Агаева Елена
Как реагировать, если ребёнок плачет. Советы родителям
▼ Скачать + Заказать документы
Родители испытывают целый спектр эмоций, если ребёнок плачет : сочувствие, беспокойство, раздражение, злость, вину, досаду, беспомощность и т. д. Это сильно зависит от багажа прошлого детского опыта у взрослого.
Если в детстве были свои собственные детские травмы, связанные с проявлением эмоций, то легче избегать ситуаций, которые связаны с чувствами – дистанцироваться, обесценивать, переводить в шутку, запрещать, стыдить, игнорировать, обвинять и т. д.
Когда ребенок плачет – ему в этот момент плохо (грустно, больно, обидно, одиноко, он устал, испугался, плохо себя чувствует…
Публикация «Как реагировать, если ребёнок плачет, Советы родителям» размещена в разделах
И больше всего ему нужна ваша эмоциональная поддержка. И не важно, сколько ребенку лет.
Что делать родителям?
1. Быть рядом.
Ему важно чувствовать, что вы рядом: отвлеклись от ваших дел, отложили телефон, вышли из-за стола, выключили пылесос, прекратили резать салат – поставили «на паузу» текущие дела и подошли к ребенку.
2. Помочь осмыслить произошедшее.
Вы помогаете ребенку осмыслить, что с ним произошло и почему он плачет. Скажите вслух о том, что случилось и что чувствует ребенок. Мягким, добрым голосом. Без советов и наставлений. Без критики и поучений. Не задавая вопросов – просто отражайте:
– У тебя сломался домик и ты расстроился.
– Ты споткнулся и ударился, тебе обидно.
– Ты прищемил пальчик, тебе больно.
– Ты испугался громкого звука.
Обратите внимание – на конце этих фраз НЕТ знаков вопроса. Вы не расспрашиваете, а называете вслух возможную причину слез и чувства ребенка.
3. Поддержать.
Поддержка может быть в любой форме – словами, действиями, выражением лица, тоном голоса. Основная идея: «Я тебя понимаю», «С тобой все в порядке», «Так бывает», «Я рядом». Можно взять ребенка на руки и прижать к себе, посадить на колени, обнять, положить руку на спину, плечо, взять за руку и т. д. Со словами или без слов. Чем меньше ребенок – тем больше ему нужен тактильный контакт.
Это не значит, что ребенок сразу успокоится. У нас нет задачи – сделать так, чтобы он перестал плакать. Мы не пытаемся блокировать эмоции, мы помогаем их проживать.