Карпенко
Совместная деятельность родителей и детей в старшей группе «Игры по звуковой культуре речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная деятельность родителей и детей в старшей группе :
«Игры по звуковой культуре речи.»
Составитель: Карпенко Л. А.
Цель: Оптимизация процесса развития звуковой стороны речи посредством активного привлечения родителей к игровому закреплению освоенных дошкольниками навыков.
Задачи:
1. Привлечь родителей к вопросу и проблеме развития звуковой стороны слова детей в современных условиях.
Публикация «Совместная деятельность родителей и детей в старшей группе „Игры по звуковой культуре речи“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
2. Познакомить родителей с некоторыми играми на развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого дыхания и дикции детей.
3. Формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребёнка.
4. Научить элементам фольклорной пальчиковой гимнастики для развития внимания, памяти.
Интегрируемые образовательные области: «Речевая», «Физическая», «Художественно – Эстетическая», «Познание», «Социально – Коммуникативная».
Материалы: Пластмассовые крышки; счётные палочки; листы бумаги; фломастеры; зеркало.
Ход.
Позвольте сегодняшнюю встречу нашу начать с небольшой цитаты:
«От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка; строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии.»
Д. Б. Эльконин.
Звуковая сторона слова безусловно является важной стороной в развитии речи дошкольников. Она включает в себя не только правильное звукопроизношение, но и развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого дыхания, дикции, голосового и речевого аппарата, развитие мелкой моторики пальцев рук.
Сегодня я хотела бы предложить вам поиграть вместе с ребятами в интересные игры, в которые вы можете играть дома. Они не потребуют от вас значительных финансовых вложений и временных трат.
Артикуляционная гимнастика.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Родители с детьми выполняют упражнения для языка: «Лопата», «Вкусное варение», «Чашечка», «Часики», «Иголочка», «Качели», «Лошадка» (для правильности выполнения используется зеркало).
Игра «Эхо» цель: развитие слухового внимания.
Играющие разбиваются на две команды. Одна- дети, пришедшие в лес, другая – «эхо»(родители). В ходе игры воспитатель даёт задание команде «Ребят», а команда «Эхо» проговаривает за ними. При смене заданий команды меняются ролями. Следует обратить внимание на то, что «Ребята» говорят громко, а «Эхо» - значительно тише.
Игра «Нарисуем дом для Незнайки» цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания.
Воспитатель. Дети построили новый дом для игрушек. У Незнайки тоже есть комната (показывает на лист бумаги). Но в ней ничего нет. Давайте поможем ему обставить комнату мебелью, купить то, что нужно ему в хозяйстве и что он будет есть. Но в названии всех предметов должен быть звук «р». Дети рисуют с родителями. Примерный перечень: кровать, люстра, торшер, телевизор, радио, ковёр, картина, кружка, простыня, ручка, гитара, сыр, мороженое, торт, груша, рыба….
Речевое упражнение «Снеговик» с движениями.
Давай, дружок, смелей, дружок (имитация лепки снежка ладошками)
Кати по снегу свой снежок-(движения ладошек «от себя»)
Он превратится в толстый ком (делают «толстый круг» руками)
И станет ком снеговиком. (изображают 2 круга руками)
Его улыбка так светла-(растягивают губы в улыбку)
Два глаза….шляпа (дотрагиваются руками до глаз, изображают шляпу)
Нос…метла….(дотрагиваются до носа,изображают метлу)
Но солнце припечёт слегка-(закрывают ладошкой один глаз)
Увы!- и нет снеговика. (разводят руками)
Речевое упражнение «Ты мороз, мороз…»
Ты мороз, мороз, мороз (согнутыми крест-накрест руками трут предплечья)
Не показывай свой нос (указательным пальцем грозят зиме)
Уходи скорей домой(«прогоняют» зиму, махая попеременно то правой, то левой рукой)
Стужу уводи с собой. (совершают движения руками, будто тянут за верёвку)
А мы саночки возьмём (спина прямая, приседают на корточки и берут санки)
Мы на улицу пойдём. (маршируют на месте)
Сядем в саночки, самокаточки. (Приседают на корточки, одновременно вытягивают прямые руки перед собой. Совершают перевод прямых рук за спину)
Родители вместе с детьми выполняют эти упражнения в кругу.
Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности.
«Рука - это вышедший наружу мозг человека» И. Кант.
- На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец - сердце, безымянный - печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой палец - голова.
Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека.
Пальчиковая гимнастика:
• Способствует овладению навыками мелкой моторики;
• Помогает развивать речь ребенка;
• Повышает работоспособность коры головного мозга;
• Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
• Снимает тревожность.
Игры с предметами
Попросить ребенка выложить из веревочки контур домика.
Положите на пол лист бумаги. И попросите ребёнка поднять его большим и указательным пальцами, указательным и средним и т. д.
На ощупь можно определять, какая игрушка находится в руках, какой предмет теплее, какая поверхность шершавее.
Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.
· "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.
· Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
· Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками) : двумя указательными, двумя средними и т. д.
· Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.
· Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".
· Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т. д.
· Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
"Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку".
• Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.
• Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех".
• Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
• Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
"У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,