Фролова Мария Александровна
Памятка для родителей и педагогов при использовании рисуночного теста «Моя семья» в групповой работе
▼ Скачать + Заказать документы
Рисуночный Тест «Моя семья»
ВНИМАНИЕ! Данные рисунки детей не стоит использовать, в целях выявления особенностей внутрисемейных отношений, так как дети рисовали в рамках занятия в групповой форме. Но есть аспекты, на которые родители могут обратить внимание:
Публикация «Памятка для родителей и педагогов при использовании рисуночного теста „Моя семья“ в групповой работе» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Рисование жидким соленым тестом
- Рисование. Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
1. ЕСЛИ ВЫ УВИДЕЛИ НА РИСУНКЕ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОГО НЕТ НА САМОМ ДЕЛЕ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ. Каждый рисунок является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие своей семьи, но и позволяющей ребенку анализировать, переосмыслять семейные отношения. Поэтому рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но также направлен на будущее: при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, по-своему решает проблему актуальных семейных отношений. ТАК, НАПРИМЕР, ПОЯВЛЯЮТСЯ НЕСУЩЕСТВУЮЩИЕ ПАПЫ, БРАТЬЯ, СЕСТРЫ И т. д.
2. РЕБЕНОК НАРИСОВАЛ НЕ ВСЕХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые ребенок воспринимает, как запретные: «Я должен его любить, а он меня раздражает» либо эмоциональная связь отсутствует.
3. РЕБЕНОК НЕ НАРИСОВАЛ СЕБЯ. Это указывает на трудности самовыражения в отношениях с близкими людьми, связанные с чувством неполноценности: «Сестра хорошая – она отличница, а я нет.»
4. Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. Так, например, важным показателем психологической близости является расстояние между отдельными членами семьи. Иногда между отдельными членами семьи рисуются разные объекты, которые служат как бы перегородкой между ними. Так, довольно часто можно увидеть рисунок, в котором отец сидит, спрятавшись за газетой, или около телевизора, отделяющего его от остальной семьи. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших, благополучных семейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет несколько членов семьи.
5. РЕБЕНОК НАРИСОВАЛ ВСЕ ФИГУРЫ ОЧЕНЬ МАЛЕНЬКИМИ и расположил их на нижней части листа. Это уже может свидетельствовать о депрессивности ребенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации. Люди вверху листа низкая самооценка, но высокие притязания «Я много чего хочу, но у меня мало, что получается». На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка по поводу своей семейной ситуации, что она тревожит его, и он как бы откладывает рисование членов семьи, а рисует вещи, которые не обладают столь сильной эмоциональной значимостью.
6. КТО-ТО ПРОРИСОВАН ЛУЧШЕ, считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру его самого любимого члена семьи. И наоборот, если он отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначно окрашены, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать и перерисовку. В рисунках можно наблюдать несколько стилей рисования. Чаще всего свой рисунок дети начинают с изображения того члена семьи, к которому они действительно хорошо относятся (рисуют первым).
7. РЕБЕНОК НАРИСОВАЛ ХУЖЕ, ЧЕМ ОБЫЧНО РИСУЕТ (отказывается рисовать). Многочисленные отговорки, а также манера прикрывать рукой нарисованное могут свидетельствовать о неверии ребенка в свои силы, о его потребности в поддержке со стороны взрослого.