Папки-передвижки

Совместная деятельность воспитателя и учителя-логопеда по развитию физических способностей детей

Ирина Сергеевна Бакаева
Совместная деятельность воспитателя и учителя-логопеда по развитию физических способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Любинского муниципального района Омской области

«Любинский детский сад №2»

Консультация для воспитателей

ТЕМА:

Совместная деятельность воспитателя и учителя-логопеда в развитии физических способностей детей.

Составил:

Учитель-логопед

Бакаева Ирина Сергеевна

р. п. Любинский

2014

Публикация «Совместная деятельность воспитателя и учителя-логопеда по развитию физических способностей детей» размещена в разделах

Совместная деятельность воспитателя и учителя-логопеда в развитии физических способностей детей.

Для детей с речевыми нарушениями характерно нарушение общей и мелкой моторики. У детей нарушается не только формирование всех компонентов речевой системы, но и развитие многих психических процессов. Таким образом, сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Двигательная активность обеспечивает своеобразный отдых ребенку, повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создает у дошкольников уравновешенное нервно-психическое состояние. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) во время артикулирования. Поскольку двигательные упражнения сопровождаются речью, материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста подбираются в соответствии с речевыми возможностями дошкольников, с речевыми нарушениями с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия- от простого к сложному. Дети, научившись управлять отдельными движениями, ранее для них не доступными, получают уверенность в себе, своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты позволяют также нормализовать темп речи детей, добиться большей её плавности, ритмичности, что положительно сказывается на формировании слоговой структуры слова, а в конечном счете на совершенствовании фонетической стороны речи.

Для осуществления преемственности в работе разработаны комплексы утренней гимнастики с элементами логоритмики. Гимнастика – разминка, сопровождающаяся речитативами, является одним из основных компонентов двигательно – пространственных упражнений. Например, можно провести такую логопедическую разминку: 1. Ходьба в колонне по одному делают два шага, останавливаются, топают левой ногой, два раза ударяют по бедрам, хлопают в ладоши: Топ- топ! Хлоп – хлоп! (повторить 6 – 8 раз). 2. Ходьба в полуприседе: Чок, чок, чок, чок - наступлю на каблучок (повторить 6 -8 раз). 3. Ходьба с высоким подниманием колена, с хлопками по бедрам: Цок, цок! Конь живой, с настоящей головой. С настоящей гривой, вот какой красивый! 4. Прямой галоп (выполняя движения, щелкают языком) представляя себя лошадками. 5. Прыжки с продвижением вперед: А лягушки на болоте – Ква, ква, ква. 6. Свободная ходьба: Возле дома во дворе петушок гуляет. И любимую свою песню распевает. После освоения того или иного упражнения следует вводить такие ритмические упражнения с речью. Их цель – развивать пространственно- динамическую координацию в сочетании с ритмическими речевыми автоматизированными рядами, которые даются логопедом на занятии по постановке звуков. Такие упражнения применяются на этапе дифференциации звуков. Для профилактики нарушений речи целесообразно применять следующую структуру логоритмических занятий: артикуляционная гимнастика; пальчиковые игры; упражнения на развитие речевого дыхания; игры на развитие просодической стороны речи; разучивание четверостиший, сопровождаемое движениями; упражнения на развитие мимики. В структуру занятия не всегда сразу включаются все перечисленные элементы. Все структурные элементы занятия тесно переплетены между собой и должны быть органично связаны одной темой занятия. Неоценима по значимости польза по развитию мелкой моторики пальцев рук на физкультурных занятиях. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. Воспитателю также необходимо включать в свои занятия игры и упражнения, связанные с изучением темы. Например, при изучении темы «Дикие животные», воспитатель на НОД физического развития может включить в свои занятия подвижные игры: «Лиса в курятнике», «Волк и зайцы», «Волк во рву», «Медведи и пчелы» и т. п. Реализация подхода взаимодействия и преемственности способствует более высоким темпам речевого развития.

Речь и движения очень связаны, дополняют друг друга. Благодаря этому активно укрепляется артикуляционный аппарат ребенка, развивается фонематический слух, формируется культура речи. Дети учатся вслушиваться в слова, звуки, слышать составные части слова, развивается культура речи, умение контролировать свою речь. Кроме того, развиваются детские эмоции, которые в свою очередь позволяют повысить интерес к занятиям и речи, пробудить его мысль и фантазию.

Взаимосвязь в работе всех педагогов позволит значительно быстрее исправить речевые недостатки: автоматизировать звуки, сформировать необходимые лексико- грамматические конструкции, накопить словарный запас и помочь развитию связной речи детей. Результатом такой совместной работы являются чистая, правильная речь детей, хорошая подготовка их к школе, успешное обучение в дальнейшем.

Список используемой литературы:

1. «Физическое и речевое развитие дошкольников: Взаимодействие учителя – логопеда и инструктора по физкультуре». Е. Н. Вареник, З. А. Корлыханов, Е. В. Китова. Москва 2009.

2. «Физкультурно-оздоровительные занятия»Е. Н. Вареник Москва 2009.

Публикации по теме:

Формы самоанализа к аттестации Коллеги, возможно, вас заинтересует следующая информация. На сайте ИРООО (Института развития образования Омской области) появились формы.

Обрывная аппликация с элементами рисования «Волшебница ёлочка»Обрывная аппликация с элементами рисования «Волшебница ёлочка» Волшебница - ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совместная деятельность воспитателя и учителя-логопеда по развитию физических способностей детей
Опубликовано: 11 февраля 2014 в 12:21
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Совместная деятельность воспитателя и учителя-логопеда по развитию физических способностей детей» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Сергеевна Бакаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД