Надежда Милашевская
Совершенствование ППРС группы по развитию мелкой моторики рук у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно - пространственная среда по развитию мелкой моторики рук - составная часть развивающей среды дошкольного детства. В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
• содержательно-насыщеной,
• трансформируемой,
• полифункциональной,
• доступной,
• безопасной
Публикация «Совершенствование ППРС группы по развитию мелкой моторики рук у детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Поскольку существует тесная взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание обращается на тренировку его пальцев. Развитие мелкой моторики рук влияет не только на формирование детской речи, но и на исправление ее недостатков.
И на этом этапе предметно- развивающая среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала. Она должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств.
Каждый предмет в группе может стать развивающим. Поэтому необходимо создать среду, окружающую детей таким образом, чтобы она определяла направленность их деятельности и в то же время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики. В первую очередь, организуются условия для игровой деятельности. Все игры по развитию мелкой моторики можно разделить на несколько групп :
- игры на развитие тактильного восприятия;
- игры с водой и песком;
- фольклорные пальчиковые игры;
- игры на нанизывание;
- игры на выкладывание (мозаика, пазлы);
- игры с конструктором;
- работа со штампами (положение захвата тремя пальцами, быстрая смена тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение).
В нашей группе для наиболее эффективного развития мелкой моторики размещены дидактические игры «Пазлы», «Шнуровки», «Ниткопись», «Собери бусы», «Трафареты» и др. Кроме игр и упражнений в группе организованы уголки изодеятельности по развитию ручной умелости, где можно заниматься такими различными видами продуктивной деятельности, как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Они оборудованы таким образом, что ребенок в любое время самостоятельно может взять необходимые материалы и заниматься самостоятельно продуктивной деятельностью. Таким образом, кисть руки детей приобретает гибкость, уменьшается скованность движений, появляется согласованность действий обеих рук, движения становятся координированными, точными.
Приведем примеры игр с пуговицами.
Игры с пуговицами не только развивают мелкую моторику, но еще и логику, мышление, а так же цветовое восприятие, формирования понятий величины предметов, творческое воображение. В игровом уголке есть «Пуговичная копилка» (банка с пластмассовой завинчивающейся крышкой, пуговицы (они могут быть разного цвета и размера).
Картинки из пуговиц.
Дети выкладывают из пуговиц цветочки, дорожки, домики, всевозможные узоры по образцу и как подскажет фантазия ребенка. Чем мельче пуговицы, тем кропотливей работа, развивается пинцетный захват.
Бусы.
Пуговицы можно нанизывать на нитку, изготавливая бусы. По образцу, соблюдая определенный ритм, и по представлению самого ребенка.
С пальца на палец.
Играют двое детей. Первый кладет на указательный палец пуговицу и поворачивается ко второму игроку. Тот должен переместить эту пуговицу на свой указательный палец, при этом другими пальцами пользоваться нельзя.
Пуговичный футбол.
Выбирают игровое поле, например, ковер или стол. По одной стороне делают ворота (ставят пуговицы на расстоянии примерно 10 см друг от друга). Также делают ворота и по другой стороне ковра. Оставшиеся пуговицы - это мячи. Чтобы сделать удар, нужно щелкнуть пальцем пуговицу.
Врассыпную
На ковер или стол выкладывают нечетное количество пуговиц. Чем больше ребят, тем больше пуговиц. В соревновании принимает участие четное количество игроков. По сигналу ведущего игроки начинают собирать пуговицы. Собирать можно по одной, не сгребая все сразу. Тот, кто соберет пуговиц больше всех - победил.
Еще дальше
Дети встают у ограничительной линии, у каждого в руке по одинаковой пуговице. На счет раз-два-три, дети стараются положить как можно дальше от себя пуговицу. Можно наклоняться вперед, вытягивать руки. Но нельзя сходить с места, кидать пуговицу. Тот, кто упадет на пол - выбывает из игры. А тот, кто положит пуговицу дальше всех - выиграл.
Создав в группе необходимую развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей, способствующую развитию мелкой моторики рук, можно добиться и положительной динамики в формировании интеллектуальных способностей. И главное, добиться сохранения и укрепление физического и психического здоровья ребенка, а все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.
Список литературы:
1. Карпеева М. В. Развитие речи младших дошкольников: упражнения с пуговицами и дидактические игры. - М. : Цент педагогического образования, 2015.