Надежда Варыгина
Конспект совместной деятельности для детей и родителей подготовительной группы по созданию игровой куклы-обмотки «Птичка»
▼ Скачать
Цель:
Развитие культуры досуга семьи воспитанников через разнообразную совместную художественно-эстетическую деятельность,
Задачи:
для родителей
1. Познакомить родителей с традициями встречи весны в России, значением символики птиц в народном быту.
2. Познакомить родителей с приемами изготовления игровой куклы - обмотки в виде птицы из ткани способом перемычной набивки, в соответствии с народными традициями. Содействовать углублению интереса к истории и традициям игрушечного ремесла.
Публикация «Конспект совместной деятельности для детей и родителей подготовительной группы по созданию игровой куклы-обмотки „Птичка“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
3. Способствовать установлению и развитию отношений партнёрства и сотрудничества родителей с ребёнком.
5. Дать представление о последовательности изготовления народной куклы - обмотки в виде птицы из ткани способом перемычной набивки,как атрибута духовной культуры русского народа, Повысить творческий потенциал участников мастер-класса.
для детей :
Образовательные :
1. Через игрушку продолжать знакомить с историей Руси, традициями.
2 Закрепление представлений детей о признаках и особенностях времени года весна.
3. Формировать умения создавать, игровую куклу - обмотку в виде птицы из ткани способом перемычной набивки, по традиционной технологии.
4. Совершенствовать умение конструировать из ткани.
5. Обогащать речь детей при помощи малых фольклорных форм :закличек.
Развивающие :
1. Развитие мелкой моторики и первичных навыков рукоделия детей.
2. Развивать творческий потенциал детей в совместном созидательном взаимодействии взрослых и детей.
3. Развивать эмоциональность, чувство прекрасного.
4. Развивать индивидуальное самовыражение детей при выполнении поделок с использованием ткани и ниток.
Воспитательные :
1. Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры
2. Воспитывать трудолюбие,аккуратность при изготовлении поделок из ткани.
Интеграция образовательных областей :
Социально-коммуникативное развитие: расширять представления детей о народной игрушке;традициях и обрядах русского народа при смене времен года;
Речевое развитие: обогащать словарь детей такими словами как : закличка, веснянка; формировать умение отличать особенности малого фольклорного жанра закличка;
Художественно-эстетическое развитие : развивать навыки конструирования из ткани ;
Физическое развитие: закреплять умение играть в подвижные игы, соблюдая правила игры, развивать интерес к играм малой подвижности, закреплять умение соотносить слова сопровождающие игру с действиями.
Материалы :
- мультимедийная презентация “Символика птиц в русском народном творчестве”
- технологическая карта по изготовлению игровой традиционной народной тряпичной куклы “ Птичка”(по количеству участников мастер класса)
- набор материалов для изготовления куклы ( по количеству участников мастер-класса :
лоскуты ткани х\б размером 20х20 см;
наполнитель для набивки куклы (вата или синтепон);
шерстяные нити для перетяжки игрушки;
ножницы.
- буклет для родителей “Народный календарь. Встреча весны”
Предварительная работа :
- подбор материала и создание мультимедийной презентации “Символика птиц в русском народном творчестве”;
- подбор материала и создание буклета “Народный календарь. Встреча весны”
- подготовка технологических карт для изготовления игрушки;
с детьми
- беседа с детьми о народных тряпичных игрушках;
- организация в центре изодеятельности выставки тряпичных народных кукол;
-знакомство детей с малыми фольклорными формами : закличками ;
-разучивание с детьми народной игры «Птичий хоровод»;
- беседа с детьми о признаках и приметах наступления весны;
с родителями ;
- анкетирование родителей в целях выявления интереса к данному мастер -классу;(приложение II)
- оформление папки передвижки для родителей "Приобщение к истории, традициям и культуре русского народа";
- консультация для родителей «Народная тряпичная кукла – как традиционный элемент воспитания детей»
Ход мастер -класса :
Здравствуйте ребята, добрый вечер уважаемые взрослые. Рада видеть вас на нашей совместной встрече. На сегодняшнем мастер- классе я расскажу о том, как сделать куколку – обмотку в виде птицы из ткани. (демонстрация поделки).
В народе птицы всегда символизировали счастье и свободу. Их образы часто связывали с образами неба и высшей силы. Издавна славяне считали, что птица, сидящая на дереве - это душа человека, посланная Солнцем на Землю. Дерево - это вселенная, а птица, находящаяся на нём - это яркий солнечный свет. Образ птицы в глубокой древности был привычным талисманом, оберегом. (слайд 2 презентации)
Уточка - символ продолжения Рода, создателя Земли и счастливой дружной семьи. (слайд 3)
Петух -считается существом, отгоняющим нечистую силу и охраняющим от пожара. Поэтому на коньке крыш ставят деревянного или железного петуха. Считалось, что он своим громким пением приветствует восход и как бы призывает солнце, пробуждая к жизни спящую природу. (слайд 4)
Ворон-птица-вещун. Несет чаще всего недобрые вести. (слайд 5)
Кукушка-Птица, связанная с женским и девичьим началом (слайд 6)
Сова — советница лешего, величается в сказках и присказках совушкой-вдовушкой, разумной головушкой, лесной барыней. Всегда и везде с представлением о ней соединилось понятие о мудрости. (слайд 7)
Филин — «совкин деверь», постоянный спутник лесного хозяина. (слайд 8)
Сокол-птица, олицетворяющая светлое начало в человеческом существовании. Он пользовался в русских песнях и сказках большим почетом. Его называли не иначе как «млад — ясен сокол», величая этим же именем и красавцев-добрых молодцев. (слайд 9)
На нашем сегодняшнем мастер-классе мы будем делать игровую куклу “ Птичка”,потому что,раньше эти куколки являлись непременным атрибутом «закликания» весны. Вот такими птичками - веснянками приглашали весну в гости. Считалось, что весну нужно зазвать, выкликнуть, чтобы она побыстрее пришла. В народном календаре, существуют праздники посвященные прилёту птиц и закликанию весны.. Вот так звучит одна из закличек:
Жаворонки,перепёлушки,
Птички ласточки,
Прилетите к нам!
Весну ясную, весну-Красную,
приведите к нам!
Перепёлки, жаворонки
Вы слетайтеся!
Вы в края свои родные собирайтеся!
Люту зиму,да студёну уносите!
А Весну,Весну-Красну нам принесите!
Познакомится с традициями и обрядами этих праздников вам поможет информация из нашего буклета.
Предлагаю вам поиграть в подвижную народную игру которая бытовала в Нижегородской губернии Воротынского района. А затем приступим к изготовлению нашей поделки. Игра называется «Птичий хоровод» : Дети становятся в круг и все вместе выкрикивают:
«Ехала торба с высокого горба,
В этой торбе хлеб,
соль да пшеница.
С кем ты хочешь –
с тем поделись!»
с последними словами дети бросаются друг к другу и образуют пары, которые, плавно двигаясь, пропевают следующие слова:
«Летели две птички –
Ростом невелички.
Как они летели –
Все люди глядели.
Как они садились –
Все люди дивились.
Как они вставали –
Крепко обнимали».
Окончив песню, дети вновь становятся в круг, и все начинается сначала.
Поиграли, приступим к изготовлению игрушки. Для работы нам понадобятся :
- ножницы;
- лоскут хлопчато-бумажной ткани размером 20 Х 20 см;
- синтепон (вата);
- шерстяные нити. (фото 1 приложение)
Предлагаю делать все одновременно со мной. Для удобства перед вами схемы последовательности изготовления игрушки. (приложение I)
1. Складываем квадрат ткани по диагонали и проглаживаем линию сгиба. (приложение II фото 2 ,3)
2. Уголки складываем к середине. Техника изготовления птицы напоминает оригами. Затем складываем еще раз пополам. Наверху у нас будет клюв и голова, внизу хвост, по бокам крылья. Основа готова. (фото 4,5)
3. Теперь будем формировать клюв. Чтобы основа не распалась можно положить на нее ножницы. Берем нить, складываем ее пополам и обвязываем ей клюв – уголок, на расстоянии 7-10 мм. От края перематываем его несколько раз. Наматываем один конец нити сначала к концу клюва, а затем в обратном направлении и завязываем на три узла. (фото 6-8)
4. Далее делаем голову, берем вату, формируем комочек и развернув заготовку вкладываем шарик под клюв, формируем голову и обвязываем нитью: одним концом нити обматываем голову в одну сторону, другим-в противоположную, закрепляем обмотку, завязывая нити на узелки, положив птичку на спинку (фото 9-12)
5. Теперь формируем туловище. Кладем птицу на животик. Снова раскрываем ткань, берем вату, формируем шарик побольше и вкладываем в ткань. (фото 13)
6. Теперь делаем крылья. Птица к нам спиной. Одним концом нити оборачиваю одно крыло 3 раза и обвязываем узелками. Другим концом формируем таким же образом крыло с другой стороны. (фото14-16)
7. Делаем хвост: один конец нити от головы прокладываем через спину в одну сторону наискосок, другой- в другую сторону наискосок и оборачиваем хвост – на спине получается крест- основа оберега, закрепляем нить завязывая на узелки на обратной стороне поделки. Расправляем нити, чтобы туловище получилось более аккуратным и не уменьшилось в длину. Обматываем хвост одним концом в одну сторону, другим - в противоположную, завязываем на узелки. (фото 17,18)
8. Обрезаем лишние концы нитей наша поделка готова. Пусть она принесет радость в вашу жизнь, а в доме всегда будет солнечно и тепло. (фото 19)
Рефлексия «Солнышко»
Уважаемы родителе на доске прикреплен круг “солнышко “, а перед вами “лучики “ желтого и голубого цвета. Предлагаю вам оценить нашу встречу. Прикрепить лучики к солнышку: -лучик желтого цвета – мне очень понравился мастер-класс, получили много интересной информации;
-лучик голубого цвета – мастер-класс не интересный, не было никакой полезной информации
Спасибо за внимание. До новых встреч.