Любовь Максимова
Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя в использовании здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
Цель: Способствовать повышению компетенций педагогов в вопросах интеграции художественной деятельности.
Задачи:
• Расширять знания педагогов о здоровьесберегающих
технологиях в музыкальном развитии детей.
Публикация «Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя в использовании здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
• Формировать представления о включении музыки в
режимных моментах.
• Уточнить знания педагогов о музыкально-ритмических
упражнениях и движениях.
Планируемый результат: знание и применение на практике музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Работая в детском саду, можно наблюдать большое количество детей, которые самостоятельно не могут справиться с нервно-психическими нагрузками и перегрузками, получаемыми как в детском саду, так и дома. Именно это приводит многих детей к различным формам отклоняющегося поведения. И педагоги должны всеми возможными средствами решать эти проблемы. Одним из таких средств являются здоровьесберегающие технологии музыкального развития.
Такие учёные как Боткин С. П., Павлов И. П., Сеченов И. М. и другие, доказали, что с помощью музыки можно регулировать психическое состояние, а правильно подобранный ритм облегчает стрессовое состояние.
Какие же методики используются в музыкальном воспитании детей?
1. Слушание музыки или МУЗЫКОТЕРАПИЯ - эффективный метод профилактики и лечения детских неврозов, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. Музыка повышает способность организм к высвобождению эндорфинов – биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом, регулирует дыхание. Минздрав РФ в 2003г. признал музыкотерапию официальным методом лечения.
В режимных моментах можно использовать утром при приёме детей, как фоновую музыку (бодрая, радостная, детские песни, перед сном и после пробуждения при раздевании и одевании детей (спокойная классическая музыка и звуки природы).
Музыка для встречи детей и их свободной деятельности
Классика:
1. И. С. Бах. "Шутка".
2. И. С. Бах. "Прелюдия до мажор".
3. И. Брамс. "Вальс".
4. А. Вивальди "Времена года"
5. Й. Гайдн. "Серенада"
6. Д. Кабалевский "Клоуны"
7. В. А. Моцарт "Маленькая ночная серенада"
8. В. А. Моцарт "Турецкое рондо"
9. И. Штраус "Полька "Трик-трак"
Детские песни:
1."Антошка" В. Шаинский
2."Бу-ра-ти-но" Ю. Энтин
3."Будьте добры" А. Санин
4."Веселые путешественники" М. Старокадомский
5."Все мы делим пополам" В. Шаинский
6."Да здравствует сюрприз" Ю. Энтин
7."Если добрый ты" Б. Савельев
8."Лучики надежды и добра" Е. Войтенко
9."Настоящий друг" Б. Савельев
10."Песенка о волшебниках" Г. Гладков
Музыка для пробуждения после дневного сна
1. Э. Григ "Утро"
2. А. Дворжак "Славянский танец"
3. Лютневая музыка XVII века
4. Ф. Лист "Утешения"
5. Ф. Мендельсон "Песня без слов"
6. В. Моцарт "Сонаты"
7. М. Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов"
8. М. Мусоргский "Рассвет на Москва-реке"
9. К. Сен-Санс "Аквариум"
10. Л. Боккерини "Менуэт"
Музыка для релаксации
1. И. С. Бах "Ария из сюиты №3"
2. Л. Бетховен "Лунная соната"
3. К. Глюк "Мелодия"
4. Э. Григ "Песня Сольвейг"
5. К. Дебюсси "Лунный свет"
Колыбельные
1. Н. Римский-Корсаков "Море"
2. Г. Свиридов "Романс"
3. К. Сен-Санс "Лебедь"
2. Пение – ВОКАЛОТЕРАПИЯ - лечение пением. Развивает межличностные отношения, регулирует психо - вегетативные процессы, формирует оптимистическое отношение к жизни. Совместное пение объединяет детей и доставляет им радость. Кроме того, правильный подбор вокальных и дыхательных упражнений способствует более качественному функционированию сердечно - сосудистой системы, поскольку при пении массируются внутренние органы.
Можно всегда найти время попеть с детьми знакомые песенки.
В каждой ОЧЕНЬ нужна ОТДЕЛЬНАЯ ФЛЕШКА для хранения только музыки.
3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА- нацелена на совершенствование моторной и двигательной координации и укрепление межфункциональных связей.
Задачи ПГ- стимулировать развитие речевых зон и двигательного поля коры головного мозга.
Я знаю, вы делаете пальчиковую гимнастику но если бы мы делали одинаковые, это было бы лучше для развития детей.
4. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ – приобщают детей к музыке, помогают понять её содержание, осмыслить её выразительные средства. М. И. - способствует системному развитию психологического комплекса у детей: восприятия, ощущения, внимания, воображения, памяти, мышления и в частности эмоционально – чувственного компонента, поскольку содержанием искусства служат человеческие эмоции, настроение, чувства, которые отражаются благодаря специфическим музыкальным средствам (ритм, гармония, темр, и т. д.)
5. РИТМОТЕРАПИЯ - музыкально – ритмические упражнения, направленные на профилактику, укрепление и сохранение правильной осанки, развитие гибкости. Они помогают добиться эмоциональной разрядки, выполняют релаксационную функцию. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают быстро и легко устанавливать дружеские связи со сверстниками. Танец, мимика и жест, как и музыка – древнейшие способы выражения чувств и переживаний.
В ритмотерапию входит и Логоритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, направленная на коррекцию речевых нарушений и развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, регуляцию мышечного тонуса, активизацию всех видов внимания и памяти.
Сюда же хотела бы отнести и Ритмодекламацию, то есть чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Её основная цель- развитие музыкального, поэтического слуха, чувство слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог и звук произносится осмысленно, с искренним отношением к звучащей речи. Использование ритмодекламации формирует естественное звучание голоса, вырабатывает речевое и певческое дыхание, развивает чёткую дикцию и выразительное исполнение различных настроений в речевом или музыкальном материале.
Чтение стихотворения: воспринимать как продолжение занятия по развитию речи. Не только расширение диапазона произносимых слов, выражение чувств и мыслей, но и:
1. Правильное, чёткое произношение
2. Логические ударения во фразе (не более 2х)
3. Ритм, не торопиться, не комкать концы фраз.
Исследования учёных, занимавшихся изучением детей с проблемами речи (Л. А. Венгер, Г. А. Волкова, В. А. Гринер и др.) обращали внимание на то, что у дошкольников, имеющих речевые нарушения, наблюдалось недостаточное развитие чувства ритма, вследствие чего отмечались нарушения слоговой структуры слова и не ритмизированная речь. В связи с этим проблема развития ритмических основ у дошкольников всегда оставалась актуальной.
К этим основам относятся:
• Формирование правильной осанки с помощью общеразвивающих упражнений, а также напоминание о постоянной поддержке красивой осанки.
• Формирование навыка пружинности, это важно для развития всех двигательных навыков.
• Формирование «прослеживающей функции» взгляда - умение и привычка следить взглядом за движением рук
• Формирование умения начинать и заканчивать движение вместе со звучанием музыки - по показу взрослого и самостоятельно.
Успехи музыкального и физического развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя и инструктора по физической культуре, но и от воспитателя. Ведь он больше общается с детьми, лучше знает склонности каждого ребенка. Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, плясками, играми.
Работа по закреплению и углублению связи движений с музыкой проходит успешно, если воспитатель использует в своей работе игры, пляски, музыкально-ритмические комплексы, тем самым воспитывая и развивая движения детей, систематически прививая им необходимые навыки.
В течение всех лет пребывания в детском саду, надо учить детей двигаться выразительно, то есть уметь сознательно, убедительно и правдиво передавать в движении и действии образы исполняемых игр, плясок. Вырабатыванию точности, четкости, осмысленности движения часто помогает использование имитационных движений или образное сравнение.
При закреплении движений не следует добиваться, чтобы дети полностью овладели ими на одной игре или пляске. Надо те же движения повторять в разных играх, упражнениях, соединять с разной музыкой, чтобы движения совершенствовались постепенно. Работа над совершенствованием движений может проводиться в разных формах. Можно провести соревнование подгрупп в качестве выполнения движений. Можно поделить группу пополам с тем, чтобы одни дети смотрели как исполняют движения другие; затем наблюдающие делают свои замечания.
Существует много направлений в музыкально-ритмическом воспитании детей : основная гимнастика, танцевально-ритмическая гимнастика, музыкально-подвижные игры, танцы, хореография и другие направления. Все они позволяют решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психического развития детей.
В результате совместной работы вы получите ощутимую динамику в развитии музыкально-ритмических способностей, двигательных навыков, координации движений, и, как следствие, развитие речевых функций у дошкольников.
Литература:
1. Анисимова М. В. «Музыка здоровья. Программа здоровьесберегающего развития». ТЦ «Сфера» 2014г.
2. Арсеневская О. Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в
детском саду" г. Волгоград, "Учитель", 2009.
3. Картушина М. Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет"
г. Москва, ТЦ "Сфера", 2008