Алена Кокшарова
«Северные пряники». Совместная образовательная деятельность в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная образовательная деятельность в старшей группе
«Северные пряники».
Цель: формирование у детей умения изготавливать рождественские пряники - козули.
Задачи:
дать детям возможность научиться создавать северные пряники ;
расширять словарный запас;
развивать эстетическое восприятие и воображение;
воспитывать интерес к народным традициям и народному творчеству.
Материалы и инструменты:
Соленое, подкрашенное тесто, скалочки, доски для лепки, салфетки, формочки с изображением животных и птиц, картинки с изображением «Козуль» и вариантами их росписи.
Ход деятельности:
В группу входит педагог в русской народной одежде.
Воспитатель (В): Здравствуйте, ребята. Я пришла к вам не с пустыми руками. Как вы думаете, что у меня в пакете?
Дети (Д): Тесто.
В: Правильно, тесто. А чтобы узнать, что мы будем делать из теста, я предлагаю вам отгадать загадки.
1. Простые и нарядные,
Ржаные, шоколадные
С гвоздикою и мятою,
С корицей и цукатами,
С лимоном, кардамоном,
И даже с перцем чёрным.
Печатные, резные,
Цветные, расписные.
Под ёлкою у Анечки
Лежат в коробке… (ответ)
Д: Прянички!
В:Молодцы. Послушайте ещё одну загадку.
2. Это печенье в глазури обычно,
В виде лепёшки, фигурки привычной.
Сладкое, мятное…Ставь быстро чайник,
Если к столу принесёт кто-то (ответ)
Д: Пряник!
В: Правильно, молодцы. Так что же мы будем сегодня готовить из теста?
Д: Пряники.
В: Да, пряники. Но не простые пряники, а «Козули». Дети, а знаете ли вы что это за пряники такие?
Гриша: Да, это пряники у северных народов.
В: Молодец, Гриша, правильно.
Послушайте стихотворение о «Козулях»
«Козули» в поморских селеньях
Красуются, радуют глаз.
Рогатые пряники в семьях
На праздниках строятся в ряд.
«Козуля» в игру возвращает
Серьёзных и старых людей.
«Козуля» добро обещает
Тому, кто подружится с ней,
Кто верит в старинные сказки,
Кто чтит седину деревень,
Кто ждёт у народа подсказки
От злых языков и теней.
Архангельск, Онега, Умба
На море студёном живут,
Обряды старинные помнят
И внукам советы дают!»
В: Дети, как вы поняли из стихотворения, зачем же пекли эти пряники - «Козули»?
Д: (ответы детей)
В: Замечательно, молодцы. Посмотрите, пожалуйста, на доску - на этих картинках изображены различные варианты лепки и раскрашивания пряников. Посмотрите -какие фигурки вы видите?
Д: (ответы детей).
В: Молодцы, вы всё правильно сказали. Изначально, «Козули» - фигурки животных и птиц из ржаного теста у жителей северных областей России. Их родиной является город Архангельск. Эти пряники имеют давнюю, красивую историю. А процесс их приготовления превращался в целый обряд. Ребята, как вы думаете, почему у этих пряников именно такое название?
Д: (ответы детей, если затрудняются с ответами, можно задать еще вопрос- От названия какого животного произошло название "Козуля"?
Ответы детей.
В: Правильно, такое интересное название они получили из-за того, что изначально пряники делали в виде козы. Считалось, что эти пряники обязательно принесут в новом году приплод и удачу в охоте.
Немного позже маленькие «Козули» шли для украшения елки, большие-несли с собой в гости и дарили друзьям. (Дети с воспитателем внимательно рассматривают рисунки с пряниками - «Козулями».)
Я предлагаю сегодня вам также изготовить такие «Козули» - прянички и украсить ими нашу елку. Для этого мы будем использовать солёное, подкрашенное тесто. С помощью чего можно раскатать тесто, как вы думаете?
Д: С помощью скалки.
В: Да, действительно. Надо раскатать кусочек теста на досочке при помощи скалки, а затем при помощи выбранной формочки вырезать сам пряник. Когда «Козуля» подсохнет, мы ее раскрасим и украсим елку. Согласны?
Д: Да.
В: Но сначала немного отдохнём. Предлагаю вам сыграть в русскую хороводную игру «Карусели». Для этого давайте встанем около верёвочки в круг, возьмём ее в правую руку и пойдём друг за другом. Будем говорить слова:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
А сейчас возьмём веревочку в левую руку и сыграем ещё раз. (Выполняют).
В: Молодцы! Отдохнули?
Д: Да.
В: Ну что ж, тогда давайте приступим…
(Дети раскатывают тесто на приготовленных досках скалкой и выбирают понравившиеся формочки, вырезают пряники).
В: Давайте посмотрим, какие же «Козули» у вас получились…
Дети, когда тесто подсохнет, мы раскрасим пряники и украсим елку.
Д: Хорошо.
В: Вам понравилось изготавливать пряники? А как они называются? А почему у них такое интересное название?