Ирина Шулепова
Здоровье на ладони. Использование природного материала для массажа ладоней и пальцев рук детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Поэтому внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс остается актуальным.
Публикация «Здоровье на ладони, Использование природного материала для массажа ладоней и пальцев рук детей» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Поделки из природного материала
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Эффективным и универсальным средством здоровьесберегающих технологий является игровой массаж пальцев и кистей рук с помощью природного материала.
Упражнения с природным материалом я включаю в физкультминутки, динамические паузы, в гимнастику пробуждения, в игровую, познавательную деятельность.
Очень интересны детям игры с природным материалом. Его преимущество в том, что он доступен и не требует материальных затрат и вызывает активный интерес у детей.
Для детей можно предложить массаж с использованием сосновых, еловых, кедровых шишек, грецких орехов, фундука.
Обучение действиям с шишками я начинаю со свежих шишек, так как они не колются, приятны на ощупь и не вызывают отрицательных эмоций. В дальнейшем использую сухие, колючие шишки.
Обращаюсь к ребенку:
На солнечной полянке
В глуши лесной
Нашла я эти шишки.
Пойдем играть со мной.
Предлагаю детям корзинку, в которой лежат еловые и сосновые шишки, а также орехи и предлагаю взять в руки одну сосновую шишку (орех).
(ниже я предлагаю примерный комплекс массажа, который можно выполнять как с шишками, так и с орехами)
Далее вместе с детьми выполняем круговые движения сосновой шишкой между ладонями. Упражнения сопровождаем речью:
Как ежик колется сосна,
Ее мне шишка не страшна.
Сосновую шишку в ладонях катаю
С сосновою шишкой сейчас я играю.
Также можно ввести игрового персонажа, например Медвежонка:
Мишка с шишкою играет,
Между лап ее катает.
Медвежата все хохочут,
Шишки лапы им щекочут.
Колются не больно,
Малыши довольны.
Используя разнообразный стихотворный текст, вы почувствуете, какие именно стихи подходят каждому ребенку, какой текст у него находит эмоциональный отклик.
Следующее упражнение – перекатывание еловых шишек между ладонями до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения.
Раз, два, три, четыре, пять,
Шишку будем мы катать.
Шишку будем мы катать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Еловая шишка нам колет ладошки,
Мы покатаем шишку немножко.
Далее я предлагаю детям следующее упражнение – сжимание и разжимание шишек обеими руками одновременно или поочередно правой и левой рукой.
Если, как Мишутка,
Сильным хочешь стать,
Надо в ручке шишку
Сильно-сильно сжать.
Следующее упражнение – воздействие на кончики пальцев и ладошку кончиками шишки легким постукиванием и вращательными движениями.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.
Шишке все расскажем,
Пальчики покажем.
Каждый пальчик обойдем,
Снова мы считать начнем.
Далее предлагаю детям поиграть с белками в беличью игру «Белки шутят» - перебрасывание шишек друг другу.
Белки шутят, белки играют:
Шишки, как мячики,
Деткам кидают.
С белками весело мы поиграем,
Все шишки руками ловко поймаем.
Следующее упражнение - руку положить на ровную поверхность ладонью вверх. Шишку перекатываем от локтя до конца мизинца и обратно к локтю, смещая шишку, перекатываем её до конца безымянного пальца и обратно к локтю и т. д., такими движениями по всей ширине руки пройдём до большого пальца и обратно. Можно так же перекатывать шишки по твердой поверхности сначала правой, затем левой, а потом двумя руками одновременно.
Там, за горой, в чаще лесной
Ежик живет под высокой сосной.
В норке у ежика много ежат,
Таких же, как папа, колючих ребят.
А так же массаж хорошо сопровождается сказкой.
Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать орех в ладошке). Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать орех) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (раскрыть ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать орех, катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать орех между ладошками). Стал цветочки нюхать (прикасаться орехом к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать орех в одном кулачке, в другом, нахмуриться, и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по ореху). Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать орех) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики). Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (по каждому пальчику постучать орехом) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать орех).
Заканчивая массаж, дети говорят: «Хотим мы быть весёлыми, красивыми,
здоровыми». Эти слова – своеобразная установка для них на весь день.
Данная методика показала положительный результат, дети с удовольствием выполняют предложенные комплексы упражнений, что способствует укреплению здоровья и поднятию настроения. Считаю, свою работу эффективной и планирую продолжать ее в дальнейшем.