Ольга Иванова
Сотрудничество с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников
Иванова О. О., воспитатель
МБДОУ «Детский сад №54»
В системе экологического воспитания семья является основным фактором формирования культуры поведения ребенка в окружающей среде, именно семья должна донести до ребёнка, что каждый человек, даже маленький, несет прямую ответственность за природу и окружающую среду. Поэтому работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников – одна из составляющих частей работы дошкольного учреждения.
Публикация «Сотрудничество с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Конечно, не все родители имеют биологическое образование и достаточно знают природу, поэтому им нужно самостоятельно пополнять и расширять свои биологические природоохранные знания.
Работу с родителями по экологическому воспитанию детей следует начинать с проведения анкетирования. Ответы на вопросы в анкете помогут составить план дальнейшей работы
Следует выделить основные направления работы с родителями :
1. Экологическая информация : о зависимости состояния здоровья ребенка от качества окружающей среды; о правилах поведения в экстремальных условиях; о выращивание комнатных и лекарственных растений; o выборе экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха на природе; o домашних животных, их содержание в доме и значение для воспитания ребенка; o развитие ребенка как личности в процессе экологического образования.
2. Совместная деятельность с детьми: походы и экскурсии; участие в экологических праздниках и подготовка к ним; сбор коллекции природных материалов; выставка совместных рисунков, поделок из природного материала.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки и т. д.) так и нетрадиционные формы (деловые игры, круглый стол, дискуссии).
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. Коллективные формы: родительские собрания, «Круглые столы» и др. Индивидуальные формы: педагогические беседы с родителями. Наглядно-информационные. формы: оформление стендов, оформление выставок творческих совместных работ ("Времена года", "Как я провёл лето", " "Зимушка-зима", конкурс "Лучшая поделка из природного материала", рекомендации для родителей, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек и т. д.
В работе с родителями использую домашние задания. Накануне выходных, отпуска, выезда семьи на природу дети и родители получают задание понаблюдать, затем рассказать, передать свои впечатления в рисунке, заготовить природный материал, изготовить поделки, сделать гербарий, собрать семена растений для пополнения групповой коллекции.
Нетрадиционные формы направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, например, родители привлекаются к подготовке утренников и конкурсов, участвуют в совместных прогулках, выездах на природу.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе — качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.
Необходимо постоянно искать новые формы сотрудничества с родителями. Ведь цель у нас одна – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и беречь все живое.