Анастасия Иргашева
Совместная деятельность педагогов и семьи как фактор профилактики дезадаптации ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 11»
Совместная деятельность педагогов и семьи как фактор профилактики
дезадаптации ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ
воспитатель высшей категории
Иванова Анастасия Александровна
г. Троицк 2014.
Наименование:Совместная деятельность педагогов и семьи как фактор профилактики дезадоптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ.
Публикация «Совместная деятельность педагогов и семьи как фактор профилактики дезадаптации ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ» размещена в разделах
- Дезадаптация дошкольников
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Темочки
Проект ориентирован на использование при работе МБДОУ «Детский сад № 11» программы «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы и др., соответствует федеральным государственным требованиям к структуре основной общеразвивающей программы дошкольного образования
Вид проекта:
целевой творческий практико-ориентированный;
кратковременный;
индивидуальный, групповой;
открытый.
Тип проекта:
детско-взрослый;
ребенок- субъект проектирования;
открытый – в МБДОУ и за его пределами.
Продолжительность: 6 месяцев
Срок реализации: 6 месяцев (с сентября по февраль)
Участники проекта:
дети раннего возраста (2-3года);
специалисты: педагог-психолог, музыкальный руководитель, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, старший воспитатель, воспитатели, инструктор по физической культуре;
родители воспитанников, опекуны, бабушки, дедушки, братья, сестры.
Интегрируемые образовательные области:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Актуальность проекта.
По данным официальной статистики, распространённость патологии и заболеваемость среди детей ежегодно увеличиваются на 4-5%.
Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время только 10 % старшего дошкольного возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60% детей выявляются хронические заболевания, поэтому ученые озадачены тем, чтобы определить причины этих заболеваний и найти пути их устранения.
Одной из причин ухудшения здоровья детей врачи считают их адаптацию к детскому саду. Они помечают, что именно в этом возрасте отрицательное воздействие адаптации на организм ребенка усиливается, потому, что разлучаясь с матерью, многие дети уже более осознанно переживают эмоциональный стресс со всеми его отрицательными последствиями.
Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломко привычных форм жизни.
Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, потерей части приобретенных ранее навыков. В некоторых случаях отмечается задержка нервно-психического и физического развития.
Научные исследования показали, что характер адаптации ребенка 2 и 3 года жизни является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка не только в детском саду, но и в школе. Поэтому сохранение здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач перед ДОУ и родителями. Именно мы, вместе, должны так организовать жизнь ребенка в группе, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни.
Для того чтобы облегчить период адаптации мною был разработан проект «Совместная деятельность педагогов и семьи как фактор профилактики дезадоптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ».
Адаптационный период- серьёзное испытание для детей раннего возраста : из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций, расстройства сна и аппетита.
Цель программы: создание условий для снижения периода адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ и развития эмоциональных отношений между родителями и детьми.
Задачи программы:
повысить психолого-педагогическую компетентность родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста;
развить социальные и коммутативные умения (самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям, у детей раннего возраста путем взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
установит и развить отношения партнерства и сотрудничества родителей с детьми.
Структура и содержание программы
I блок. Организационный.
Цели: сбор информации, первичное знакомство с детьми раннего возраста и их родителями.
На этом этапе в работу включены заведующий, старший воспитатель, воспитатели группы раннего возраста, психолог медицинская сестра.
II блок. Консультационно-просветительский.
Цели: знакомство, установления контакта с родителями участвующими в работе адаптационного клуба; психолого- педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания развития детей раннего возраста; помощь в организации образовательного процесса в домашних условиях с учетом возрастных особенностей, интересов, желаний детей раннего возраста.
На данном этапе ответственным выступает педагог-психолог.
IIIблок. Практический.
Цели: организация взаимодействия с родителями и педагогов в реализации программы по профилактике дезадаптации ребенка раннего возраста к условиям
Для того чтобы облегчить период адаптации мною был разработан проект «Совместная деятельность педагогов и семьи как фактор профилактики дезадоптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ».
Адаптационный период- серьёзное испытание для детей раннего возраста : из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций, расстройства сна и аппетита.
Цель программы: создание условий для снижения периода адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ и развития эмоциональных отношений между родителями и детьми.
Задачи программы:
повысить психолого-педагогическую компетентность родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста;
развить социальные и коммутативные умения (самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям, у детей раннего возраста путем взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
установит и развить отношения партнерства и сотрудничества родителей с детьми.
Структура и содержание программы
I блок. Организационный.
Цели: сбор информации, первичное знакомство с детьми раннего возраста и их родителями.
На этом этапе в работу включены заведующий, старший воспитатель, воспитатели группы раннего возраста, психолог медицинская сестра.
II блок. Консультационно-просветительский.
Цели: знакомство, установления контакта с родителями участвующими в работе адаптационного клуба; психолого- педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания развития детей раннего возраста; помощь в организации образовательного процесса в домашних условиях с учетом возрастных особенностей, интересов, желаний детей раннего возраста.
На данном этапе ответственным выступает педагог-психолог.
IIIблок. Практический.
Цели: организация взаимодействия с родителями и педагогов в реализации программы по профилактике дезадаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ; развитие социальных и коммутативных умений у детей (путем взаимодействия со сверстниками и взрослыми); познавательной активности детей раннего возраста (чрез знакомство с природными материалами и другими видами совместной деятельности);двигательной активности (крупных движений, мелкой моторики); эмоциональной сферы (посредствам совместной деятельности с родителями, тактильного контакта, сопереживания героям сказок и др.).
Предполагаемые результаты для детей:
адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ проходит в легкой и средней степени;
снижение эмоционального напряжения у детей раннего возраста по поводу расставания с родителями и пребывания в новой обстановке;
проявления у детей внутреннего комфорта или эмоциональной удовлетворенности: активные и любознательные ко всему окружающему, у них возникает привязанность к педагогу, желание играть со сверстниками, взаимодействовать с игрушками и предметами окружающей среды;
наблюдения у детей адекватного поведения-способности легко и точно выполнять требования среды.
Предполагаемые результаты для родителей:
овладения некоторыми приемами взаимодействия с ребенком раннего возраста;
умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка раннего возраста;
умение быть активным соучастником ребенка в его деятельности;
расширение знаний, касающихся игр, упражнений и других видов взаимодействия с детьми раннего возраста.