Лучший педагог года

Совместная работа учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в группе для детей с ТНР

Ольга Переяславцева
Совместная работа учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в группе для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

В любой специальной группе основное внимание должно уделяться коррекционным процессам. Плавание и физическая культура имеют немаловажное значение для успешной коррекции речевых нарушений. Эти занятия способствуют оздоровлению детского организма, постановке диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованию координации основных видов движений, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики, обогащению словарного запаса, преодолению межполушарной ассиметрии мозга, формированию положительных личностных качеств в поведении ребенка: общительности, умения рассчитывать свои силы, воспитание самоконтроля, смелости, решительности, настойчивости, скромности, самокритичности, отзывчивости, чувства товарищества и др.

Публикация «Совместная работа учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в группе для детей с ТНР» размещена в разделах

Физические упражнения помогают занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В программу физического развития ребенка с нарушением речи помимо обязательного раздела по физкультуре, соответствующего возрасту, входят и спе-циальные упражнение и задания на устранения этого недостатка, которые обязательно проводятся совместно с логопедом и воспитателем данной группы.

Начальная диагностика физического развития говорит о том, что у детей с нарушением речи нарушена координация движений, ослаблено внимание, слабый мышечный аппарат. Но из опыта работы нашего д/ с можно сделать следующие выводы: если ребенок посещает детский сад регулярно, с ясельной группы, усваивает программу физического развития, соответствующую его возрасту, постоянно совершенствуя себя, то ничем не отличается от других детей его возраста, кроме разговорной речи. Некоторые дети имеют уровень физического развития выше среднего (таблицы контрольных нормативов, соревнования «Малышок», конкурс по ритмической гимнастике, из 12 человек - 4 - дети логопедических групп).

Совместное обсуждение результатов диагностики с логопедом и педагогами, работающими в логопедических группах, позволило нам наметить перспективный план коррекционно-образовательной работы на занятиях по физкультуре и плаванию.

Первое направление включает серию упражнений и заданий по постановке диафрагмально-речевого дыхания. Неправильное или слабое участие дыхательных мышц наносит вред процессу звукообразования, и поэтому основная задача этого направления - постановка правильного дыхания и увеличение жизненной емкости легких. Для ослабленного детского организма правильное дыхание - залог здоровья. Обучение правильному дыханию лучше проводить после упражнений, связанных с большой тратой энергии (бега, прыжков, игры и т. д.). Особого внимания требует выдох: он должен быть медленным, продолжительным. Более 2-3 раз подряд выполнять такие упражнения не стоит.

Начинать надо с грудного дыхания в положении стоя, держа ладони на груди. В фазе вдоха грудь нужно опускать. Обращать внимание на медленное и бесшумное выполнение каждого вдоха и выдоха. Затем то же упражнение, но и. п. - лежа на спине (выполнять 1-2 раза).

Далее переходим к обучению брюшному дыханию. За время обучения внимание сосредотачиваем на следующем: вдох - выпячивается живот, выдох -подтянуть живот. Создав представление о грудном и диафрагмальном дыхании, педагог переходит к более сложному (смешанному) дыханию.

Обучение правильному дыханию осуществляем через формирование осмысленности, осознанности и произвольности движений и действий.

Примеры игровых дыхательных упражнений: имитация через дыхание - урагана, легкого ветерка, пылесоса, велосипедного насоса, надувание шарика и др. Дыхание в разном ритме. Игровое задание «змейка» (вдох -нос, выдох - рот). Очистительное дыхание - вдох - нос, выдох - прерывистый, словно спуск по ступенькам. «Рисование» дыханием в воздухе воображаемых фигур. Игровые звуковые упражнения: «Гудок паровоза», «Веселая пчелка», «Полет самолета», «Часики», «Трубач», «Насос», «Комарики», «Трактор», «Плакса» (звук «ы» снимает усталость головного мозга).

Второе направление включает упражнения на развитие моторики: общей (координация движений) и мелкой (укрепление мускулатуры лица, особенно круговой мышцы рта и мышц, удерживающих нижнюю челюсть в сомкнутом состоянии (жевательные мышцы). Последнее, наиболее успешно решаем, при обучении детей мимической гимнастике. При выполнении специальных упражнений для укрепления мышц горла, шеи, силовым упражнениям в положении лежа на животе и спине с задержкой дыхания; при выполнении упражнения «Поплавок», «Медуза», «Звездочка» рот плотно закрыт, язык лежит за зубами. Мимическая гимнастика развивает воображение, выразительность движений. Вот некоторые примеры артикуляционной гимнастики: «Курочка и цыплята», «Облака», «Спать хочется», «Вкусное варенье», «Почистим зубы», «Дудочка играет», «Слоники», «Жил-был язычок».

Упражнения на развитие координации движений даем с постепенным усложнением заданий. Сначала используем упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки, ноги, туловище, а затем постепенно вводятся упражнения, объединяющие части тела и дыхание. Например: «Загудел паровоз», «Веселый танец», «Волшебные превращения» ходьба обычная - с движениями рук (с хлопками, ходьба на носках - руки на пояс, вверх, перед грудью, за спиной, с круговыми движениями и т. д.

Упражнения с предметами всесторонне воздействуют на организм, помимо развития координации движений они развивают силу, ловкость, четкость, быстроту реакции, глазомер. Особое внимание уделяем упражнениям с мячами. Используя мячи всех размеров, чередуем напряжение и расслабление, снимается излишнее напряжение с мышц, когда упражнение уже усвоено на уровне двигательного навыка.

Третье направление - коррекционные упражнения. Коррекционные упражнения применяем для укрепления опорно-двигательного аппарата, для развития равновесия, формирования правильной осанки.

В начале коррекционного курса с детьми проводим построения, различные перестроения, серии движений в различных направлениях, счетные упражнения, расчет по порядку, на первый и второй, парами, в две колонны, три шеренги и т. д. Это помогает в дальнейшем проводить зарядку и обще-развивающие упражнения под счет, помогает в музыкально-ритмическом воспитании (аэробики, ритмической гимнастики, колонетики, а также для совершенствования техники специальных физических упражнений).

Коррекционные упражнения способствуют развитию физических способностей ребенка. Так, например: упражнения «Лягушка», «Плуг», «Лук». «Свеча», «Коробочка» и др. способствуют развитию гибкости, силе, растяжке; «Ласточки», «Аист» - равновесию; подпрыгивание до предмета, перепрыгивание через препятствие, спрыгивание с высоты - прыгучести.

С помощью этих упражнений учим ребенка управлять своим телом, корректируя его вместе с совершенствованием упражнений (занятия на коррекционных ковриках, азбука-зарядка, тренажер «придумай упражнение»).Специальные упражнения на изучение своего тела (тело упражнения, упражнения по ЛФК для профилактики плоскостопия и нарушений опорно-двигательного аппарата не только исправляют дефекты осанки, но и помогают ребенку осознать важность этих занятий, обогащая словарный запас и прививая здоровый образ жизни.

Эффект развития осмысленной моторики усиливается, если ребенок вступает в своеобразный диалог с органами собственного тела как самостоятельно действующими лицами. Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить свое тело. Благодаря этому ценность здоровья воспринимается ребенком не как внешняя словесная декларация, исходящая от взрослого, а как изнутри осмысленная жизненная необходимость («правило для позвоночника», «зарядка-настрой»).

Четвертое направление- это закаливание. Это направление должно начинаться с самого рождения, в семье, и если с этим не справились родители, наша задача - постепенно и регулярно заниматься закаливанием.

Закаливание приводит к усилению обмена веществ, повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, оказывает благотворное влияние на общее психосоматическое состояние и поведение ребенка. Выбирая закаливающие процедуры для дошкольника, учитываем и домашние условия, в которых он живет: температура воздуха, режим проветривания комнаты и т. д. В качестве средств закаливания мы используем: занятия в облегченной одежде, иногда только в шортах, босиком, в хорошо проветренном зале, зарядка при открытой фрамуге. В группах воспитатели проводят свои закаливающие процедуры, комплексы оздоровительных упражнений для горла: «Лошадка», «Ворона», «Змеиный язычок», «Зевота», «Упрямый ослик» и «Плакса», а также оздоровительный точечный массаж.

Пятое направление - точечный массаж.

Точечный массаж - это воздействие на биологически активную точку (БАТ) методом надавливания с легким массажем. На БАТ воздействуют пальцем или кистью: воздействие на определенную точку стимулирует или успокаивает нервную систему, усиливает кровоснабжение, регулирует трофику тканей, желез внутренней секреции, уменьшает болезненность, снижает нервное и мышечное напряжение. На занятиях по физкультуре мы обучаем детей оздоровительному самомассажу.

Точечный массаж проводится не более 10 мин. Продолжительность надавливания в течение 0,5-1 мин., постепенно добавляя по 2 точки к ранее изученным.

Такие заболевания, как насморк, кашель, ангина, фарингит, можно вылечить с помощью массажа активных жизненных точек. Под воздействием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, такие как интерферон, который очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

В своей практике мы проводим оздоровительный массаж па следующим зонам:

ЗОНА 1

Связана с костным мозгом грудины, сердцем, со слизистой оболочкой трахеи. При массаже этой зоны уменьшается кашель, боль за грудиной, нормализуется кроветворение.

ЗОНА 2

При массаже этой точки повышается сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.

ЗОНА З

Связана со щитовидной железой, слизистой оболочкой гортани. При массаже этой зоны голос становится чистым и звонким.

ЗОНЫ 4 и 5

Зоны шеи связаны с регуляторами деятельности. всех сосудов головы и тела, а также со слизистой оболочкой задней стенки (заболевание - фарингит). Шею сзади необходимо массировать сверху вниз.

ЗОНА 6. Середина уха со стороны щеки

Связана с вестибулярным аппаратом, со слизистой оболочкой средне го уха и миндалинами. Уменьшается боль в глотке при ангине, в ухе - при отите, а главное, нормализуется вестибулярный аппарат.

ЗОНА 7

Улучшается умственное развитие, уменьшается косоглазие, уменьшаются боли в лобных отделах головы и глазных яблоках.

ЗОНА 8

Связана с гипофизом, слизистыми оболочками носа и гайморовых пазух. Дыхание улучшается, проходит насморк.

ЗОНА 9

Руки - это манипуляторы, связанные со всеми органами. Массаж этой зоны благотворно влияет на весь организм, устраняет возникшие нарушения.

Шестое направление- пластико-ритмическая гимнастика. Пластико-ритмическая гимнастика строится на импровизации в танце, образных движениях аудиовизуальных картин (подбор музыки, предлагаемых педагогом.

Гармоническое сочетание духовных образов и физических движений в ходе пластико-ритмического урока создает положительный эффект психо-ритмического урока, психофизического и эстетического воздействия в сложном комплексе педагогического процесса.

Занятия по пластико-ритмической гимнастике проводятся с учетом общеразвивающих и коррекционных задач:

* развитие слухового и зрительного внимания,

* развитие гибкости, силы (каланетика,

* формирование правильной осанки,

* развитие координации движений,

* синхронное выполнение упражнений с ритмом музыкального сопровождения (ритмичность,

* формирование умений выполнять импровизированные движения под плавную музыку (пластика движений,

* умение выполнять элементы танца,

* развивать умение передавать в танце характер музыкального сопровождения,

* выполнение упражнений, связанных с растяжкой мышц (стрейчинг, расслабляющие упражнения.

Проведение пластико-ритмических занятий способствует эмоциональной разгрузке ребенка и оказывает полезное воздействие на коррекционный процесс в группах для детей с нарушением речи.

Расслабляющие упражнения учат ребенка произвольно расслаблять мышцы, снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций. Мышечная и эмоциональная раскованность - важное условие для становления естественной речи и правильных телодвижений.

С помощью специальных упражнений дети лучше чувствуют расслабление указанных мышц, если сначала дать им ощутить некоторое напряжение этих мышц, а затем подчеркнуть, как мы себя чувствуем, когда наши мышцы не напряжены, расслаблены. Важно знать, что метод релаксации, по заключению специалистов, является физиологически безопасным и не дает негативных последствий.

Седьмое направление - игровая деятельность. Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребенка. Если ребенок долго сидит в одной и той же позе, то он ищет выход своей энергии, и поэтому совершает движения без всякой цели: бегает, прыгает, толкается. Бесспорно, некоторые игры основываются на избавлении от скопившейся энергии, на переключении деятельности.

Другая точка зрения заключается в том, что игра сама по себе является не столько тратой сил, сколько их источником. Игра привлекает к себе, становясь источником новых сил и новой психофизической энергии, игра развивает ребенка, укрепляет его физически, учит управлять своими эмоциями и ощущениями.

Подвижные игры давно вошли в практический обиход дошкольного воспитания. Однако нередко игра утрачивает свой развивающий потенциал, превращаясь лишь в способ моторного натаскивания детей. Поэтому не нужно забывать о том, чтобы в двигательную деятельность детей вплетался процесс образного мышления. В этом случае игра приобретает подлинно развивающий смысл.

Игры в двигательной терапии используем самостоятельно или в сочетании с различными ритмическими, логоритмическими, музыкально-ритмическими комплексами. Ребенок часто забывает правильно дышать или останавливает дыхание на некоторое время при выполнении двигательных заданий. С помощью игры вырабатываем правильное дыхание через организованное участие в речитативе или песне, которые должны сочетаться, чтобы соответствовать совершаемым движениям и физическим упражнениям.

Игра формирует личность ребенка. И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Первое представление о мире, вещах, явлениях приходит к ребенку через движение его глаз, языка, рук, через перемещение в пространстве, через взаимодействие с игрушками. Чем разнообразнее информация поступает в его мозг, тем интенсивнее протекает его интеллектуальное и психическое развитие. Играя, ребенок вживается в различные образы, знакомится с многообразием социальной действительности. Важное место в игре принадлежит взрослым, от которых ребенок сознательно или бессознательно усваивает привычки, отношение к окружающему миру, манеру поведения.

Важное значение в игре имеет музыкальное сопровождение. Оно ведет к еще более эффективному развитию и закреплению полезных качеств и умений, полной согласованности движений по скорости, продолжительности, воспитывает чувство ритма, способствует уравновешиванию нервных процессов, содействует лучшей координации, развитию таких качеств, как внимание, инициатива, смелость, чувство товарищества, дисциплина, быстрота, сила, ловкость, гибкость, ориентировка в пространстве и во времени.

Задачи коррекционной работы инструктора по физическому воспитанию с детьми логопедической группы

* дифференциация носового и ротового дыхания;

* развитие мышечных движений (жевание, улыбка, радость, грусть);

* развитие слухового внимания;

* развитие артикулярных движений (цокание, шипение, насос и др.);

* развитие мелкой моторики;

* развитие общей координации;

* развитие координации между движением и словом;

* развитие динамической координации движений (напряжение- отдых - напряжение).

Коррекционная работа инструктора по физической культуре с детьми, имеющими нарушение речи

общая моторика

* развитие координации движения;

* специальные упражнения, укрепляющие мышцы, связанные с речью (мимическая гимнастика, артикуляционные движения);

дыхательная гимнастика, коррекционные упражнения:

* укрепление опорно-двигательного аппарата;

* специальные упражнения по ЛФК;

* развитие физических способностей;

точечный массаж:

* оздоровительный;

* специальный (по показаниям заболевания);

Закаливание, как игра как закрепление и совершенствование правильного произношения:

* наглядный материал в играх и упражнениях;

* физкультминутки;

* расширение и обогащение лексического запаса в игре.

Публикации по теме:

Циклограмма распределения рабочего времени инструктора по физической культуреЦиклограмма распределения рабочего времени инструктора по физической культуре Циклограмма распределения рабочего времени инструктора по физической культуре Морозовой Марины Владимировны на 2017 – 2018 учебный год.

Годовой отчёт инструктора по физической культуре за 2016–2017 учебный год .

Годовой отчёт о проделанной работе инструктора по физической культуре Годовой отчёт о проделанной работе инструктора по физической культуре за 2020 - 2021 годЗанятия по плаванию проводились 2 раза в неделю.

Интегрированное занятие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре «Путешествие юных космонавтов»Интегрированное занятие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре «Путешествие юных космонавтов» Задачи: Развивать лексико-грамматическую стороны речи,дыхание и голос, общую моторику; Добиваться синхронизации движений пальцев рук и.

Мастер-класс инструктора по физической культуре «Волшебный платочек»Мастер-класс инструктора по физической культуре «Волшебный платочек» Цель: Учить детей и взрослых использовать нетрадиционное оборудование для профилактики осанки и плоскостопия. Задачи: Заинтересовать детей.

Портфолио инструктора по физической культуреПортфолио инструктора по физической культуре «Единственная красота, которую я знаю, -это здоровье» Генрих Гейне, немецкий поэт Бойко Светлана Владимировна Год рождения: 18 октября.

Портфолио инструктора по физической культуреПортфолио инструктора по физической культуре Инструктор по физической культуре 1. Ф. И. О. Зыкова Любовь Васильевна 2. Дата рождения: 23 мая 1959 г. 3. Образование: среднее специальное.

Творческий отчёт инструктора по физической культуре за учебный год Рассказать хочу коллеги, Как прошёл учебный год! Как мы планы составляли, Может кто наоборот? Пандемия нам немного коррективы привнесла….

Взаимодействие воспитателя и инструктора по физической культуре в совместной работе по укреплению здоровья детейВзаимодействие воспитателя и инструктора по физической культуре в совместной работе по укреплению здоровья детей Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – желание родителей и одна из ведущих задач ДОУ. Вопросам физической культуры дошкольников.

Заявление на I квалификационную категорию инструктора по физической культуре В Главную аттестационную комиссию (наименование аттестационной комиссии) от Морозовой Марины Владимировны (фамилия, имя, отчество (полностью).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совместная работа учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в группе для детей с ТНР
Опубликовано: 24 октября 2022 в 12:14
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Совместная работа учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в группе для детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Переяславцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД