Светлана Косякова
Советы логопеда родителям
▼ Скачать + Заказать документы
Советы логопеда родителям
Речью ребёнок овладевает постепенно, путём подражания взрослым. Сразу правильно произносить большинство звуков он не умеет. Это так называемый физиологический период возрастного косноязычия. Чем раньше родители обращают внимание на звукопроизношение у ребёнка, тем быстрее, быстрее, оно формируется и нормализуется.
Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения, они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.
Публикация «Советы логопеда родителям» размещена в разделах
Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоциональной сферы.
Предлагаем ряд упражнений на развитие фонематического слуха и речевой моторики.
1. Развитие фонематического слуха.
Повторяйте слова парами:
сутки-шутки миска-мишка крыса-крыша
топот-шёпот стык-штык споры-шпоры
жар-шар Саша-сажа бык-шик
дар-шар мыло-шило
2. Развитие речевой моторики:
а) высовывайте язык наружу «лопатой» (бя-бя, мя-мя);
б) высовывайте язык «жалом»;
в) присасывайте спинку языка к нёбу сначала при закрытых челюстях, а затем при раскрытых;
г) присасывайте язык без отрыва от нёба с раскрыванием и закрыванием рта (кончик языка касается верхней десны «гармошка»);
д) кончик языка подводите под верхнюю губу и со щёлканьем отрывайте, втягивайте вниз – назад.
ЗВУКИ «Ш» «Ж» - упражнения:
а) для губ: округлить губы и вытянуть вперёд, как при звуке «О».
Углы губ при этом не должны соприкасаться. Губы не закрывают зубов. Расслабить губы и повторить 5-6 раз.
б) для развития выдоха: округлить губы, с силой вытолкнуть воздух. Контролировать выполнение ладонью (тёплая струя воздуха).
в) для языка: поднять язык к передней части нёба с помощью плоской палочки, подложенной под язык. Кончик языка поднять к нёбу, зубы разомкнуть, губы округлить. Удерживать язык в верхнем положении некоторое время, повторить 8-10 раз.
ТРЕБОВАНИЯ К РАЗВИТИЮ РЕЧИ РЕБЁНКА
1. Правильно произносить все звук речи и различать на слух.
2. Использовать различные части речи точно по смыслу.
3. Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением.
4. Отвечать на вопросы и задавать их.
5. Самостоятельно передавать содержание литературных текстов.
6. Составлять рассказы о предметах (по плану. Предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок).
7. Кругозор, развёрнутые представления ребёнка о мире.