Наталья Кочурова
Сотрудничество семьи и детского сада в вопросах воспитания детей
▼ Скачать +Заказ
На протяжении многих лет и за последнее время проблема взаимодействия семьи и детского сада остаётся актуальной. Очень много нерешённых вопросов возникает при взаимодействии детского сада с семьёй : как лучше организовать взаимодействие, чтобы родители были активными участниками образовательного процесса; какие формы работы применять при взаимодействии с родителями, чтобы создать атмосферу сотрудничества.
Публикация «Сотрудничество семьи и детского сада в вопросах воспитания детей» размещена в разделах
Именно в условиях активного участия семьи в жизни детского сада происходит полноценное воспитание дошкольника. Семья является первым и важнейшим институтом социализации ребёнка. Первые и значимые воспитатели своего ребёнка с самого появления его на свет и на всю жизнь - это родители. Без участия родителей невозможно успешное выполнение этой задачи. В соответствии со ст. 44 Федерального Закона «Об образовании в РФ», родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в дошкольном возрасте. [1]
Очень важное значение в воспитании ребёнка дошкольника имеет семья.
Ребёнок, который воспитывается в полной семье приобретает первый опыт общения, психологическую помощь, а также финансовую поддержку. Именно на начальном этапе, когда ребёнок стремительно развивается в разных направлениях, он начинает усваивать семейные взаимоотношения и нормы морали, правила, принятые в обществе. К сожалению, современные семьи сталкиваются с большими проблемами в общении с детьми. Поэтому детский сад должен оказывать максимальную помощь родителям в воспитании детей.
Влияние семейного воспитания на формирование личности ребёнка очень значительно. Требования, предъявляемые к ребёнку в детском саду и семье должны быть согласованы. Если этот момент не будет соблюдён, то воспитание полезных навыков и привычек у ребёнка будет очень затруднено. В связи с этим меняется и позиция дошкольной организации в работе с семьёй [7].
Дети посещают детский сад, так как большинство родителей работают, и по сути, их воспитанием занимаются педагоги, действующие по специально разработанным программам. Главной целью работы дошкольного образовательного учреждения являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и умственное развитие, обеспечение условий для личностного роста.
В сложившейся обстановке, когда множество родителей обеспокоено урегулированием вопросов касающихся финансового благополучия, увеличилось число семей, которые отказались от решения проблем в воспитании и личностном развитии ребёнка. Многие родители не обладают достаточными знаниями возрастных и интеллектуальных особенностей развития ребёнка и часто воспитывают ребёнка «наугад», и конечно, всё это не приносит хороших результатов. [10].
Детям и родителям нужно больше общаться. Дошкольная организация должна способствовать этому. Педагогам необходимо организовать такое взаимодействие с семьёй, что бы оно обеспечило дополнительное эмоциональное общение между родителями и детьми, обучить родителей специальным приёмам открытого, комфортного и эмоционального общения.
В детском саду ребёнок получает элементарные знания об окружающем мире, учится общаться с взрослыми людьми и сверстниками, планировать свою деятельность. Но именно от семейного окружения зависит эффективность полученных навыков и знаний.
Если все члены семьи буду активно принимать участие в деятельности ребёнка в детском саду, а не будут только под воздействием влияния педагога на них, то повысится эффективность общения всех участников процесса образования.
Чтобы признать значимость семейного воспитания, отношения семьи и дошкольного учреждения требуют поиск новых взаимоотношений. Именно понятия «сотрудничество» и «взаимодействие» являются новыми в отношениях семьи и ДОО.
Сотрудничество - это согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнёра обязательно сопровождались соответствующими действиями другого. Педагог должен знать и учитывать условия воспитания в семье, а родители в свою очередь должны знать условия воспитания в детском саду. Это очень поможет во взаимодействии педагогов с родителями. Такое взаимодействие предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие и подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. Установление партнёрских отношений участников педагогического процесса, а также приобщение родителей к жизни ребёнка в детском саду, является основной целью взаимодействия. Переход от сотрудничества по обмену информацией и распространению педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению диалогической направленности педагога с родителями становится новым подходом во взаимодействии педагогов и родителей. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта. [11].
Детский сад сейчас открыт для всех, что приводит к хорошей результативности всех участников педагогического процесса. В связи с этим появляется проблема поиска новых, интересных и эффективных форм взаимодействия ДОО с семьёй. Педагоги детского сада должны найти индивидуальный подход не только к каждому ребёнку, но и к родителям каждой семьи.
Для успешного сближения родителей, детей и педагогов нужны нетрадиционные, современные формы взаимодействия, которые помогут повысить психолого-педагогическую грамотность родителей и укрепить детско-родительские отношения. Чтобы родители принимали активную роль в жизни группы, нужно привлекать их к сотрудничеству в различных аспектах: в воспитании и развитии детей, вызывать интерес к проведению совместных праздников и досугов.
За многие годы работы детскими садами накоплен огромный опыт организации работы с родителями, целью которого было повышение эффективности разностороннего развития ребё нка: нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания. Чтобы достичь органичного комплекса воспитательных воздействий на ребёнка и обеспечить всестороннее развитие личности, воспитатели и старшие воспитатели постоянно улучшают содержание и формы этой работы. [11].
Установление партнёрских связей между родителями, детьми и педагогами является целью взаимодействия дошкольной организации и семьи. Совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени лежит в основе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи, то есть сотрудничество. Работа с родителями заключается в выявлении проблем семьи, совместный анализ и поиск решений сложившихся ситуаций.
В современном дошкольном образовательной организации используются новые интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие активно вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребёнка. «Интерактивный» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Отсюда, интерактивные формы взаимодействия - это прежде всего диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей, способствует наладить хорошие отношения. Они получают опыт непосредственного проживания и реагирования, что способствует объединению психолого-педагогических знаний и навыков. [8].
Широкое применение нашли нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, которые позволяют заранее спланировать противоречивые взгляды по вопросам воспитания и развития детей. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившийся ситуации.
Существует достаточно много методов исследования, направленных на выявления сформированности представлений родителей по вопросам воспитания детей. К основным методам в этой связи можно отнести: метод наблюдения за общением родителей с детьми в утренний и вечерний отрезок времени, анкетирование, индивидуальные беседы с родителями, различные диагностические методики. При этом стоит отметить, что универсального метода для подобных исследований не существует, в каждом из рассматриваемых методов имеются свои достоинства и недостатки, поэтому исследователю необходимо использоваться комплекс методов исследования, чтобы объективизировать получаемые данные и минимизировать возможные ошибки. [6]
Педагогам необходимо тщательно разрабатывать планы социального партнёрства с семьёй по вопросам воспитания детей. Основное внимание в этом вопросе необходимо обращать на всех трех участников взаимодействия (детей, родителей и педагогов) и в плане продумать мероприятия и формы работы с родителями, чтобы родителям было интересно, и они активно начали принимать участие в жизни группы и детского сада. Также нужно подойти с ответственностью в подборе форм и методов работы с родителями, используя как традиционные, так и нетрадиционные. [2]
Существуют этапы развития социального партнёрства семьи и детского сада, которых педагогу следует придерживаться при построении отношений сотрудничества.
1 Этап. Необходимо продумывать содержание и формы работы с родителями. Педагогу необходимо знать потребности родителей в вопросах воспитания. Важно рассказать родителю, чем занимается ребёнок в детском саду, но также важно узнать, чего ждёт родитель от детского сада. Для этого проводятся различные экспресс-опросы, полученные данные которых, потом используются для организации работы с родителями.
2 Этап. Нужно установить хорошие доброжелательные отношения с установкой на дальнейшее сотрудничество между родителями и педагогами, необходимо заинтересовать их запланированными мероприятиями, сформировать у них положительный образ ребёнка.
3 Этап. Формирование у родителей наиболее полного образа своего ребёнка, и чтобы родитель правильно его воспринимал. Это нужно делать посредством сообщения информации о ребёнке, которая будет интересной и неожиданной для родителя, которую родитель не может видеть в семье : некоторые особенности общения ребёнка со сверстниками, его отношение к труду, каких-либо достижениях.
4 Этап. Педагог должен ознакомиться с проблемами семьи в воспитании ребёнка. На этом этапе педагог с помощью диалога рассказывает не только о положительном, но и отрицательном поведении ребёнка, о возникающих трудностях и тревогах.
5 Этап. Вместе с родителями педагог исследует и формирует личность ребёнка. На данном этапе планируются конкретные формы сотрудничества и мероприятия. [5]
Плодотворное общение педагогов и родителей было и остаётся всегда, так как детский сад и семья - это два значимых фактора социализации детей. И семья, и дошкольная организация закладывают основы в развитие и воспитание ребёнка.
Список использованной литературы
1. Абдурахманова, О. Т. Построение партнёрских отношений педагогов с семьями воспитанников как способ повышения эффективности образовательного процесса / О. Т. Абдурахманова // Проблемы и перспективы развития дошкольного образования. В сборнике статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород. 2021. - С. 10-12.
2. Арнаутова, Е. П. Планируем работу с семьёй / Е. П. Арнаутова // Управление ДОУ, 2002. №4. - С. 10-18.
3. Бухарова, А. И. Взаимодействие с родителями в дистанционном режиме при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / А. И. Бухарова // Проблемы и перспективы развития дошкольного образования. В сборнике статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород. 2021. - С 59-61.
4. Владыкина, Е. В. Инновационные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников / Е. В. Владыкина // Наука и образование: новое время, 2016. №3(14). - С. 273-279.
5. Доронова, Т. Н. Вместе с семьёй. Пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений с родителями. 2-е изд. / Т. Н Доронова -М. : Просвещение, 2006. -191 с.
6. Дружинина, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинина. - Спб. : Питер, 2006. - 176 с.
7. Наумова, Д. И. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста / Д. И. Наумова // Молодой исследователь. 2021. №2(29). - С. 108-110.
8. Тонкова, Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / Ю. М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. 2012. - С. 71-74.
9. Чиркова, С. В. Родительские собрания в детском саду / С. В. Чиркова -М. : ВАКО, 2011. - 159 с.
10. Чурикова, И. А. Организация совместной работы педагога с семьями воспитанников / И. А. Чурикова // Учитель, 2018. №3. - С. 58-59.
11. Щулкина, Д. Н. Теоретические основы взаимодействия педагога с родителями воспитанников в дошкольной образовательной организации / Д. Н. Щулкина // Проблемы и перспективы развития дошкольного образования. В сборнике статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород. 2021. - С. 377 - 381.