Елена Ващило
Обобщение опыта
▼ Скачать + Заказать документы
«Совершенствование речевой деятельности у детей 5- 7 лет с ОНР 3 уровня посредством развития мелкой моторики, ручного праксиса и тактильной чувствительности в процессе предметно- продуктивной деятельности»
«Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
И. П. Павлов
Одно из направлений речевого развития ребёнка- дошкольника и гарант успешности обучения его письму – это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Не случайно многие педагоги считают, что уровень развития мелкой моторики является одним из важнейших показателей готовности ребёнка к школьному обучению. В дошкольном детстве необходимо создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития ручной умелости. Нарушения мелкой моторики связано с нарушениями мышечного тонуса пальцев рук. Развитие мелкой моторики пальцев стимулирует созревание речевой коры головного мозга. Иногда, из-за осознания своих неудач в выполнении тонкокоординированных движений, дети отказываются от игр с мелкими конструкторами, мозаикой, паззлами, не хотят лепить, рисовать, нанизывать. Возникает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию точных координированных движений рук и ручной умелости в целом.
Публикация «Обобщение опыта» размещена в разделах
Изучив психолого – педагогическую и методическую литературу, я поставила цель: развивать речь детей с ОНР III уровня посредством развития мелкой моторики, ручного праксиса и тактильной чувствительности.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты задачи, которые заключались в создании условий для развития у детей мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, речи; способствовали развитию речи, формированию правильного звукопроизношения; содействовали развитию мелкой моторики рук, ручного праксиса и тактильной чувствительности; повышали компетентность родителей по вопросу развития речи детей; способствовали дальнейшему развитию умения сравнивать, исследовать; способствовали развитию творческого воображения; сформировывали элементарные графические навыки; подготавливали руку к письму; способствовали улучшению координации движений, гибкости кисти; способствовали развитию произвольного внимания, логического мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти; развивали согласованные движений обеих рук, дифференцированные движения кистей и пальцев рук. Одним из важных компонентов в развитии речи ребёнка через мелкую моторику является создание условий, на что я и обратила своё внимание, создав для этого развивающую предметно- пространственную среду, включив в неё большое количество разнообразных пособий.
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами. В своей работе я активно использовала игры с пальчиковыми бассейнами, пуговицами, бусами, крупами, счётными палочками, волчками. Я заметила, что самомассаж в сочетании с игрой с мелкими предметами в сопровождении легко запоминающихся стихов, поднимало у детей настроение, стимулировало развитие речи.
Я активно включала в работу с детьми су-джок терапию и игры с шариками Марблс, прищепками, массажными мячиками, шариками для пинг – понга. Дети с увлечением массировали пальцы и ладошки этими необычными шариками, что способствовало развитию мелкой моторики и тактильной чувствительности.
С интересом дети принимали участие в сенсорных играх-тренажёрах с пробками, изготавливали тактильные книжки, иллюстрации в них буквально оживали посредством того, что были сделаны из разнообразных материалов.
Эффективным средством для развития мелкой моторики являлись пальчиковые игры. Дети выполняли фигурки из пальцев, изображающих предметы, животных, птиц. Выполнение сопровождалось проговариванием небольших стихотворных текстов. Эти упражнения вызвали у детей большой эмоциональный отклик и интерес.
Наблюдая за детьми, видела, что они испытывают удовольствие от игр с мозаикой. Вначале ребятам предлагалось составлять картины по образцу, а в последствие они самостоятельно придумывали сюжет и составляли рассказ о получившейся картинке. Таким образом, осуществлялась работа по обогащению словаря детей, развивалась связная речь.
Помимо обычных игр, я активно использовала в своей работе ИКТ, в частности онлайн раскраски. Дети с удовольствием раскрашивали картинки, тем самым развивая мелкую моторику, учились усидчивости и аккуратности. Также стоит отметить, что онлайн раскраски формировали эстетический вкус и прививали любовь к искусству. С энтузиазмом дети играли и в компьютерные игры типа «Собери бусы», «Подбери носок», «Мозаика» и др.
Включала я в свою работу и современные нетрадиционные методики коррекционной педагогики – криотерапию и контрастотерапию, которые способствовали развитию осязательных ощущений.
Продуктивные виды деятельности также способствовали развитию ручного праксиса, тактильной чувствительности, делали руку ребёнка умелой, развивали зрительный контроль над движением руки.
В процессе игр с песком дети приобретали не только чувственный опыт, но и познавали окружающий мир, получали о нём элементарные теоретические знания, усваивали навыки общения и коммуникации.
Игры с объёмными планшетами, помогали успешно развивать мелкую моторику пальцев и тактильные ощущения детей. Я предлагала детям прокатывать по планшету маленький шарик – выпуклые дорожки надёжно удерживали его на поверхности, не позволяя скатиться, упасть. Дети с радостью играли с планшетами, в процессе составляя описательные рассказы об увиденном. Проводилась непрерывная работа по развитию связной речи, формированию активного словаря детей, закреплением в речи ранее поставленных логопедом звуков.
Используя в работе с детьми все вышеперечисленные формы, я также разработала и свои формы работы по развитию мелкой моторики и тактильной чувствительности: занимательные упражнения на основе стихотворений «Развиваем пальчики».
Целью данных упражнений являлось развитие мелкой моторики рук, слогового анализа и синтеза, автоматизация поставленных звуков, развитие дыхания, голоса, темпа, ритма и общей выразительности речи, а также внимания, памяти, мышления. Я использовала эти упражнения в индивидуальной и подгрупповой работе. Работы детей оформлялись в книжки-самоделки «Развиваем пальчики», при изготовлении которых использовались различные виды материалов (семена растений, семечки, крупа, мех, перья, шнурки, ягоды и т. д.). Достичь успешных результатов мне удалось благодаря взаимодействию с учителем-логопедом, родителями.
Была оформлена папка – передвижка с практическими советами по развитию речи детей на основе игр и упражнений по развитию мелкой моторики и тактильной чувствительности; папка – ширма «Сделайте это с детьми», где еженедельно помещались задания или упражнения на формирование речи и развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности, изготовлены буклеты «Развитие мелкой моторики», информационный диск «Пальчиковые игры», где родителям наглядно демонстрировались виды деятельности, способствующие развитию мелкой моторики рук, организован практикум «Развитие мелкой моторики рук».
Основная работа по развитию речи, посредством развития мелкой моторики, проводилась с детьми, как в ООД, так и в совместной деятельности в режимных моментах.
Итоговое диагностическое обследование показало, что использование методических наработок по теме опыта дало положительную динамику в развитии мелкой моторики рук и совершенствовании речевой деятельности детей, что позволило:овладеть навыками письма, рисования, ручного труда; способствовало улучшению координации движений, гибкости кисти; позволило лучше адаптироваться в практической жизни.
В дальнейшем я планирую не останавливаться на достигнутом, продолжать подбирать и использовать новые методические приёмы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики.