Светлана Александрова
Совершенствование навыков языкового анализа и синтеза на материале произведений С. Я. Маршака
▼ Скачать + Заказать документы
«Совершенствование навыков языкового анализа и синтеза»
(совершенствование навыков языкового анализа и синтеза на материале произведений С. Я. Маршака)
(подготовительная к школе группа для детей с ОНР (ФФН)
Учитель-логопед: С. Н. Александрова
Цель: совершенствовать навыки языкового анализа и синтеза.
Задачи:
закреплять навыки послогового осмысленного чтения;
закреплять навыки звукового и слогового синтеза, анализа и синтеза предложений;
Публикация «Совершенствование навыков языкового анализа и синтеза на материале произведений С, Я, Маршака» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Маршак С.Я. Знакомство с творчеством
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
закреплять и дифференцировать понятия: «звук – буква», «слог», «слово», «предложение», «гласный – согласный», «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки», «ударение»;
закреплять понимание предложно-падежных конструкций;
учить понимать и объяснять пословицы;
закреплять знание произведений С. Я. Маршака;
развивать внимание, память, мышление, воображение.
Материалы и оборудование: презентация, наборы символов для звукового анализа (по количеству детей, карточки со знаками препинания (на каждого ребёнка по три карточки: с точкой, восклицательным и вопросительным знаками).
Словарная работа:
обогащение словаря: совершенствовать грамматический строй речи, учить понимать пословицы;
активизация словаря: словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения.
Предварительная работа: чтение произведений С. Я. Маршака.
Ход занятия
I часть. Вступительная.
Дети слышат звук (стук).
Логопед: Что вы услышали?
Дети: Звук.
Логопед: Что такое звук? Какие бывают звуки? Какими бывают речевые звуки? Во что складываются звуки? Без каких звуков не бывает слогов? Сколько слогов в слове?
Ответы детей.
II часть. Основная.
Задание «Собери слово»
На экране появляется слайд со слогами МУ-СА-ИЛ, ШАК-МАР, ГАЖ-БА, ТА-ПОЧ.
Логопед: Что такое Самуил Маршак? Что означают два других слова?
Дети: Самуил Маршак – это имя и фамилия детского писателя. «Почта», «Багаж» – это названия его произведений.
Логопед: Сегодня мы будем вспоминать произведения С. Я. Маршака, эпизоды из них и их героев. Вот вам первое задание.
Задание «Составь слово по первым буквам»
На экране появляется слайд с картинками.
Логопед: Прочитайте слова по первым буквам, вспомните, в каком произведении Маршака встречаются эти герои или предметы.
ЩЕНОК – «Багаж». Сколько в слове слогов? На какой слог падает ударение? Какого рода это слово?
СТУЛ – «Кошкин дом». Сколько слогов?.
ШКОЛА – «Кот и лодыри». Сколько слогов?.
СИНИЦА – «Дом, который построил Джек». Сколько слогов? …
Логопед: Мы назвали слова мужского и женского рода. А теперь назовите слова среднего рода. Про которые можно сказать «моё».
Ответы детей.
Задание «Составь слово»
На экране слайд с буквами разного размера.
Логопед: Прочитайте слова, расставив буквы от самой высокой к самой низкой.
Дети читают слова: УСАТЫЙ ПОЛОСАТЫЙ КОТЁНОК
Задание «Выполнить звуковой анализ»
Дети выполняют звуковой анализ слов «усатый», «котёнок», с помощью символов для звукового анализа.
Задание «Слова-предметы, действия, признаки»
Логопед: «Котёнок» – это слово-предмет или действие?
Дети: Предмет.
Логопед: Назовите ещё слова-предметы.
Логопед: «Усатый» – это слово-признак или предмет?
Дети: Признак.
Логопед: Назовите ещё слова-признаки.
Логопед: Назовите слова-действия, которые может совершать котёнок.
Дети называют действия и выполняют их – физминутка «Котёнок».
Физминутка «Котёнок»
Котёнок потягивается Дети потягиваются
Котёнок жмурится на солнышке Дети жмурятся
Котёнок прогибается после сна Дети прогибают спины и тянутся
Котёнок выгибается Дети выгибают спины
Котёнок крадётся за мышкой Совершают крадущиеся движения
Котёнок умывается Изображают умывание котёнка
Котёнок бегает Бегут на месте
Котёнок прыгает Подпрыгивают вверх
Задание «Составь предложение»
На экране слайд со словами, данными в разброс:
МАМА, МЫШОНОК, СПАТЬ, УКЛАДЫВАТЬ;
МЫШКА, ДАТЬ, ХЛЕБНАЯ, КОРКА, МЫШОНОК;
и картинками, по которым дети составляют предложения.
Логопед: Во что складываются слова?
Дети: В предложения.
Дети составляют предложения.
Задание «Да – нет»
Логопед: Теперь я буду говорить вам предложения, а вы мне скажите: правильно они построены или нет. Если нет – исправьте.
Закрепление понимания предложно-падежных конструкций.
Пшенице нужна мышка. Зайцу нужна морковка.
Дети учатся на школе. Котята лакают молоко на миске.
Воробей летал под зоопарком. Котёнок играет с карандашами.
Задание «Знаки препинания»
Логопед: Какие вы знаете знаки препинания?
Дети: Точка, восклицательный и вопросительный знак.
Логопед: Что ставится в конце повествовательного предложения?
Дети: Точка.
Логопед: Какие ещё бывают предложения? Что ставится в конце этих предложений?
Ответы детей.
Логопед: Я буду говорить предложения, а внимательно слушать интонацию и ставить нужные знаки в конце.
Дети поднимают карточку с соответствующим знаком.
Жил человек рассеянный на улице Бассейной.
Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!
Нельзя ли у трамвала вокзай остановить?
Это что за остановка Бологое иль Поповка?
Это город Ленинград.
Отдайте мою собачонку!
Логопед: Во что складываются предложения?
Дети: В текст.
На экране слайд с текстом «Самуил Яковлевич Маршак». Дети читают и анализируют текст.
Самуил Яковлевич Маршак.
Маршак родился в городе Воронеже. Его отец был заводским техником и талантливым изобретателем. Отец Маршака учил своих детей интересоваться миром и людьми. В гимназии учителя хвалили Самуила за его первые стихи.
Однажды семья переехала жить в Петербург. Там Маршак учился в одной из самых лучших гимназий. Он целые дни проводил в библиотеке.
Заканчивать учёбу Самуил Яковлевич поехал в Англию. Во время каникул он много путешествовал по Англии пешком. Слушал английские народные песни и сказки.
Задание «Подбери пословицу»
На экране слайды с картинками и текстами пословиц.
Логопед: Прочитайте пословицу и скажите к какому произведению Маршака она подойдет. Объясните почему?
– Продолжите пословицу.
– Какие еще подойдут пословицы к произведению «Чем пахнут ремёсла», «Багаж» и т. д.
III часть. Заключительная.
Логопед: Что мы с вами делали?
– Что вам понравилось больше всего?
– Чему вы научились сегодня?
Ответы детей.