Татьяна Местникова
Совмещенные индивидуальные образовательный маршрут и образовательная программа
▼ Скачать + Заказать документы
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Ф. И. О. ребенка
Иванов Иван Иванович
Дата рождения
• 04.08. 2015 г.
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях:
• общеразвивающей группы (в условиях инклюзии);
Целевой раздел АОП
1. Общие сведения
Дошкольная группа:
Публикация «Совмещенные индивидуальные образовательный маршрут и образовательная программа» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2020
• разновозрастная группа от 4 до 5;
Режим пребывания:
• на неполный день, в условиях группы кратковременного пребывания. Постепенное включение ребенка в группу, дозирование времени пребывания в группе;
Сопровождение тьютора:
• нет;
Заключение и рекомендации ПМПК Рекомендации для реализации права на образование :
- нуждается в создании специальных условий, связанных с реализацией АООП дошкольного возраста;
Образовательная программа :
- адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ дошкольного возраста;
Конкретизация категории ОВЗ:
ПрАООП ДО для детей с ЗПР
Психолого-педагогическая характеристика - Внешний вид ребё нка: Опрятный
- Исследование движений и действий: отмечаются нарушения динамической организации движений.
- Состояние эмоционально-волевой сферы: нестабильность эмоционально - волевой сферы.
- Состояние психических процессов и познавательной деятельности: недостаточный объем, обобщенность, предметность и целостность восприятия, низкая прочность запоминания.
- Особенности речевой деятельности: ограниченность словарного запаса, аграмматизмы, затруднения в построении связных высказываний, трудность понимания значения слов.
- Состояние игровой деятельности: соответствует возрастной норме.
- Состояние продуктивной деятельности: темп деятельности неравномерный, характерны спады во время выполнения заданий.
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка - Освоение АОП дошкольного образования на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей ребенка.
- Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью уменьшения и устранения недостатков речевой, познавательной, коммуникативной деятельности и компенсации нарушений в развитии.
Общие задачи на период реализации ИОМ и ИОП - социально - коммуникативное развитие;
- развитие познавательной деятельности (сенсорное воспитание, формирование мышления, ознакомление с окружающим миром, развитие мелкой моторики, речевое развитие)
-художественно – эстетическое (развитие музыкально – ритмических навыков);
- физическое развитие.
Организационный раздел АОП
2. Специфика индивидуального образовательного маршрута
Модуль 2.1. Создание «безбарьерной» среды: специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ).
Материально-технические условия:
• В группах оборудуются уголки для снятия психологического напряжения.
• В помещениях достаточно пространства для свободного передвижения детей. Выделены помещения или зоны для разных видов двигательной активности детей – бега, прыжков, лазания, метания и др. В физкультурном зале и группах (частично) имеется оборудование - инвентарь и материалы для развития крупной моторики и содействия двигательной активности, материалы и пособия для развития мелкой моторики.
Специальное оборудование
• Комплекс интерактивных компьютерных игр и упражнений по развитию и коррекции внимания, восприятия, памяти, мышления.
• Многофункциональный комплекс «Творческая мастерская».
• Игровая логопедическая мозаика («Дары Фребеля»).
Модуль 2.2. Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АООП детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.
Режим пребывания ребенка в ОУ • Пять дней в неделю, неполный день
Соматическое состояние • Третья группа здоровья
Рекомендации специалистов медицинского профиля • ЛФК, массаж
Взаимодействие специалистов ОУ Рекомендованы:
• занятия с учителем-логопедом
• занятия с педагогом-психологом
• занятия с музыкальным работником
• занятия с физкультурным работником
• занятия с педагогами дополнительного образования
Содержательный раздел АОП
3. Индивидуальная образовательная программа
Модуль 3.1 Комплексирование программ
3.1.2. Выбор среди примерных АООП для детей с ОВЗ:
• ПрАООП ДО для детей с ЗПР.
3.1.3. Выбор среди вариативных адаптированных ООП для детей с ОВЗ:
• Образовательная программа дошкольного образования «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО / Н. В. Нищева
3.1.4. Выбор среди комплексных программ и технологий воспитания и обучения детей с ОВЗ:
• Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения : Программно- методическое пособие / Под ред. Т. Г. Неретиной. - М. : Баласс; РАО, 2004
3.2. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП
ИОП строится на основе комплексирования общеразвивающей и АООП дошкольного образования (групповые формы работы, соответствует организации режимных моментов и совместной образовательной деятельности в условиях старшей дошкольной группы.
Перспективный план коррекционно-развивающей работы на год
1 ОО «Речевое развитие» (учитель-логопед)
Подгрупповые занятия по формированию лексико – грамматических категорий, по развитию связной речи, по формированию фонетико – фонематических категорий, индивидуальная работа по коррекции произносительной стороны речи, слоговой структуры слова, совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.
Методы:
- Комплекс интерактивных компьютерных игр и упражнений по развитию и коррекции внимания, восприятия, памяти, мышления.
- Игровая логопедическая мозаика («Дары Фребеля»).
- Современные технологии логопедического и пальцевого массажа, Су-Джок терапия.
- метод мнемотехники (изображение – символ).
2 ОО «Познавательное развитие» (воспитатели групп)
Развитие внимания, памяти, мышления, воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени).
Методы:
- игры направленные на развитие ручной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
- применение дидактических игр, способствующие формированию самоконтроля, освоению сенсорных эталонов и навыков учебной деятельности.
- применение дидактических игр на развитие познавательной сферы.
- использование словесных (вопросы, объяснение, беседа, рассказ, наглядные (интерактивные экскурсии, наблюдение, различные наглядные пособия и схемы, практические упражнения (графические упражнения).
-музыкотерапия.
3 ОО «Социально-коммуникативное развитие» (педагог –психолог) Проведение коррекционно – развивающих и игровых занятий на развитие сюжетно – ролевой игры, на развитие коммуникативной деятельности, эмоционального развития, произвольной регуляции поведения, познавательной и интеллектуальной сферы.
Методы:
- Проективные методы. Формирует устойчивые координаты («лево-право», «верх-низ», пространственная ориентировка, зрительно-моторные координации.
- Метод дидактических игр. Направлен на развитие познавательных способностей детей: памяти, внимания, мышления; развивает самоконтроль и произвольность. Позволяет максимально развивать способности каждого ребенка, а именно: совершенствовать умение различать и называть предметы ближайшего окружения, упражнять группировать однородные предметы, выделять и выбирать предметы с заданным свойством и пр.
- комплекс обучающих и развивающих занятий по арт – терапии (создание песочной или водной анимации, съемка теневых представлений).
- музыкотерапия для релаксации, снятия эмоционального напряжения.
4 ОО «Художественно – эстетическое»
(Музыкальный руководитель; ПДО).
Формирование элементарных представлений о видах искусства, развитие творческой деятельности, музыкальных способностей; развитие психических функций, познавательных процессов, мыслительных операций; развитие речевой активности, создать условие для самореализации ребенка, развитие коммуникативных способностей, формирование активных эмоций, развитие мелкой моторики.
Методы:
- развитие основных движений и физических качеств для овладения музыкально – ритмической деятельностью.
- Использование музыкальных произведений для стабилизации психо – эмоционального состояния.
- способы музыкального развития (пение, слушание музыки, музыкально – ритмические движения, музыкально – дидактические игры, игры на музыкальных инструментах).
- лего конструирование, робототехника.
- комплекс коррекционно - развивающих игр.
5 ОО «Физическое развитие
(Воспитатель по физической культуре)
Технологии направленные на сохранение здоровья воспитанника и оздоровительная направленность образовательного процесса. Комфортная организация режимных моментов, установление оптимального двигательного режима, правильное распределение физических нагрузок, использование приемов релаксации.
Методы:
- Наглядно – зрительные методы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, зрительные ориентиры).
- Наглядно – слуховые (объяснение, пояснение, подача команд, сигналов, словесные инструкции, беседы).
- Практические методы (повторение упражнений, проведений упражнений в игровой форме и соревнователь ной форме).
- Коррекционные методы (технология музыкального воздействия, фонетическая ритмика).
- Здоровье сберегающие методы (динамические паузы, подвижные игры, различные гимнастики, сухой бассейн, дыхательная гимнастика, самомассаж, профилактика плоскостопия).
3.3. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП.
ИОП строится на основе комплексирования общеразвивающей и АООП дошкольного образования (групповые формы работы, соответствует организации режимных моментов и совместной образовательной деятельности в условиях разновозрастной дошкольной группы от 5 до 7.
Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка. Методические приемы и используемые технологии:
1. Формирование коммуникативные умений и навыков;
ОО «Познавательное развитие»
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвете, форме, величине, о расположении их в пространстве;
- накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка, природных явлениях;
- повышение уровня сенсорного и умственного развития;
- обогащение и систематизация словаря, развитие устной диалогической и монологической речи.
- формирование и закрепления ориентировки в пространстве, временных количественных представлении, в подвижных играх, физических упражнениях.
2. Стимулирование звуковой и речевой активности;
ОО «Речевое развитие»
-Развитие словаря.
- Формирование грамматического строя речи, словаря.
- Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза).
- Развитие связной речи.
- Формирование коммуникативных навыков.
- Обучение элементам грамоты.
3. Управление эмоциональной сферой и двигательной активностью;
ОО «Физическое развитие
- Развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики.
- формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;
- развитие речи посредством движения;
- формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;
- управление эмоциональной сферой ребнка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.
4. Развитие продуктивной деятельности.
ОО «Художественно – эстетическое»
- Формирование элементарных представлений о видах искусства: восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, развитие музыкальных способностей, чувства ритма, музыкальной памяти.
- Развитие физических качеств, овладение музыкально-ритмической деятельностью.
- Использование музыкальных произведений для стабилизации психоэмоционального состояния.
5. Развитие общения и формирования межличностных взаимоотношений
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
- формирование навыков общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности и уверенности детей в выполнении действий;
-целенаправленность и саморегуляция собственных действий;
- поддержка инициативы в разных видах деятельности;
- развитию предпосылок к творчеству.
3.4. Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения (программа коррекционной работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка)
Направление работы Кол-во занятий в неделю Количество занятий (часов) в год Форма проведения Ф. И. О. специалиста
Педагогическая помощь
2 занятия в неделю
72 занятия (учебных часов) в год
Индивидуальные занятия
Совместная образовательная деятельность с родителями
Воспитатели:
Психологическая помощь 2 занятия в неделю 72 занятия (учебных часов) в год Индивидуальные занятия Педагог -психолог:
Логопедическая помощь 2 занятия в неделю 72 занятия (учебных часов) в год Подгрупповые занятия
Индивидуальные занятия Учитель -логопед:
Музыкальные занятия 2 занятия в неделю
72 занятия (учебных часов) в год Групповые занятия
Индивидуально-совместные занятия (в паре) Музыкальный руководитель:
Дополнительное образование 1 раз в неделю 36 занятия (учебных часов) в год Индивидуально-совместные занятия (в паре) педагог по хореографии;
педагог по инженерии;
педагог по якутскому языку;
педагог по английскому языку.
Физкультурные занятия 2 занятия в неделю 72 занятия (учебных часов) в год Групповые занятия
Индивидуальные занятия Воспитатель по физической культуре:
4. Программа сотрудничества с семьей
Задачи Мероприятия Срок проведения и ответственный
Ознакомление родителей с результатами первичной, промежуточной и итоговой диагностики • Родительские собрания
• Индивидуальные беседы Сентябрь, февраль, май
Воспитатели, специалисты
Проведение консультаций по освоению АОП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми • Родительские собрания
• Индивидуальные консультации В течение года
Воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, методист
Создание условий для социализации детей в обществе, инклюзия в среду нормально развивающихся сверстников • Организация совместных праздников и досугов В течение года
Воспитатели, педагог-психолог, учитель – логопед, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель,
Проведение консультаций по освоению адаптированной АОП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми • Родительские собрания
• Индивидуальные консультации В течение года
Воспитатели, педагог-психолог, учитель – логопед, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель.
Обеспечение равных условий при подготовке детей к школе • Индивидуальные занятия со специалистами В середине и в конце учебного года в подготовительной к школе группе
Воспитатели, педагог-психолог, учитель – логопед.
5. Мониторинг индивидуального развития
5.1. Результаты мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения ИОП родителями и специалистами
Освоение образовательных областей Оценка родителями Оценка воспитателями Оценка специалистами коррекционного профиля
ОО «Физическое развитие»(ловкость, сила, выносливость, быстрота, равновесие) упражнения
ОО «Познавательное развитие» ( Наличие первичных представлений об объектах окружающего мира: представлений о форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое).
ОО «Речевое развитие» (наличие слов, фразовой и развернутой речи)
ОО «Социально-коммуникативное развитие» (способность к подражанию движений и звуков, к зрительному контакту во время общения, попытки вступать в контакт)
ОО «Художественно-эстетическое развитие» (способность к ритмически организованным действиям, подражаниям простым движениям под музыку)