Лучший педагог года

Совместная деятельность родителей и детей в старшей группе «Игры по звуковой культуре речи»

Карпенко
Совместная деятельность родителей и детей в старшей группе «Игры по звуковой культуре речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Совместная деятельность родителей и детей в старшей группе :

«Игры по звуковой культуре речи

Составитель: Карпенко Л. А.

Цель: Оптимизация процесса развития звуковой стороны речи посредством активного привлечения родителей к игровому закреплению освоенных дошкольниками навыков.

Задачи:

1. Привлечь родителей к вопросу и проблеме развития звуковой стороны слова детей в современных условиях.

Публикация «Совместная деятельность родителей и детей в старшей группе „Игры по звуковой культуре речи“» размещена в разделах

2. Познакомить родителей с некоторыми играми на развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого дыхания и дикции детей.

3. Формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребёнка.

4. Научить элементам фольклорной пальчиковой гимнастики для развития внимания, памяти.

Интегрируемые образовательные области: «Речевая», «Физическая», «Художественно – Эстетическая», «Познание», «Социально – Коммуникативная».

Материалы: Пластмассовые крышки; счётные палочки; листы бумаги; фломастеры; зеркало.

Ход.

Позвольте сегодняшнюю встречу нашу начать с небольшой цитаты:

«От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка; строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии.»

Д. Б. Эльконин.

Звуковая сторона слова безусловно является важной стороной в развитии речи дошкольников. Она включает в себя не только правильное звукопроизношение, но и развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого дыхания, дикции, голосового и речевого аппарата, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Сегодня я хотела бы предложить вам поиграть вместе с ребятами в интересные игры, в которые вы можете играть дома. Они не потребуют от вас значительных финансовых вложений и временных трат.

Артикуляционная гимнастика.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Родители с детьми выполняют упражнения для языка: «Лопата», «Вкусное варение», «Чашечка», «Часики», «Иголочка», «Качели», «Лошадка» (для правильности выполнения используется зеркало).

Игра «Эхо» цель: развитие слухового внимания.

Играющие разбиваются на две команды. Одна- дети, пришедшие в лес, другая – «эхо»(родители). В ходе игры воспитатель даёт задание команде «Ребят», а команда «Эхо» проговаривает за ними. При смене заданий команды меняются ролями. Следует обратить внимание на то, что «Ребята» говорят громко, а «Эхо» - значительно тише.

Игра «Нарисуем дом для Незнайки» цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания.

Воспитатель. Дети построили новый дом для игрушек. У Незнайки тоже есть комната (показывает на лист бумаги). Но в ней ничего нет. Давайте поможем ему обставить комнату мебелью, купить то, что нужно ему в хозяйстве и что он будет есть. Но в названии всех предметов должен быть звук «р». Дети рисуют с родителями. Примерный перечень: кровать, люстра, торшер, телевизор, радио, ковёр, картина, кружка, простыня, ручка, гитара, сыр, мороженое, торт, груша, рыба….

Речевое упражнение «Снеговик» с движениями.

Давай, дружок, смелей, дружок (имитация лепки снежка ладошками)

Кати по снегу свой снежок-(движения ладошек «от себя»)

Он превратится в толстый ком (делают «толстый круг» руками)

И станет ком снеговиком. (изображают 2 круга руками)

Его улыбка так светла-(растягивают губы в улыбку)

Два глаза….шляпа (дотрагиваются руками до глаз, изображают шляпу)

Нос…метла….(дотрагиваются до носа,изображают метлу)

Но солнце припечёт слегка-(закрывают ладошкой один глаз)

Увы!- и нет снеговика. (разводят руками)

Речевое упражнение «Ты мороз, мороз…»

Ты мороз, мороз, мороз (согнутыми крест-накрест руками трут предплечья)

Не показывай свой нос (указательным пальцем грозят зиме)

Уходи скорей домой(«прогоняют» зиму, махая попеременно то правой, то левой рукой)

Стужу уводи с собой. (совершают движения руками, будто тянут за верёвку)

А мы саночки возьмём (спина прямая, приседают на корточки и берут санки)

Мы на улицу пойдём. (маршируют на месте)

Сядем в саночки, самокаточки. (Приседают на корточки, одновременно вытягивают прямые руки перед собой. Совершают перевод прямых рук за спину)

Родители вместе с детьми выполняют эти упражнения в кругу.

Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности.

«Рука - это вышедший наружу мозг человека» И. Кант.

- На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец - сердце, безымянный - печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой палец - голова.

Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека.

Пальчиковая гимнастика:

• Способствует овладению навыками мелкой моторики;

• Помогает развивать речь ребенка;

• Повышает работоспособность коры головного мозга;

Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;

• Снимает тревожность.

Игры с предметами

Попросить ребенка выложить из веревочки контур домика.

Положите на пол лист бумаги. И попросите ребёнка поднять его большим и указательным пальцами, указательным и средним и т. д.

На ощупь можно определять, какая игрушка находится в руках, какой предмет теплее, какая поверхность шершавее.

Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.

· "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.

· Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

· Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками) : двумя указательными, двумя средними и т. д.

· Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

· Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

· Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т. д.

· Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку".

• Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех".

• Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

• Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

"У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Публикации по теме:

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук [Щ]» в средней группе .

Конспект занятия по звуковой культуре речи с использованием дидактической игры «Куклы Оля, Уля, Аля» Дидактическая игра «Куклы Аля, Оля, Уля». Автор: Драгунова Ксения Цель: Знакомство с буквами А, У, О. Закрепление правильного произношения.

Дидактическое пособие по звуковой культуре речи «Поезд»Дидактическое пособие по звуковой культуре речи «Поезд» Цель: 1. Закреплять умение определять указанный звук в словах. 2. Развивать умение определять количество звуков в словах. 3. Развивать.

Конспект комплексного занятия по звуковой культуре речи «В гостях у зайчика» во второй младшей группе Вид деятельности: Формирование речи дошкольников младшего возраста, лепка бубликов. Цель: Познакомить детей со словообразованием в названиях.

Конспект НОД по звуковой культуре речи во второй младшей группе «Звук [Ф]»Конспект НОД по звуковой культуре речи во второй младшей группе «Звук [Ф]» Задачи: Образовательные: Формировать умение детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук [ф] и звукоподражательные слова с.

Конспект занятия по звуковой культуре речи во 2 младшей группе Тема: «Звуковая культура речи». Дидактические упражнения: «У кого что?», «Кто, где живет?» Цель: познакомить детей с новым звуком «ф» (песенка.

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Звук [Ш], буква «Ш»Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Звук [Ш], буква «Ш» Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе звук [ш], буква Ш. Цель: знакомство со звуком и буквой Ш. Образовательные.

Конспект занятия по звуковой культуре речи во второй младшей группе «Звуки [ф] и [ф’]» Конспект занятия по звуковой культуре речи во второй младшей группеТема: «Звуки [ф] и [ф’]» Разработала: воспитатель Оробченко О. С. Образовательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совместная деятельность родителей и детей в старшей группе «Игры по звуковой культуре речи»
Опубликовано: 29 мая 2024 в 20:15
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Совместная деятельность родителей и детей в старшей группе «Игры по звуковой культуре речи»» (включая файлы) размещена пользователем Карпенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД