Мария Родина
Советы родителям при обучении ребенка чтению и письму
▼ Скачать + Заказать документы
Советы логопеда,
которые помогут родителям избежать типичных ошибок и оградить своего ребенка от некоторых проблем при подготовке к школе.
1. Правильнее будет обучать детей называть буквы звуками: не БЭ, МЭ, ША, ЭР, а коротко Б, М, Ш, Р, в противном случае затрудняется:
- навык слияния букв в слоги. Ребенок вместо МАМА читает МЭАМЭА.
- звуковой анализ слов. Ребенок неправильно анализирует слова типа СУП, КАША, соответственно пропуская звук У в первом слове и опуская звук А в конце второго слова.
Публикация «Советы родителям при обучении ребенка чтению и письму» размещена в разделах
Соответственно ребенок допускает ошибки при записи этих слов.
2. Правильному слиянию букв в слоги. Неправильный подход при обучении :
- М и А будет МА.
- побуквенное чтение : М, А, М, А.
- прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в книгу.
3. Правильное обучение навыкам чтения.
Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго.
МММА – МММА СССОК РРРАК
3. Если ребенок плохо запоминает буквы, можно использовать следующие приемы и методы:
• выкладывание букв из палочек, гороха, семечек, ниток, лепка из пластилина, теста;
• прорисовывание букв в воздухе пальцами, глазами;
• угадывание букв по контурам из бархатной бумаги, из набора пластмассовых букв;
• обведение пальцем контура букв, штриховка букв;
• применение метода дермалексии (угадывание ребенком букв, написанных на коже спины, руки).
4. Подготовке руки к письму.
Необходимо развивать у ребенка тонкую ручную моторику, поскольку в противном случае он неизбежно столкнется с серьезными трудностями при письме, так как письмо само по себе требует выносливости, способности к длительному напряжению. Для развития ручной моторики можно рекомендовать различные несложные упражнения:
- пальчики здороваются- пальчики бегают по столу- игра на рояле
- разведение пальцев в стороны- поочередное поднимание пальцев руки- кулак-ладонь
Помимо специальных упражнений очень важно приучать ребенка и к выполнению различных бытовых операций, требующих дифференцированных движений пальцев и вообще определенной ручной умелости.
Кроме этого родители должны знать, что:
- ребенка желательно учить раскрашивать только карандашами, так как фломастеры не требуют нажима руки и не вырабатывают необходимых усилий и выносливости;
- упражнения в рисовании по линиям, соединении точек и прочие подобные, способствуют мелкой координации руки и пространственной ориентации на листе бумаги.
5. Очень важно еще в дошкольном возрасте вызвать у ребенка устойчивое желание писать.
Но при этом необходимо помнить:
• ребенок должен уметь правильно держать карандаш (тремя пальцами руки, а кончик карандаша “смотрит” в плечо);
• тетрадь или лист бумаги держать перед собой в наклонном виде и не крутить
(леворукие дети держат тетрадь под другим, противоположным правшам наклоном);
• правильно сидеть за столом;
• не нужно учить ребенка писать замысловатыми прописными буквами, как в школе;
• необходимо писать печатными буквами, при этом учитывая: чем младше ребенок, тем крупнее должны быть буквы (профилактика нарушений зрения).