ЕЛЕНА КОСЕНОК
Советы учителя-дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
Советы учителя – дефектолога
Уважаемые родители!
В то время, когда Ваш ребенок не посещает детский сад по болезни, во время праздников и выходных дней - помните!
1. Не разрешайте ребенку непрерывно смотреть телепередачи более чем 20-25 минут.
2. Очень полезно рассматривать яркие, красочные картинки, предметы, выделять детали увиденных предметов, рисовать, раскрашивать, что способствует повышению остроты зрения.
Публикация «Советы учителя-дефектолога» размещена в разделах
3. Периодически смотреть вдаль у окна на высокие деревья, птиц, облака; можно предложить поиграть в такие игры, как «Подбрось вверх воздушный шарик», «Кто увидит первый» и др, предполагающие направление взора ребенка вверх и вдаль.
4. Поиграть в игры, которые расширяют словарный запас, развивают связную речь ребенка, учат его думать, размышлять и запоминать.
«Что бывает?»
Что бывает круглое?
Что бывает острое?
Что бывает жидкое?
Что бывает длинное?
Что бывает пушистое?
Что бывает твердое?
Что бывает квадратное?
Что бывает ароматное?
«Что будет, если.»
Эта игра построена на вопросах и ответах. «Что будет если в ванну
упадёт камень, бумага, жук?», «Что будет, если летом пойдет снег?»
Вопросы могут разными – как житейские, так и «фантазийные»,
например: «Что будет, если ты окажешься на Марсе?», «Кто кем был или что чем было», Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом, лошадь (жеребёнком, лягушка (головастиком, бабочка (гусеницей, ботинки (кожей, рубашка (тканью, рыба (икринкой, шкаф (доской, хлеб (мукой,
велосипед (железом, свитер (шерстью) и т. д. ?
«Отгадай, что я вижу»
Предложите ребенку отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь
словами-подсказками: Высокий, кирпичный, многоэтажный (дом).
Маленький, серенький, умеет летать, чирикает (воробей) и др. Затем предложите ребенку загадать слово.
«Сравни»
Сравни две чашки (по цвету, объему, материалу).
На улице сравни две машины, два дома, два дерева.
Что нравится больше? Почему? Объясни.
«Цепочка слов». Придумать слова на последнюю букву предыдущего
слова, можно усложнить игру: придумать слова на вторую букву
(третью, четвертую и т. д.) предыдущего слова. (Слон – нос – санки и т. д.)
Уважаемые родители!
В преддверии лета хотелось бы дать несколько рекомендаций о том, как можно проводить время с детьми с пользой для их развития. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание.
В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных в течение учебного года знаний и навыков. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально. Главное помнить, что основная деятельность ребенка - игра, именно в ходе игры ребенок может узнавать что-то новое или закреплять уже полученные знания. Вот несколько советов и подборка игр, которые помогут понять принципы летнего «обучения».
Игры с мячом «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Имена», «Наоборот» ( на слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий – тяжелый, «Что вокруг нас похоже на круг, квадрат, треугольник, прямоугольник?» Такие игры увлекают детей и несут много положительных эмоций, что крайне необходимо для успешного развития ребенка.
Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход "по делам" или дачные хлопоты, и в то же время очень хорошо развивают словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести:
- какими словами, красками можно описать время года;
- назови слово-предмет, слово-действие, слово-цвет, только весёлые слова;
- расскажи о предмете, какой он (назови как можно больше прилагательных) : яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое;
- что он может делать (назови как можно больше глаголов) : цветок что делает? - растет, цветет, распускается, вянет и т. д.
Играйте в слова, где изменяется только один звук: почка - дочка - точка - кочка…
Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро, середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер).
Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что ты делаешь?». Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. А потом спросите: «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т. д.
Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. При затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы.
Развитие моторики
* Собирать, перебирать ягоды;
* Полоть грядки;
* Выкладывать рисунки из камней, шишек, спичек, круп);
* Играть с глиной, мокрым песком;
* Искать «клад», зарытый в крупе, песке;
* Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель);
* Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
* Перебирать крупы;
* Играть с пальчиками (народные игры типа «Сорока»);
* Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
* Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
* Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
* Лепить из пластилина, теста.
Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает ребенка и взрослого и несет развивающий характер. Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось в сказке или рассказе. Попросите его описать понравившегося героя. Попробуйте нарисовать, раскрасить, заштриховать героев сказки, рассказа.
Очень полезно для профилактики нарушения зрения: рассматривать яркие, красочные картинки, предметы, выделять детали увиденных предметов, рисовать, раскрашивать. Периодически смотреть вдаль у окна на высокие деревья, птиц, облака; можно предложить поиграть в такие игры, как «Подбрось вверх воздушный шарик», «Кто увидит первый» и др, предполагающие направление взора ребенка вверх и вдаль.
Родители должны помнить:
1. Не разрешайте ребенку непрерывно смотреть телепередачи более чем 20-25 минут.
2. Не принуждайте ребенка заниматься, заинтересуйте его. Интерес ребенка-залог успеха.
3. Не ругайте ребенка за ошибки. Критика способна разрушить интерес ребенка. Помогайте ребенку исправлять ошибки, делайте все весело, вместе, без принуждений и порицания.
4. Не показывайте, что ожидали от него большего, если он что-то не смог. Главное запастись терпением и не превращать веселые игры в скучные занятия с множеством требований. Если Ваш ребенок заинтересован и делает попытки, то Вы на правильном пути.
5. Помните, что у Вас замечательный ребенок и вместе Вы способны на многое!