Мюллер Тая
Советы родителям по развитию мелкой моторики детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.
Развитие мелкой моторики рук у детей проходит в несколько этапов. Еще в первые месяцы жизни карапуз способен ухватиться за пальцы взрослого или удерживать предмет, который вложили ему в руку. Примерно в 3-4 месяца ребенок делает первые неловкие попытки самостоятельно взять заинтересовавшую его вещь. Затем он учится перекладывать ее из одной руки в другую и брать двумя пальцами (так называемый пинцетный захват). После полугода малыш активно осваивает манипуляции с игрушками различных размеров и форм, а после 9 месяцев пытается самостоятельно есть ложкой После года развитие у ребенка мелкой моторики рук продолжается : он оттачивает умение держать ложку и вилку, учится рисовать, завязывать шнурки и застегивать пуговицы. В 2-2,5 года малыш начнет пользоваться ножницами, делать аппликации, собирать пазлы.
Публикация «Советы родителям по развитию мелкой моторики детей 2–3 лет» размещена в разделах
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.
Существует широкий спектр различных занятий, упражнений и игр для развития мелкой моторики у детей :
1. Массаж ладошек
Самое простое - лёгкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. В центре ладони находится очень важная точка - центр развития речи. Кроме того следует массировать пальчики в направлении от кончиков к запястью, растирая их со всех сторон, а затем легко надавливать на подушечку каждого из них. Затем каждый пальчик несколько раз сгибают и разгибают. Делать упражнения по развитию надо 2-3 минуты ежедневно. Тем самым вы воздействуете на активные точки, связанные с корой головного мозга. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-белобока».
2. Разрывание бумаги
Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.
3. Рисование на песке или манке
Насыпьте на поднос (желательно, чтобы поднос был однотонным) песок или манку. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.
4. Баночки с крупами, пуговицами
Насыпьте в баночки разные крупы (фасоль, чечевицу) и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. Закопайте какой-нибудь маленький предмет, игрушку в крупу и дайте ему баночку. Малыш будет сильно обрадован, когда среди крупы найдет игрушку. Игры с пуговицами просты и разнообразны, не требуют особых навыков, но при этом имеют развивающий и обучающий эффект. Особенно полезны пуговицы для тренировки мелкой моторики, которая, как известно, напрямую влияет на развитие речи и мышления. Кроме того, перебирая пуговки, ребенок получает представление о размере, форме, цвете – ведь все пуговицы такие разные и интересные.
5. Игры с бусинами
Первый вариант: ребенок должен переложить бусинки из одной мисочки в другую. Вместо бусин можно использовать неочищенный в скорлупе грецкий орех.
Второй вариант: ребенок должен на веревочку нанизать бусинки. Они могут быть разной по величине, цвету и фактуре.
Третий вариант: перемешайте бусы разного цвета в тарелочке. А ребенок должен разложить все бусы в ведерочки соответствующего цвета.
6. Шнуровка, застегивание, расстегивание
Для этого подойдут игрушки и материалы, которые продаются в развивающих магазинах, также вы можете создать их сами или взять старые ненужные вещи. Это могут быть рубашки на пуговицах, вещи с молниями, ботинки на шнуровке. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности.
7. Лепка
Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.
8. Рисование и раскрашивание
Раскрашивание цветными карандашами, штриховка, рисование карандашами, фломастерами или пальчиковыми красками. Обводка контура картинок, состоящих из пунктирных линий.
9. Собирание мозаик и пазлов
Для детей до 3 лет выбирайте пазлы и мозаики с крупными частями. Пазлы также тренируют воображение.
10. Прищепки
Вырежьте из цветного картона различные фигуры, растения и животных (ежика, бабочку, солнце, тучку, лепестки цветов, геометрические фигуры, но у них обязательно должно не хватать чего-нибудь. У ежика иголок, у бабочки крыльев, у солнца лучиков и т. д. Первое время надевайте прищепки на фигуры самостоятельно, а ребенку давайте их снимать. Когда ребенок научится обращаться с прищепками, тогда он самостоятельно должен будет их одевать и снимать.
Однако стоит запомнить! Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически.