насиба карагишева
Совместная деятельность педагога с детьми 4–5 лет «Кукла — Пеленашка»
▼ Скачать +Заказ
Цель: ознакомление детей с народной рукотворной игрушкой, куклой – пеленашкой в ходе практической деятельности.
Задачи:
1. Вызвать у детей интерес к народной игрушке в процессе её изготовления и обыгрывания.
2. Пополнить словарный запас дошкольников словами: пеланашка, пеленать, безликая, оберег.
3. Формировать у детей эстетический вкус, развивать воображение.
4. Развивать мелкую моторку рук в ходе изготовления куклы, приучать детей к ручному труду.
Публикация «Совместная деятельность педагога с детьми 4–5 лет „Кукла — Пеленашка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла Пеленашка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2023
5. Приобщать детей к народным культурным традициям.
Методы и приё мы: рассматривание, обследование куклы, слушание рассказа, продуктивная деятельность, толкование новых слов, игровые действия с готовой куклой.
Содержание совместной организованной деятельности
воспитателя и детей
Воспитатель обращает внимание детей на куклу-пеленашку, которую принесла из дома.
-Посмотрите, какая необычная кукла хранится в моей семье. Её мастерила моя бабушка для моей мамы, мама отдала куклу мне, а я – своей дочке.
Воспитатель предлагает рассмотреть куклу.
- Рассмотрите её поближе, потрогайте её (предлагает детям взять куколку в руки).
Дети описывают свои впечатления и ощущения, отмечают материал, из которого сделана кукла, его мягкость, яркость, теплоту.
- А как вы думаете, из чего она сделана? ( ответы детей: из ткани)
- Куклу делали из ткани, ткань закручивали, пеленая куклу, так и назвали её пеленашкой.
- Догадались, для чего в старину делали таких кукол-пеленашек? ( ответы детей: с куклой-пеленашкой можно играть, класть с собой в постель, пеланать, катать в коляске….)
- Кукла-пеленашка считалась оберегом. Догадались, что такое оберег? ( объясняет: она охраняла детский сон, и оберегала ребёнка от болезней и напастей разных, все верили в то, что кукла способна защитить и отвести беду)
- Куклу-пеленашку называют безликой, почему? (ответы детей)
Безликая, значит без лица. Глядя на безликую куклу, ребёнок мог фантазировать и придумывать настроение куклы и её характер.
-Хотите послушать давнюю историю про то, как кукла-пеленашка вылечила больную девочку.
Дети садятся на стульчики
Жила-была в давние времена мама с дочкой. Однажды девочка простудилась и заболела. Мама поила её чаем с малиной и горячим молоком с мёдом, но ничего ей не помогало. Девочке становилось всё хуже и хуже.
Тогда мама пошла к старой бабушке за советом как дочку ей вылечить. Бабушка достала из сундука разноцветные и однотонные лоскуты и нитки, и сделала куклу.
Бабушка велела положить куколку в кроватку рядом с девочкой. Так женщина и поступила, как велела ей бабушка. Заснула девочка в обнимку с куколкой, а на утро проснулась здоровая. Кукла всю болезнь в себя забрала.
Воспитатель приглашает детей к столу, где они совместно будут изготавливать кукол
Хотите смастерить себе такую же куклу – пеленашку, такой оберег? (ответы детей)
А как вы думаете, что нам нужно, чтобы сделать такую куклу?
Присаживайтесь за стол, и я научу вас делать куклу пеленашку.
Какого цвета мы должны взять кусок ткани? Какой он формы? (прямоугольный)
Как вы думаете, что с ним надо сделать. Да, скручиваем его вот так, трубочкой. Потом берём полоски и перевязываем – получается головка.
А теперь перевязываем пеленашке талию. Покажите, где у вас талия?
Что у вас получилось? (голова, туловище куклы)
Какой лоскуток теперь берём. Какой он формы, цвета (треугольной; красный, желтый, зелёный)
Это платок пеленашки. Надеваем платочек на голову пеленашке, подогнув кромку треугольного лоскутка, делаем складки с боков, концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле. Чтобы нашей пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем её в красивое одеяло.
Какой формы этот лоскут? (прямоугольной)
Кладём пеленашку на одеяло и заворачиваем вот так: сначала с боков, потом ноги.
Что нужно сделать, чтоб одеяло не развернулось? (перевязать)
Правильно, у нас есть ещё вот такие ленточки, полоски ткани, которой я завязываю одеяло кукле.
Вы можете завязать, как вам нравится: перекрещивая, бантом, узелком. И обязательно помогайте друг другу.
По окончанию работы дети собирают своих кукол на общем столе и рассказывают о них, дают своим куклам имена
- Как зовут твою куклу? Какой у неё характер? Настроение?
-Как ты её делал?
-Ты выбрал кому хочешь подарить свою куклу, или будешь сам (а) с ней играть?
-Давайте возьмём наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что Вы вложили частичку своей души, тепло своих рук.
Выход на последующую деятельность
Игры детей с куклами-пеланашками.