Оксана Чалдаева
Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в процессе поликультурного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в процессе поликультурного воспитания
О. А. Чалдаева, воспитатель МАДОУ «Детский сад №82 комбинированного вида»
Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности.
В концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации определены специфические цели поликультурного образования :
Публикация «Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в процессе поликультурного воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2020
- формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры;
- воспроизводство и развитие национальных культур и родных языков народов России как необходимых инструментов социализации подрастающих поколений и важнейшей основы становления и функционирования российской гражданской нации на ее базовых уровнях - этнокультурном и национально-территориальном;
- формирование российской гражданской идентичности в условиях социально- политической неоднородности регионов Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России [8, с. 18].
В учреждениях дошкольного образования общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей.
Одним из вопросов, с которым сталкивается детский сад при выполнении целей и задач поликультурного образования, это обоснование технологии помощи семье в поликультурном воспитании (пути продуктивного решения проблемы формирования толерантности в отношениях родителей к своим детям; анализ психологических условий развития толерантности у родителей; механизмы проявления терпимости и согласия в семейных отношениях в зависимости от национальных особенностей и религиозной направленности семьи).
Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в процессе поликультурного воспитания, мы считаем, должно строится под девизом «Все друг другу мы нужны». Именно поэтому работа с родителями всегда направлена на реализацию процесса вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ. [4, с. 153]
Поликультурное воспитание детей в ДОУ может осуществляться в трех направлениях:
1. Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т. д.).
2. Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства).
3. Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
Для реализации этих трех направлений в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста могут использоваться разнообразные средства
общение с представителями разных национальностей;
- устное народное творчество;
- художественная литература;
- игра, народная игрушка и национальная кукла;
- декоративно-прикладное искусство, живопись;
- музыка;
- этнические мини-музеи;
- национальный быт [2, с. 21].
Отсюда цели работы ДОУ с семьями воспитанников по поликультурному воспитанию следующие :
- осознание важности и необходимости поликультурного воспитания дошкольников всеми членами семьи воспитанников;
- осуществление единства воспитательного воздействия семьи и ДОУ на дошкольников;
- формирование личностной заинтересованности родителей в проводимой в дошкольном учреждении работе;
развитие стремления у всех членов семьи лично участвовать в возрождении народных традиций.
Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. И они ее оказывают, активно участвуя в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.
Традиционными в ДОУ сложились следующие формы работы с семьями :
1. Выпуск семейных газет (новая страничка ежегодно).
2. Проектная деятельность.
3. Использование семейных фотоальбомов в режимных процессах.
4. Выставки совместных поделок.
5. Фотовыставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп.
6. Семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей.
Начальным этапом в работе коллектива стало изучение традиций и укладов семьи каждого приходящего в детский сад ребенка. Мир каждой семьи удивителен, его жизнь протекает внутри своей культуры. В результате большинство детей, примерно с четырех лет начинает осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Поэтому, мы начали знакомить детей всех национальностей с разнообразием жизненного уклада, встречающегося в нашем городе, что способствовало воспитанию толерантности, любознательности, а также развитию различных форм сотрудничества.
Традицией нашего детского сада стал выпуск в начале учебного года «Семейной газеты». Педагоги разрабатывают макет листа газеты, а родители вместе со своими детьми наполняют его содержанием. Одной из страниц «Семейной газеты» является представление генеалогического древа семьи. Цель: углубить знания детей о семье, где они родились, историю ее возникновения и становления. В разделе газеты «Семейный календарь» можно узнать: какие государственные, национальные и семейные праздники отмечаются в семьях. В разделе «Мой город» изображены дом или улица, где родился и живет ребенок, любимые места города, где гуляют и отдыхают семьями.
Интересно проводятся такие формы работы, как выставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп и семей воспитанников – они способствуют сплочению семьи, так как в процессе вовлекаются все члены семьи от бабушек и дедушек до малышей, а также закрепляются знания о родном крае.
Все выставки оформляются в холле детского сада, поэтому посетить их имеют возможность не только дети и их родители, но и гости.
Традиционным в работе коллектива нашего детского сада стало проведение выставок совместных работ родителей и детей на различные темы. Это поделки из природного и бросового материалов, приуроченные к праздничным датам.
Такая совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между взрослыми и детьми. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. Дети получают знания о близких им людях, интересуются их достижениями, профессиями, учатся выражать свои мысли и чувства. Такие выставки приносят всем чувство радости, удовлетворенности. Это еще один повод общения между разными поколениями и сплочение детского сада и семьи. Так с любви к ближнему окружению: семья, детский сад, малая Родина – начинают зарождаться патриотические чувства у дошкольника.
В дошкольном учреждении оборудованы мини-музей «Мордовская изба», а в каждой группе созданы народные уголки в рамках смотра-конкурса уголков «Моя Мордовия», с целью знакомства воспитанников с бытом, традициями, ремеслами народов Мордовии: русской, мордовской, татарской, чувашской, национальностей и воспитания уважения к людям различных национальностей и их обычаям. С энтузиазмом откликнулись родители на оборудование музея и уголков. Каждый приносил из своих домов старинные предметы быта, утвари.
Мини-музей «Мордовская изба» и народные уголки в группах стали неотъемлемой частью предметно - развивающей среды нашего детского сада. Каждый из них – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Еще одна цель педагогического процесса : прожить жизнь с каждой народностью – в течение года, вместе с детьми и взрослыми, одной большой семьей. Изучались обряды, традиции, изготавливались костюмы; проигрывались сцены сказок, каждого отдельного народа; знакомились с особенностями национальной кухни; играли в сюжетно – ролевые игры, а потом готовились и вместе с родителями проводили встречи, посиделки и большие национальные праздники, объединяющие всех в МАДОУ.
Особо хочется отметить проектную деятельность. Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей. Одним из первых проектов по данной проблеме был проект
«Маленькая страна – это моя семья». Именно из этого проекта вынесена идея выпускать «Семейную газету». Затем были проекты «Город моей мечты», «Люби и знай свой край!», проект «Любимое блюдо моей семьи». На презентации проектов в рамках родительского клуба родители представляли различные национальные кушанья, делились рецептами, дегустировали блюда. Здесь были представлены блюда разных национальностей: и татарский «чак-чак», и мордовские блины «пачат», чувашский суп с домашней лапшой «яшка» и др.
Мы планируем расширять и углублять связь с семьями воспитанников – ведь они первые воспитатели наших детей.
Подводя итог, можно констатировать, что поликультурное образование, в том числе и развитие нравственных чувств дошкольников с использованием фольклора и традиций народов Поволжья возможно в том случае, если педагогическая организация работы в детском саду будет осуществляться в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников, что позволит создавать образовательно-воспитательное пространство, в которое ребенок погружается в детском саду и дома.
Литература
1. Бабунова, Е. С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской семейной традиционной культуре: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1996.
2. Ботнарь, В. Д., Суслова Э. К. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре. – М., 1993.
3. Бурляева, О. В. Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края / О. В. Бурляева // Детский сад: теория и практика. – 2011. - №9. – С. 82 - 89
4. Бурляева, О. В. Организация предметно-развивающей среды этнокультурной направленности в дошкольном образовательном учреждении / О. В. Бурляева // Образование и социализация личности в условиях этнокультурной образовательной среды: материалы всерос. заочн. науч. – практ. Конф. – Саранск, 2011. – С. 152 – 158.
5. Дунин-Васович, М. Воспитание дошкольников в духе мира // Универсальное и национальное в дошкольном детстве : Материалы международного семинара / Под ред. Л. А. Парамоновой; Сост. Т. А. Румер, Л. И. Эльконинова. – М., 1994;
6. Куприянова, Л. Л. Русский фольклор. М., Мнемозина, 2002.- 79с.
7. Мы в Мордовии живё м: региональный образовательный модуль дошкольного образования / О. В. Бурляева [и др. ]; Мордов. гос. пед. Ин-т. – Саранск, 2015.
8. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.
9. Скоролупова, О. А. Образовательные области ООП дошкольного образования и их интеграция. Комментарии. / О. А. Скоролупова, Н. В. Федина // Журнал Дошкольное воспитание. - 2010. - №7.
10. Суслова, Э. К. Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1990.-№ 6.
11. Суслова, Э. К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения». – М., 1994.