МААМ-картинки

Советы родителям по развитию речи детей 4–5 лет

Мария Белоногова
Советы родителям по развитию речи детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Дошколята - любопытные ребята. Доказано, что именно в этом возрасте 4-5 лет они буквально засыпают взрослых вопросами: «Почему?» «Зачем?» «Отчего?». Ответы взрослых на детские вопросы крайне важны для развития речи дошкольника. Младшим дошкольникам необходимо развивать монологическую и диалогическую речь, а также способность - формулировать вопросы. Очень хорошо если дети 4-5 лет умеют пересказывать небольшие тексты, описывать ситуацию, грамотно отвечать на вопросы. Существует сотни методов и техник для развития речи дошкольника, начиная от скороговорок и словесных игр, до пересказов и творческих сочинений. Не стоит забывать о том, что развитие культуры речи тесно связано с интеллектуальным, эмоциональным, культурно-эстетическим развитием дошкольника

Публикация «Советы родителям по развитию речи детей 4–5 лет» размещена в разделах

Принято выделять следующие стороны в ходе речевого развития :

словарный запас,

грамматический строй речи,

связная речь,

речевой слух.

Словарный запас.

Обращайте особое внимание в играх с детьми на признаки предмета - то есть на то какой предмет (по форме, цвету, величине, какой он на вкус, на ощупь и пр.) и на то как это свойство можно выразить словом.

Обратите внимание на названия детенышей животных (некоторые дети в 5 лет могут похвастаться умением называть только котёнка и цыплёнка, но ведь и у других зверушек есть детки) В совместном общении уделите внимание временам года, названиям профессий. Объясните кем работает мама и папа, как называются эти профессии. В 5 лет ребенок должен это знать.

Грамматический строй речи.

Уделите особое внимание ошибкам детей, так называемым "аграмматизмам" при образовании множественного числа (игра "Один-много" : это - дерево, а это - деревья; это -ухо, а это-уши) и при образовании Родительного падежа множественного числа (игра "Чего не стало?" : были деревья - не стало деревьев, были платья-не стало платьев). Исправляйте ошибки детей уже сейчас, мягко предлагая ему правильный речевой образец, или не удивляйтесь в дальнейшем ошибкам, которые будет допускать ребенок в школе.

Связная речь. Потренируйтесь составлять небольшие рассказы по серии сюжетных картинок (достаточно взять 2-3 простые картинки, предложив перед этим ребенком подумать и разложить их в нужной последовательности слева направо.

Речевой слух. В 4-5 лет ребенок должен уметь выделять первый гласный звук в слове (многие дети справляются и с выделением согласного, находить в какой из картинок "спрятался" заданный звук. Обратите внимание, что о буквах речь пока не идет, первоначально дается представление о "звуке". Из звуков состоят слова, которые мы слышим и поэтому, как не странно, в этом возрасте звуки менее абстрактны чем буквы. Буква - это знак, обозначающий звук. Каждый звук можно услышать, а вот букву Ъ услышать трудно.

Конечно, правильная речь - это не самое важное в жизни. Но подумайте, если у ребенка беден словарный запас, речь изобилует аграмматизмами, предложения состоят из 2-3 слов и он не умеет выделять из речевого потока отдельные звуки, легко ли ему будет заниматься и играть в следующем году, когда программа усложнится? Легко ли ему будет овладеть грамотой? Помните, что от владения этими умениями зависит насколько быстро и легко ваш ребенок в дальнейшем научится читать, а затем перейдёт к безошибочному письму.

Упражнения для развития связной речи.

Работа над связной речью предполагает обучение детей длительному речевому высказыванию и реализуется через ряд игровых упражнений. Детям легче воспринимать учебный материал через игру.

Вот некоторые игры, которые направлены на обогащение и активизацию словаря, формирование грамматического строя речи.

Игра: «Сравни и расскажи»

Цель: Учить детей находить отличительные детали предмета, сравнивать два предмета.

Детям раздаются отдельные виды кукольной одежды, сшитой из разных по материалу и цвету тканей.

Воспитатель просит сравнить две юбки (два фартука, двое брюк и т. д.) Сказать, чем они отличаются.

Образцы ответов: Эта юбка красная, сшита из шелка. А это синяя юбка, сшита из ситца, с голубым карманом.

Игра: «Четвёртый лишний»

Цель: Учить классифицировать предмет по характерному признаку или назначению.

Дети определяют, какая картинка лишняя и почему. Материал подбирается соответственно лексической теме.

Игра: «Один – много»

Цель: Упражняться в составлении простых предложений. Закреплять знания о повадках диких животных, названия их детёнышей.

Дети надевают маски. «Медведь» говорит: «Я медведь, я живу в берлоге. А кто мои детки?» Выбегают другие дети и говорят: «Мы твои детки – медвежата».

Игра: «Угощение Маши»

Цель: Упражняться в составлении простых предложений, употреблении существительных в косвенных падежах.

Пришла Маша в лес и зовёт к себе зверей, предлагая им угощение. «Звери» должны сами себя назвать и рассказать, чем они питаются: медведь – медом и ягодами, ёж – ягодами, улитками и грибами и т. д.

Аналогичную игру можно проводить при знакомстве с темами: «Домашние животные», «Домашние птицы».

Игра: «Что забыл нарисовать художник?»

Цель: Упражняться в употреблении существительных в Родительном падеже.

Детям раздаются фигуры животных, птиц, предметов, у которых не хватает отдельных частей (у орла – крыла, у петуха – клюва и т. д.) Дети должны назвать, чего не хватает.

Игра «Правда – неправда»

Цель: Нахождение в тексте слов или фраз, не подходящих по смыслу, замена их подходящими.

Логопед читает стихотворение, дети говорят, что в нём правда, а что нет.

Тёплая зима сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу,

Летом прыгает в снегу.

А зимой среди ветвей

«Га – га – га, пел соловей.

Быстро дайте мне ответ –

Это правда или нет?

Игра «Кто больше?»

Цель: Учить подбирать слова, близкие по значению к сказанным.

Примерные слова:

Лиса – лисонька, кумушка, лисичка-сестричка, лисица, Патрикеевна…

Малыш – малютка, карапуз, кроха, ребёнок…

Метель – метелица, вьюга, буран, пурга…

Влажный – мокрый, сырой…

Красивый – прекразный, замечательный, хороший…

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Цель: Нахождение слов, противоположных по значению. Взрослый кидает мяч и называет слово. Ребёнок называет антоним.

Примерные слова: чистый, широкий, здоровый, весёлый, медленный, мягкий, острый, злой, сладкий, горячий, храбрый, высокий, ласковый, летний, лёгкий, старый.

Игра «Что это?»

Цель: Нахождение обобщающего слова к заданному ряду слов.

Примерные слова: Кузов, кабина, колёса, руль, фары – машина.

Ствол, ветки, сучья, листья – дерево

Циферблат, стрелки, маятник, механизм – часы.

Игра «Что лишнее?»

Цель: Найти в ряду слово, не подходящее по смыслу, но созвучное с остальными.

Примерные слова:

Гусь, гусеница, гусиное.

Больной, большой, больница.

Баран, баранка, бараний.

Дождик, дождливый, дожидаться.

Море, морковь, моряк.

Выяснить, почему данное слово лишнее.

Публикации по теме:

Кризис трех лет. Советы родителям КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ — СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ В каждой семье наступает период, когда милый забавный малыш превращается в совершенно невыносимого и.

Советы родителям «Подвижные игры детям с нарушением речи» Подвижные игры как средство профилактики нарушений речи Наряду с первоочередной задачей дошкольных учреждений (охрана и укрепление здоровья.

Советы родителям «Несложные советы и правила воспитания детей» Совет самый главный – хвалим на людях, ругаем наедине! Тоже важно – ругаем не ребенка, а его поступки! Не «нападаем» на ребенка всей семьей.

Советы родителям по развитию музыкально ритмических движений МУЗЫКАЛЬНО- РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ ДЕТИ 3-4 ЛЕТ Умеют двигаться в соответствии с контрастным характером музыки (громко-тихо, весело-грустно.

Советы родителям по развитию речи Ребенок обязательно должен периодически принимать твердую пищу. Твердая пища – например, яблоко или морковь – укрепляет челюстные мышцы,.

Советы родителям по социально-коммуникативному развитию детей 2–3 лет Для эффективного социально-коммуникативного развития детей в возрасте 2-3 лет родителям можно посоветовать следующее: 1. Верьте в своего.

Советы родителям «Развитие речи, и не только» Дорогие родители! Вы — первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа — Ваш дом — окажет огромное влияние на то, что он.

Советы родителям в воспитании детей СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ в воспитании детей. Вы хотите сделать своего ребенка счастливым, но в то же время образованным и воспитанным, тогда ознакомьтесь.

Советы родителям «замкнутых детей» Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как общаться. - расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в.

Советы логопеда родителям по развитию у их детей лексико-грамматического строя речи .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Советы родителям по развитию речи детей 4–5 лет
Опубликовано: 9 апреля 2019 в 21:08
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Советы родителям по развитию речи детей 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Мария Белоногова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД