Екатерина Минеева
Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей коррекционных групп
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем детском саду осуществляется успешное преодоление недостатков речи у с нарушениями речи. Высокие результаты возможны только при слаженной работе всего коллектива детского сада, а особенно зависят от взаимосвязи, преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей.
Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия педагогов группы считаем следующие :
единство коррекционных, образовательных, воспитательных задач;
коррекционная направленность общеобразовательных занятий и режимных моментов;
развивающий характер работы и формирование качеств личности ребёнка;
Публикация «Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей коррекционных групп» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
максимальное выявление и использование резервов психического развития, воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности, опора на личный опыт детей;
достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей;
активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти
последовательность в обучении и систематичность в закреплении сформированных умений и навыков;
разнообразие и вариативность дидактического материала и приёмов коррекционной работы воспитателя и логопеда;
использование в логопедической работе продуктивной и игровой деятельности.
В основе работы учителя-логопеда и воспитателя лежат следующие принципы:
Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
Принцип единства диагностики и
коррекционно-педагогического процесса
Принцип сотрудничества между воспитателями
и логопедом, воспитателями и детьми
Принцип учета интересов всех участников
коррекционно-педагогического процесса.
Принцип дифференцированного подхода
к воспитанию правильной речи
В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, которое проводилось в первые две недели сентября.
Если в результате обследования детей выявляются пробелы в усвоении программы, воспитатели получают рекомендацию о необходимости изучения, повторения или закрепления базового учебного материала.
При определении содержания работы учитель-логопед знакомит воспитателей с перспективным планом работы, а в течение всего учебного года систематически информирует их об изменении требований, предъявляемых к речевому развитию детей на разных этапах обучения.
Основную работу по формированию
правильных первичных речевых навыков проводит учитель-логопед, а воспитатели включаются в нее на этапе закрепления уже в определенной степени сформированных речевых навыков. Многие из коррекционных задач решаются нами совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи).
Вместе с тем четко разграничены функции учителя-логопеда и воспитателя, чтобы исключить возможность дублирования занятий. Для этого воспитатели присутствуют на фронтальных занятиях учителя-логопеда, а тот посещает отдельные занятия воспитателей с целью как контроля за речью детей, так и оказания методической помощи воспитателям.
Задачи учителя-логопеда :
1. Изучение уровня речевого развития детей, определение направления работы
2. Работа по коррекции звукопроизношения
3. Развитие фонематического слуха
4. Усвоение новых лексико-грамматических категорий
5. Обучение связной речи: развёрнутому смысловому высказыванию
6. Формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи
7. Работа по коррекции слоговой структуры слова
8. Работа над просодической стороной речи
9. Предупреждение нарушений письма и чтения
10. Формирование навыков послогового чтения.
11. Развитие общей и мелкой моторики
12. Развитие мышления, памяти, внимания.
Должностными обязанностями воспитателя логопедической группы являются :
обследование познавательной, изобразительной и других видов деятельности и установление их соответствия данной возрастной группе;
проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми по программе и заданию логопеда в вечернее время;
создание в группе условий, способствующих активизации речи детей;
систематический контроль за речью детей не только во время занятий, но и в режимные моменты;
объяснение (при необходимости) заданий логопеда родителям для закрепления пройденного материала во время домашних занятий.
В задачу воспитателя логопедической группы входит
Повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса.
Контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т. п. Особое внимание воспитателя обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягченный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью.
Воспитатель логопедической группы не должен :
1. Торопить ребёнка с ответом
2. Перебивать речь и грубо
одёргивать, а тактично дать
образец правильной речи
3. Заставлять ребёнка произносить
фразу насыщенную ещё не
поставленными у него звуками
4. Давать заучивать тексты и стихи,
которые ребёнок ещё не может
произносить
5. Выпускать на сцену (утренник)
ребёнка с неправильной речью.
Необходимо: Постоянно следить за речью детей, воспитывать критическое отношение к своей речи. Если звуки поставлены, требовать только правильных ответов, правильной артикуляции.
Специфика работы воспитателя логопедической группы
Специфика работы воспитателя в логопедической группе заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми проводятся во второй половине дня после полдника. Во время вечерних занятий отрабатывается материал лексической темы, рекомендованный учителем-логопедом, закрепляется материал фронтальных и индивидуальных логопедических занятий. Выполняются следующие виды упражнений :
закрепление поставленных звуков, произношение слогов, слов, предложений, повторение стихотворений, рассказов; Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза; Активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы.
Вся коррекционно-воспитательная работа в группе проводится как в специальном обучении, так и в свободной от занятий деятельности. Воспитатель, зная содержание не только тех разделов программы, по которым он, непосредственно, проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей : во всех режимных моментах, на прогулке, в индивидуальном и групповом общении детей, при ознакомлении с художественной литературой, в игровой деятельности.
Дети, не имеющие задания учителя-логопеда, заняты настольно-печатными играми, играми по формированию мелкой моторики рук (мозаики, пазлы,логопедическими раскрасками, свободным рисованием, лепкой, конструированием, т. е. теми видами деятельности, которые не требуют в данный момент участия воспитателя.
Слаженная работа педагогов группы даёт положительные результаты. Дети овладевают правильной речью. У них формируются навыки чёткого, грамматически правильного оформления высказывания и выражения мыслей.