светлана курова
Совместная деятельность по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Уроки тётушки Совы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Уроки тётушки Совы.
Знакомство со звуком (л) и (л).»
Цель.
Знакомство со звуками «Л» и «Ль» и буквой, их обозначающей.
Развитие познавательной деятельности в процессе свободного общения.
Задачи.
Образовательные:
- автоматизировать и дифференцировать звуки «Л» и «Ль», совершенствуя двигательные умения и навыки;
- упражнять в четком произношении изолированных звуков, и в определении количества слогов в слове;
- закреплять умение считать до 8 и получать равенство из неравенства путем практической деятельности.
Публикация «Совместная деятельность по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста „Уроки тётушки Совы“» размещена в разделах
Развивающие:
- развивать речевую и двигательную активность детей;
- способствовать развитию фонематического и слухового восприятия;
- развивать внимание, воображение, мышление, сообразительность, ориентировку в пространстве.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательные отношения и взаимопомощь в процессе совместной деятельности.
Интеграция образовательной области «Коммуникация» в совместной деятельности педагога с детьми по подготовке детей к обучению грамоте
с другими образовательными областями по задачам, содержанию и средствам организации.
I.«Безопасность и здоровье» - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах детской деятельности.
II. «Чтение художественной литературы» - использование художественного текста для обогащения содержания области, развитие художественного восприятия.
III. «Музыка» - развитие слухового восприятия, эмоциональной отзывчивости детей на музыку.
IV.«Познание» - создание условий способствующих выявлению и поддержанию интереса детей; сенсорное развитие; ФЭМП; поддержание интереса к миру природы; закрепление знаний детей о жителях нашего леса.
V. «Социализация» - вовлечение детей в игровую деятельность; формирование умения помогать друг другу, сообща играть.
VI. «Физическая культура» - организация двигательной деятельности детей для более активной и высокой работоспособности.
VII. «Художественное творчество» - развивать способность к изобразительной деятельности; воображение; творчеств0.
Содержание.
Организационный момент.
Дети заходят в группу.
- Скажите мне, пожалуйста, какие животные живут у нас в лесу? Ответы детей.
- Молодцы!
- Предлагаю вам стать лесными жителями (раздаю детям «шапочки» животных)
- А я буду тетушкой Совой, да не простой, а сказочной и приглашаю вас к себе в гости в сказочный лес.
Мотивационная часть.
(веду детей за собой по залу, взяв за руки). Тихо звучит музыка
- Идут на опушку лесные зверюшки:
Волчонок, мышонок, зайчонок, лисенок.
А сорока – белобока на дубу сидит высоко
И за всем следит, дятлу новость говорит.
Но сова их услыхала, очень строго им сказала:
Чтобы умными вам стать, надо цифры изучать
Научиться, чтоб читать надо азбуку познать.
Вы, учитесь, не ленитесь, а трудитесь, как пчела
И тогда лесная школа будет рада вам всегда
(Музыка играет громче).
- Слышите пение птиц! (несколько секунд дать детям послушать пение птиц)
Выключение музыки.
Основная часть.
- Вот, мои друзья, мы с вами в лесу, а это моя лесная школа.
(в ряд стоят стульчики- пенечки с цифрами от 1 до 8 и один «пенек» с буквой Л.
- Ну, что ж, мои друзья, вы будете моими учениками!
- Зайчонок, посчитай, сколько всего у меня учеников? Начинай счет с себя.
- Сколько всего ребят – зверят? Ответы детей.
- А сколько стульчиков?
- Медвежонок посчитай стульчики.
- Чего больше (обращение ко всем детям)
- Давайте с вами проверим.
- Присаживайтесь, друзья, на пенечки с цифрами. Садитесь поудобнее.
- Вы правы! Один пенек остался!
- А что нужно сделать, чтобы пенечков и вас, ребята, стало поровну? Ответы детей.
- Давайте проверим у каждого на пенечке цифра. (дети смотрят и называют цифру на своём пенечке).
- Ёжик! У тебя пенек с какой цифрой?
- А у тебя, лисенок, какая цифра на пенечке?
- А у медвежонка, какая цифра на пенечке?
Друзья, а почему никто не сел на этот «пенек»? ответы детей.
- Ребята, а кто из вас знает, что это за знак?
Это буква Л (эл).
(беру картинку, с изображением буквы в руку, дети садятся на пенечки).
- На что похожа буква Л? Ответы детей.
- В этой букве живут два звука!
- Какие звуки. Как вы думаете? Ответы детей.
- Звук Л. Давайте произнесем звук Л
- А мотор настоящего самолета гудит так: л-л-л-л. Произнесем вместе.
- что делает язычок во время произнесения этого звука? Сильно упирается вверх (около верхних зубов (дети произносят звук, педагог обращает внимание детей на правильность произношения данного звука).
- Звук Л. Какой Он? (согласный, твердый).
- А вы знаете какой маленький братец есть у звука Л (Мнение детей).
- Это звук Ль. Произнесем Ль.
- Мотор игрушечного самолетика гудит так: Ль-Ль-Ль.
- Что делает язычок во время произнесения этого звука (не сильно упирается вверх (нёбушко) около верхних зубов).
- Звук Ль. Он какой? Согласный, мягкий. Молодцы!
- Какие Вы у меня умные и смышлёные ученики.
- А теперь я предлагаю взяться за руки. Навестим самого почетного учителя нашей лесной школы – мудрого медведя.
- Здравствуй, мудрый медведь! Познакомьтесь дети это Михаил Потапович
- что-то нам Михаил Потапович приготовил, давайте посмотрим. Высказывания детей. (Дети рассматривают плоскостные геометрические формы и высказывают своё мнение).
- Какого цвета квадраты? Голллубой (проговариваем) ,оранжевый, зеллленый и т. д
-Давайте,найдем те цвета, в названии которых есть звук Л или Ль.
- Волчок! Квадрат какого цвета у тебя? (синего)
- Есть в этом слове звук Л или Ль (нет)
- А у тебя мишка каким цветом квадрат?
- Есть в этом слове звук Л или Ль. Проговорим.
- Вот видишь Михаил Потапович мы с твоим заданием справились.
-Ой, смотрите Сорока-белобока!
- Здравствуй,Сорока! Улетела вот любопытная (переход на большой круг)
Физминутка.
Любопытная сорока
Прилетела издалека
Смотрит влево, смотрит вправо
Очень зорко смотрит прямо
Смотрит вверх и смотрит вниз
Чуть присела на карниз
А потом поднявши хвостик
Прилетела к нам на мостик.
Ребята! Какой красивый мостик. Сядем у мостика, отдохнем. Все сели? Всем удобно?
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в слово!
Объясняю. Слова, как и предметы, бывают длинными и короткими. В длинных словах много звуков, поэтому они произносятся долго. Н-р, черепаха, крокодил, бабочка, А в кратких словах мало звуков, такие слова произносятся коротко, н-р дом, лук, рак.
А бывает так, что длинный предмет называется коротким словом, например, мост (какой) длинный, слово короткое, шарф (какой) длинный, а слово (какое) короткое или пуговица длинное слово, а сам предмет короткий (во время игры все слова измеряем –прохлопываем звуки).
А теперь поиграем. Длинное или короткое: Назовите мне слова. Молодцы.
Что-то мы с вами засиделись!
Настало время поиграть.
Отправляемся на солнечную поляну. На этой поляне очень много разных игрушек и предметов, в которые любят играть звери-малыши. И мы с вами поиграем. Я разделю вас на две команды. Игра «Кто внимательный».
Команде зайчика нужно найти игрушки, в названии которых есть звук Л (лопатка, а команде ежонка-найти игрушки, в названии которых есть звук Ль (лист)
-Ваша команда какой звук ищет? (Л)
- А ваша? (Ль)
- На старт! Внимание! Марш!
- Лисенок какую игрушку взял?
- Флажок! Ай, ай, ай! Отдадим флажок команде зайчика и т. д. В слове самолет звук Ль где? В начале, в середине, в конце.
Давайте подарим игрушки нашим маленьким друзьям! А у меня для вас сюрприз.
- Проходите. Присаживайтесь за парты лесной школы. Я предлагаю Вам нарисовать те игрушки или предметы, в названии которых есть звук Л или Ль и в этом вам помогут мои волшебные перышки.
-Выходите ко мне! Какие у вас чудесные рисунки. Я вижу все справились. Молодцы. Свои рисунки вы можете оставить себе или подарить другу, маме, бабушке.
- Друзья мои! Нам пора возвращаться в детский сад. (Встаем друг за другом, беремся за руки) – завожу круг.
- А чтобы попасть обратно в детский сад нужно сказать :
- Покружись, повертись
В детский сад возвратись.
- Вот мы и вернулись в детский сад! И вы опять дети.
- Мне очень понравилось с вами путешествовать.
- А вам понравилось путешествовать? А где мы с вами были?
С какой буквой познакомились? Какие звуки живут в этой букве? Что было для вас интересно? Молодцы! Спасибо, мне очень понравилось с вами играть, а вам понравилось?