Татьяна Озерова
Составление рассказа по картине «Золотая рожь»
На занятии по развитию речи дети старшей группы рассматривают картину, которая называется "Золотая рожь". На ней дети видят поле, на котором посажена рожь и ее убирают комбайны. Также на занятии дети знакомятся с трудом людей, которые убирают эту рожь- хлеборобами, а так же с необходимостью и важностью их труда. Ребята учатся самостоятельно составлять рассказ по картине, развивая связную речь, зрительное восприятие творческое воображение. В конце занятия дети делятся на подгруппы (по три человека)и составляют совместный рассказ (один-начало,второй- середину, третий -окончание).А потом 1 ребенок рассказывает свой рассказ полностью.
Публикация «Составление рассказа по картине „Золотая рожь“» размещена в разделах
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
Конспект занятия по картине «Золотая рожь» в старшей группе.
Цели:1. образовательные: сформировать представление о труде хлеборобов о необходимости и важности их труда; совершенствовать навыки рассмотрения картины.
2. развивающие: развивать связную речь, мышление, зрительное восприятие, творческое воображение.
3. воспитательные: воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии мы с вами будем рассматривать картину «Золотая рожь» и учиться составлять по ней рассказ. А сначала послушайте стихотворение:
Слышен летом до заката
Гул комбайнов у реки
И везут на элеватор
Урожай грузовики
По дорогам пыль клубится –
Едет в кузове пшеница,
Кукуруза едет, рожь…
Урожай у нас хорош
Убран хлеб и тихо стало,
Мелют мельницы зерно
Поле- полюшко устало
И под снегом спит оно.
Над селом дымки плывут-
Пироги в домах пекут.
Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?
Дети: В нем говорится об уборке урожая ржи, пшеницы, кукурузы.
Воспитатель: Давайте посмотрим, как убирают с поля рожь. (Рассматривание картины беседа по ней).
Ребята, посмотрите внимательно на картину, подумайте и скажите почему художник назвал ее «Золотая рожь»?
Дети: На картине нарисовано поле ржи. Рожь созрела, она желтая и кажется золотой.
Воспитатель: Правильно. А что вы можете сказать о поле? Какое оно?
Дети: большое, широкое, привольное, раздольное.
Воспитатель: Верно. Художник нарисовал раздольное поле золотой ржи. А теперь обратите внимание на небо над полем. Что вы можете сказать о нем?
Дети: Небо высокое, чистое, голубое, с красивыми белыми облаками.
Воспитатель: А что художник нарисовал на заднем плане картины?
Дети: На краю поля нарисован зеленый лес.
Воспитатель: Верно. На картине лето еще не закончилось. Стоит конец августа. Хлеборобы начали убирать рожь с полей. Какую технику вы видите на картине?
Дети: Мы видим большой красный комбайн и голубой самосвал.
Воспитатель: Расскажите, что делает комбайн.
Дети: Комбайн убирает рожь и сыплет зерно в кузов самосвала.
Воспитатель: Кого мы видим за рулем комбайна?
Дети: В кабине мы видим комбайнера.
Воспитатель: Правильно. Комбайнер управляет большой и сильной машиной. Он работает с утра до вечера. У него интересная и трудная работа. Какую технику вы видите на поле вдалеке?
Дети: Мы видим еще один комбайн.
Воспитатель: Чтобы убрать урожай быстро, в поле вышло много комбайнов. А теперь скажите, понравилась ли вам картина и почему?
Дети: Нам понравилась картина. На ней изображена красивая природа. Приятно смотреть на людей, которые хорошо работают.
Физминутка (соотносим слова с движениями) :
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом к себе прижмем,
А потом их разведем,
А потом быстрей- быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Воспитатель: А теперь послушайте, по какому плану вы должны будете составить рассказ. Сначала вы описываете природу: поле, небо, лес вдалеке. Потом расскажите о технике, изображенной на картине. Не забудьте рассказать о комбайнере. И наконец, вы должны рассказать, почему вам понравилась картина.
(Пауза для подготовки детьми рассказа).
Воспитатель вызывает 3 детей для составления рассказа по частям, а потом одного ребенка для повторения рассказа целиком.
1 ребенок: Художник нарисовал на картине раздольное поле ржи. Рожь созрела и кажется золотой. Над золотым полем- высокое голубое небо с белыми облаками. Вдалеке- еще зеленый лес.
2 ребенок: Убирать рожь в поле вышли комбайны. В центре картины изображен большой, красный комбайн. Он убирает рожь. Золотое зерно сыплется в кузов голубого грузовика. В кабине мы видим комбайнера. Он управляет большой машиной. У него трудная и очень нужная работа. Вдалеке мы видим еще один комбайн.
3 ребенок: Нам понравилась картина, потому что на ней изображена красивая природа. Нам нравится смотреть на комбайнера, который хорошо работает.
Затем вызывается еще один ребенок, который повторяет рассказ целиком.
Итог занятия: Воспитатель задает вопросы детям: Чем мы занимались сегодня на занятии? Как называют людей, которые выращивают хлеб? Что вы можете сказать о работе хлеборобов?
Воспитатель: Вы очень хорошо работали сегодня. Составили интересный рассказ. Молодцы!