблюдения за формированием игровых умений; разработка предложений по коррекции организации различных видов деятельности детей.
Для старшего дошкольного возраста ведущей деятельностью становится игра, которая является важнейшим средством формирования личности ребенка и раскрытия его познавательных возможностей. В детском саду играм детей отводится значительное место в режиме дня. В старшем дошкольном возрасте предпочтение вызывают творческие игры, так их называют потому, что дети сами определяют цель, содержание и правила игры, отражая в основном окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми.
Публикация «Современная организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
В детстве игра является ведущей деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для общего психического, в том числе интеллектуального и личностного развития ребенка.
Игра имеет огромное преимущество по сравнению с другими видами деятельности в детском возрасте : она приближает ребенка к миру взрослых, моделируя их отношения.
Воспитатели стараются, чтобы воспитание и развитие детей в игре проходило успешно, создавать соответствующие условия : зонирования пространства.
В процессе наблюдения и анализа сюжетно-ролевых игр отметила, что дети проигрывают в игре те действия и реплики которые делают реально в жизни взрослые (родители, воспитатели). Чаще всего воспроизводят знакомые им действия; девочки готовят, убирают, мальчики смотрят телевизор, водят машины, что-то чинят.
Также детям старшего возраста симпатизирует уголок настольных игр, где дети собираются либо парами, либо небольшими группами (чаще 3-5 человек, игрушки разложены на полках и находятся в свободном доступе.
Задача, которая стоит перед воспитателем :
способствование обогащению содержания игр детей, развитие умения взаимодействовать с партнерами по совместной игре.
АНАЛИЗ РАБОТЫ ПО НАБЛЮДЕНИЮ ЗА ИГРОЙ ДЕТЕЙ :
Возраст детей принимавших участие 6-7 лет (старшая группа).
1. По чьей инициативе возникла игра? Игра возникла по инициативе детей
2. Планировали ли дети заранее ее ход? НЕТ
3. Сколько детей участвовало в игре? дети играли небольшими группами, Девочки-2 человека (игра в домике с куклами, мальчики 3 человека- игры с машинками и конструктором, за столами с настольными играми 3 детей.
4. Какие роли были и как они распределялись? Игра девочек в игровом домике с куклами (роли -подружки,Мальчики- игры с машинками-гонки, строительство гаража. мастерской,небольшая группа детей играли с настольными играми (пазл,лото).
5. Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с РОЛЯМИ? Проигрывали знакомые им действия (собирались на день рождения, мальчики – гонщики,строитель
6. Чему отдавали предпочтение дети во время игры: действиям с предметами или взаимоотношениям с людьми? Девочки взаимодействовали и с предметами и друг с другом. Дети игравшие в лото больше взаимодействовали между собой, мальчики-уделяли предметам (машинкам, конструктор) и так же в сборке пазлов.
7. Какие новые игровые ситуации были придуманы в ходе игры? девочки, в ходе игры плавно подключали в свой сюжет поход в магазин и парикмахерскую,используя игровые уголки и предметы.
8. Сколько времени продолжалась игра? Время наблюдения 10-15 минут.
9. Связана ли данная игра с другими играми детей? Да, так как дети могут перейти играть в другую игру -например *парикмахерская*
10. Как окончилась игра: организованно или неожиданно? Обсуждали ли дети ход игры после ее окончания? Игра закончилась не организовано, дети договорились доиграть позже.
11. Самостоятельны ли дети в развитии игры или она развивалась при участии воспитателя? Дети принимали участие и развивали сюжет самостоятельно
12. Соответствует ли игра возрасту детей? Да. соответствует
13. Каков уровень развития игровой деятельности детей? Роли ясно выделены, Ролевые функции взаимосвязаны.
14. Как Вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности?
15. Какие взаимоотношения между детьми вы наблюдали? Каждый участник выполнял свою роль как товарищей, друзей, партнеров,согласно замыслу игры.
16. Кто решал ВОПРОС о приеме в игру? Дети группировались по интересам и дружеских отношений.
17. Выходили ли дети из игры в ходе ее и почему? Нет. не выходили
18. Возникали ли конфликты в процессе распределения ролей? Кем и как они
устранялись? Конфликтов не было. Дети договаривались и обсуждали действия.
19. Как Вы спланируете работу воспитателя по формированию взаимоотношений детей в игре?
20. Каковы были взаимоотношения педагога и ребенка в игре? Воспитатель не вмешивался в процесс игры, давая детям возможность проявить себя. Периодически отвечала на вопросы детей связанные с игровым процессом. (Может ли быть автомастерская и гараж одним помещением) и тд.
21. Связь данного мероприятия с другими видами деятельности. Обучающая
При анализе игровой деятельности старших дошкольников выяснила следующее :
- Для игр созданы условия, т. е. имеются в наличие необходимые материалы, игрушки для сюжетно-ролевых игр (набор "Больница", "Магазин", "Парикмахерская", "Шофер и т. д.).
- Место для данных игр специально отведено.
-Дети умеют самостоятельно выбрать игру и распределить роли, при возникновении затруднений воспитатель помогает детям договориться.
-Ребята действуют в соответствии с взятой на себя ролью, знают правила поведения, действия.
- В игре чаще участвуют до 5-6 человек. На взаимоотношение в игре влияют симпатии детей друг к другу. Пользуются предметами заместителями, сооружают недостающие условия для игры, или осуществления действий.
-В игре показывают широкий спектр взаимоотношений, уступают друг другу, могут самостоятельно разрешить конфликты (чаще всего на почве выбора роли).
-Воспитатель чаще всего не принимает участие в сюжетно-ролевой игре, иногда берет на себя роль руководителя, распределяет роли, предлагает другую игру, в которой могут участвовать большее количество детей (совместные игры мальчиков и девочек – очень важная деталь) Например: девочка – парикмахер, а мальчик – клиент, пришедший к ней в салон; или мальчик – доктор, а девочка – пациентка, поясняет действия в соответствии с ролью. Предлагает новый сюжет и игра усложняется. У них это получается очень интересно и весело. Наблюдает за их поведением в игре.