Тычина Ольга
Советы родителям «Кризис детей трех-четырех лет. Почему ребенок не слушается?»
▼ Скачать + Заказать документы
Кризис детей трех-четырех лет. Почему ребенок не слушается?
Еще вчера ваш малыш был послушным, а сегодня устраивает истерики, грубит по любому поводу, отказывается выполнять мамины просьбы. Что с ним случилось? Скорее всего, ребенок вступил в так называемый кризис трех лет. Как реагировать взрослым на такое детское поведение и что делать уставшим от капризов родителям?
Публикация «Советы родителям „Кризис детей трех-четырех лет, Почему ребенок не слушается?“» размещена в разделах
Многих родителей беспокоят капризы и упрямства детей. На самое обычное предложение – помыть руки, готовиться ко сну, убрать игрушки – ребенок отвечает либо молчаливым неповиновением, либо бурным протестом. Безусловно, склонность к капризам связана с возрастными и психофизическими особенностями детей. Однако считать, что капризы и упрямство обязательно сопутствуют детству, совершенно неправильно. И все-таки причины капризов ребенка заключены не столько в особенностях его возраста и характера, сколько в неправильном воспитательном подходе к нему.
Чаще всего малыш пытается доказать окружающим, что он уже большой и может многое делать самостоятельно («я сам»). Не пытайтесь слишком ограничивать его в стремлении чему-то научиться, иначе детских капризов вам не избежать. Позвольте ребенку попробовать самому одеться, умыться, накрыть на стол. Видя его затруднения, можно немного помочь, но незаметно, тактично, как бы невзначай. Конечно, сначала у вашего малыша не все будет получаться, и времени, скажем, на одевание, уйдет гораздо больше, чем, если бы вы все сделали сами. Зато вы сможете избежать лишних слез и более мягко перенести период формирования личности ребенка.
Помогают избежать детских капризов ролевые игры. Например, ребенок хочет приготовить обед. Разрешите ему это сделать – пусть приготовит кушанье для своих любимых игрушек на игрушечной плите, используя игрушечную посуду (продукты могут быть и настоящими). Таким образом, ребенок реализует свое право на самостоятельность, не вступая в конфликт с родителями. Подобные игры могут вас выручать и в других ситуациях. Например, малыш никак не хочет возвращаться с прогулки. Предложите ему устроить соревнование – кто быстрее дойдет до дома – и не нужно будет лишний раз повышать голос, ребенок сам побежит домой.
Еще один способ избежать конфликта детей и родителей – это общение с ребенком на равных. Советуйтесь с малышом, тем самым показывая, что вы уважаете его мнение. Такой подход поможет вам ненавязчиво добиться желаемого, при этом чувства ребенка не будут уязвлены. Например, на улице холодно, а малыш отказывается надевать шапочку. Предложите ему на выбор две-три шапочки: «Какая тебе больше нравится? Ты наденешь ту, которую выберешь сам».
В трехлетнем возрасте очень часто детские капризы перерастают в истерики и становятся средством манипуляции взрослыми. Если вы почувствовали, что истерика только начинается, то пока еще ребенок слышит вас, постарайтесь его отвлечь. Можно быстро подойти к окну и эмоционально, уверенно рассказывать что-нибудь: «Ого, какая собака! Я таких никогда не встречала! Такая большая, пушистая, хвост крючком. Иди скорее, посмотри!» Наверняка, ребенок заинтересуется и забудет про свой каприз. Но если истерика уже в самом разгаре, то малыш уже ничего не видит и не слышит. Его бурная сцена рассчитана на то, чтобы добиться своих требований. Выйдите из комнаты. Ребенок быстро успокоится – ведь его истерика была рассчитана на зрителя, а раз такового нет, то и незачем зря тратить силы.
Основные признаки кризиса
1. Негативизм
Негативизм вынуждает малыша выступать против не только маминого, но и собственного желания. Например, родители предлагают сходить в зоопарк, а кроха категорически отказывается, хотя сам очень хочет увидеть животных. Дело в том, что предложения исходят от взрослых.
Следует отличать непослушание и негативные реакции. Непослушные дети поступают в соответствии со своими желаниями, которые часто идут вразрез с желаниями родителей. Кстати, негативизм зачастую избирателен: ребенок не выполняет просьбы отдельного человека, чаще всего мамы, а с остальными ведет себя как прежде.
Совет : Не следует говорить с детьми в приказном тоне. Если ребенок по отношению к вам настроен негативно, дайте ему возможность успокоиться и отойти от чрезмерных эмоций. Иногда помогают и просьбы наоборот: «Не одевайся, мы сегодня никуда не пойдем».
2. Упрямство
Упрямство часто путают с настойчивостью. Однако настойчивость является полезным волевым качеством, которое позволяет маленькому человечку достигать цель, несмотря на сложности. К примеру, достроить-таки домик из кубиков, даже если он разваливается.
Упрямство отличается стремлением малыша стоять на своем до конца только потому, что он этого уже однажды потребовал. Допустим, вы позвали дочку обедать, а она отказывается. Вы начинаете убеждать, а она отвечает: «Я уже сказала, что не буду есть, значит, не буду».
Совет : Не старайтесь переубедить дочку, потому что вы лишите ее шанса выйти с достоинством из затруднительного положения. Возможный выход – сказать, что вы оставите еду на столе, а она сможет поесть, когда проголодается. Этот способ лучше применять лишь на время кризиса.
3. Деспотизм
Наиболее часто этот симптом встречается в семьях с единственным малышом. Он пытается заставить мать и отца делать так, как ему хочется. К примеру, дочка требует, чтобы мама все время находилась рядом с ней. Если в семье несколько деток, то деспотические реакции проявляются как ревность: малыш кричит, топает, толкается, отбирает у братика или сестренки игрушки.
Совет : Не поддавайтесь на манипуляции. И в то же время старайтесь уделять больше внимания детям. Они должны осознать, что родительское внимание можно привлечь и без скандалов и истерик. Привлекайте кроху к домашним делам – готовьте вместе ужин для папы.
4. Признак обесценивания
Для ребенка пропадает ценность старых привязанностей – к людям, любимым куклам и машинкам, книгам, правилам поведения. Внезапно он начинает ломать игрушки, рвать книжки, произносить грубости. Тем более что лексикон малыша постоянно расширяется, пополняясь, в том числе, и разными нехорошими и даже неприличными словами.
Совет : Постарайтесь отвлечь малыша другими игрушками. Вместо машин займитесь конструктором, вместо книжек выберите рисование. Рассматривайте картинки на тему: как следует себя вести правильно. Откажитесь от нравоучений, лучше проигрывайте тревожащие вас реакции ребенка в сюжетно-ролевых играх.
5. Бунт
Трехлетний ребенок пытается доказать взрослым, что его желания столь же ценны, как их собственные. Из-за этого он идет на конфликт по любому поводу. Кажется, что малыш находится в состоянии протеста с окружающими, протестуя против каждого их решения: «Не хочу, не буду!».
Совет : Попробуйте оставаться спокойными, доброжелательными, выслушивайте детское мнение. Однако настаивайте на своем решении, если дело касается безопасности ребенка : «Нельзя кататься на велосипеде на дороге!».
6. Строптивость
Если негативизм касается конкретного взрослого, то строптивость направлена на привычный образ жизни, на все действия и предметы, которые родные предлагают ребенку. Зачастую она встречается в семьях, в которых существуют разногласия по вопросу воспитания между мамой и папой, родителями и бабушкой. Малыш просто перестает выполнять любые требования.
Совет : Малыш не хочет убирать игрушки прямо сейчас, займите его другой деятельностью – например, порисуйте. А через несколько минут вы обнаружите, что он сам начнет убирать игрушки.
7. Своеволие
Проявляется своеволие в том, что дети стремятся к самостоятельности, причем независимо от конкретной ситуации и собственных возможностей. Ребенок хочет самостоятельно купить какой-либо товар в магазине, рассчитаться на кассе, перейти дорогу, не держась за бабушкину руку.
Совет : Разрешите малышу самому сделать то, к чему он стремится. Если выполнит желаемое – получит бесценный опыт, если не сумеет – сделает в следующий раз. Конечно, это относится лишь к тем ситуациям, которые абсолютно безопасны для детей.
Только благодаря правильному воспитанию происходит закладка положительных качеств личности ребенка, только при этом условии можно говорить о формировании готовности его к активному осознанному послушанию.