Нина Макарова
Деловая игра для педагогов «Учим детей общаться»
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра для педагогов
Часть1. Организационный момент.
Вступительные слова- «Приветствие»
Воспитание- сложный процесс, требующий от педагога умения понимать детей, ориентироваться в быстро меняющихся жизненных ситуациях и правильно определять пути их решения, используя избирательно методы воздействия.
Это обязывает педагога вникать в мотивы детских поступков, изучить их питомцев на протяжении всего пребывания в детском саде ежечасно, во всех видах деятельности.
Публикация «Деловая игра для педагогов „Учим детей общаться“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
В повседневном общении со взрослыми и сверстниками ребенок постигает и переосмысливает в жизненных ситуациях, то чему его учат. Косвенно влияя на каждого их детей в процессе различной деятельности (в том числе и возникающей по замыслу ребят, педагог использует его как средство нравственного воспитания.
Сейчас приведу ряд ситуаций, с тем чтобы побудить вас к поиску их разрешения. И главное - вызвать стремление анализировать собственные действия в решении педагогических задач.
И так приглашаю к разговору.
Первая ситуация.
Когда в детский сад за Галей приходит мама, она непременно старается порадовать дочь каким-либо лакомством. Сегодня у девочке в руках апельсин. Галя нехотя определяет в рот дольку за долькой. Когда их остается всего несколько, мать предлагает ей:
- не ешь, если не хочешь. Лучше угости свою подружку.
-А-а-а, ишь ты какая. Я лучше сама съем!
И ест, морщится, но ест. Лишь бы другому не дать.
- ну вот и хорошо, что сама доела. Умница!- хвалит ее мать.
Как вы расцениваете этот эпизод? Как прореагировать на него?
Вторая ситуация.
Вадик после праздника рассказывает воспитателю:
-вчера с папой и мамой ездили в гости, а вечером гуляли в парке, ели мороженое.
- А бабушка с вами была? – спрашивает воспитатель. Мальчик с пренебрежением машет рукой:
- Она дом стережет, папа сказал: «Бабушка – хороший сторож»
- А ты угостил бабушку праздничным подарком?
- Нет! – бойко отвечает Вадим. - Сладкое старые не едят. Я угостил маму и папу.
- А ты ухаживаешь за бабушкой? Ведь она недавно болела. Молчит. Зачем говорит:
- А папа сказал, что она здоровая, еще всех нас переживет!
Вадим не слушается бабушку, когда то приходит за ним в детский сад. Мать при сыне часто делает ей замечание: - Совсем распустила его» Почему не требуешь, чтобы он слушал тебя?
Проанализируйте суждения ребенка, о чем они свидетельствуют? В почему внук не слушается бабушку? Почему мальчик отказывается от бабушке без должного уважения? Какие задачи наметить с Вадимом и его родителями.
Ситуация 3
Воспитатель делает замечание шестилетнему ребенку, что бы он не колол лёд каблуками, объяснив ему, что от этого портится обувь. Мальчик отвечает:
- ну и пусть! Быстрее новые купят.
Как вы считаете, почему так рассуждает ребенок? Как должен прореагировать воспитатель на это? Какие задачи встают перед педагогом в воспитании ребенка, а так же в работе с его родителями?
Ситуация 4
И Сережа, и Оксана держаться за велосипед, каждый упрямо тянет его к себе. Еще мгновение – и между ними вспыхнет ссора. Назрел момент для вмешательство взрослого.
-Ну-ка, н тяните велосипед, а то поломаете, и он никому не достанется, - шутит воспитатель и мягко кладет руку на побелевшие от напряжения кулочки Сережи и Оксаны. а когда дети успокаиваются, опрашивает их:
- Кто из вас сильнее, ну-ка скажите?
- Я,-говорит Оксана.
- Нет,я! Я и ростом выше! – добавляет веский аргумент в свою пользу Сережа.
- А я не верю, что ты сильнее Оксаны, - говорит ему воспитатель. –Не верю, потому что сильные уступают тем, кто послабее, заступаются за них. А как поступил ты?
Мальчик не ожидал такого поворота разговора. Оторопел. А затем, махнув рукой, говорит:
- Ладно уж, пусть катается первая!
На его лице недовольство. Это не ускользает от внимательного взгляда педагога. Он говорит мальчику:
-Молодец, Сережа. Теперь я вижу, что ты действительно большой и сильный. Настоящий мужчина!
Вот это уже совсем другое дело! Теперь даже приятно уступать, чувствуя себя покровителем слабых.
Оцените приемы воспитателя. Чем можно объяснить успех в разрешении данной конфликтной ситуации? К каким чувствам Сережи апеллировал воспитатель.
Часть 2. Педагогический пробег
Первая остановка. «Ромашка»
1. Что такое конфликт?
2. Из-за чего возникают конфликты у детей младшего возраста?
3. Из-за чего возникают конфликты у детей среднего возраста?
4. Из-за чего возникают конфликты у детей старшего возраста?
5. Назовите главное содержание общения у детей старшего дошкольного возраста?
6. Назовите ведущую деятельность у детей дошкольного возраста.
7. Как помочь ребенку младшего возраста осознать моральную сторону своих действий?
8. Какие игры способствуют установлению эмоционального контакта между воспитателем и ребенком в группе раннего возраста?
9. Как вы формируете в своей группе социально-приемлемые нормы поведения?
10. Назовите два основных подхода в разрешении конфликтов в детском коллективе?
11. Какая игра учит детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе?
12. Назовите игры, которые способствуют сплочению и сотрудничеству детей в коллективе сверстников младшего дошкольного возраста.
Вторая остановка «Тесты»
1-ый тест.
Какова основная задача игр «Иди ко мне», «Посмотри на меня», «Пришел Петрушка?»
б) формирование эмоционального контакта
в) жажда признания
2-ой тест.
Выберите из предлагаемых вариантов, что относится к определению этикета:
а) наука о морали и нравственности
б) порядок поведения, принятый в обществе
в) наука об эстетичном, красоте
3-тий тест
Причина возникновения конфликтов в средней группе.
а) из-за игрушек
б) из-за ролей
в) из-за правил игры
4-ый тест
Формирование навыков общения в первой деятельности к какому направлению развития ребенка в детском саду относится:
а) художественно-эстетическое
б) познавательно-речевое
в) социально – личностное
5-ый текст
Известно, что в основе взаимопониманий дошкольников лежат коммуникативные потребности. Как вы считаете из предлагаемых коммуникативных потребностей, какие преобладают у детей старшего дошкольного возраста?
а) деловое сотрудничество
б) сопереживание
в) стремление к соучастию в забавах и самовыражению
6-ой тест
Социальное развитие это:
а) приобщение детей к прекрасному через знакомство с искусством
б) формирование необходимого уровня речевых умений и способностей
в) формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками, формирование самосознания и представлений о себе
7-ой тест
Основным содержательным компонентом нравственного воспитания в средней группе являются:
а) формирование отзывчивости на эмоциональное неблагополучие сверстника.
б) проявление сочувствия к сверстнику, способность проникать в его эмоциональное состояние
в) общественная устремленность
8-ой тест
Сценка между игрушками, точно воспроизводящая нежелательные действия ребенка помогает ребенку младшего дошкольного возраста:
а) принять роль того, кто страдает
б) осознать моральную сторону своих действий
в) включить положительные формы поведения в представления детей о себе
9-ый тест
Функции конфликтов позитивные:
а) снижение дисциплины, ухудшение эмоционального самочувствия детей и социального - психологического климата в детском коллективе
б) разряжение конфликтной ситуации обогащает жизненный опыт в сфере межличностного взаимодействия
в) уменьшает степень сотрудничества в различных видах детской деятельности
10-ый тест
Конструктивный выход из конфликта предполагает:
а) уход от ситуации
б) привлечение внешних средств для разрешения конфликта
в) продвижение конфликта и его разрешение
В заключении хочется сказать, что разбор педагогических ситуаций, ответы на вопросы, разбор педагогических ситуаций, ответы на вопросы, разгадывание тестов помогут воспитателям лучше организовать работу по социально-нравственному воспитанию детей в дошкольных учреждениях.