Татьяна Озерова
Составление рассказа по картине «Золотая рожь»
▼ Скачать + Заказать документы
На занятии по развитию речи дети старшей группы рассматривают картину, которая называется "Золотая рожь". На ней дети видят поле, на котором посажена рожь и ее убирают комбайны. Также на занятии дети знакомятся с трудом людей, которые убирают эту рожь- хлеборобами, а так же с необходимостью и важностью их труда. Ребята учатся самостоятельно составлять рассказ по картине, развивая связную речь, зрительное восприятие творческое воображение. В конце занятия дети делятся на подгруппы (по три человека)и составляют совместный рассказ (один-начало,второй- середину, третий -окончание).А потом 1 ребенок рассказывает свой рассказ полностью.
Публикация «Составление рассказа по картине „Золотая рожь“» размещена в разделах
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
Конспект занятия по картине «Золотая рожь» в старшей группе.
Цели:1. образовательные: сформировать представление о труде хлеборобов о необходимости и важности их труда; совершенствовать навыки рассмотрения картины.
2. развивающие: развивать связную речь, мышление, зрительное восприятие, творческое воображение.
3. воспитательные: воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии мы с вами будем рассматривать картину «Золотая рожь» и учиться составлять по ней рассказ. А сначала послушайте стихотворение:
Слышен летом до заката
Гул комбайнов у реки
И везут на элеватор
Урожай грузовики
По дорогам пыль клубится –
Едет в кузове пшеница,
Кукуруза едет, рожь…
Урожай у нас хорош
Убран хлеб и тихо стало,
Мелют мельницы зерно
Поле- полюшко устало
И под снегом спит оно.
Над селом дымки плывут-
Пироги в домах пекут.
Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?
Дети: В нем говорится об уборке урожая ржи, пшеницы, кукурузы.
Воспитатель: Давайте посмотрим, как убирают с поля рожь. (Рассматривание картины беседа по ней).
Ребята, посмотрите внимательно на картину, подумайте и скажите почему художник назвал ее «Золотая рожь»?
Дети: На картине нарисовано поле ржи. Рожь созрела, она желтая и кажется золотой.
Воспитатель: Правильно. А что вы можете сказать о поле? Какое оно?
Дети: большое, широкое, привольное, раздольное.
Воспитатель: Верно. Художник нарисовал раздольное поле золотой ржи. А теперь обратите внимание на небо над полем. Что вы можете сказать о нем?
Дети: Небо высокое, чистое, голубое, с красивыми белыми облаками.
Воспитатель: А что художник нарисовал на заднем плане картины?
Дети: На краю поля нарисован зеленый лес.
Воспитатель: Верно. На картине лето еще не закончилось. Стоит конец августа. Хлеборобы начали убирать рожь с полей. Какую технику вы видите на картине?
Дети: Мы видим большой красный комбайн и голубой самосвал.
Воспитатель: Расскажите, что делает комбайн.
Дети: Комбайн убирает рожь и сыплет зерно в кузов самосвала.
Воспитатель: Кого мы видим за рулем комбайна?
Дети: В кабине мы видим комбайнера.
Воспитатель: Правильно. Комбайнер управляет большой и сильной машиной. Он работает с утра до вечера. У него интересная и трудная работа. Какую технику вы видите на поле вдалеке?
Дети: Мы видим еще один комбайн.
Воспитатель: Чтобы убрать урожай быстро, в поле вышло много комбайнов. А теперь скажите, понравилась ли вам картина и почему?
Дети: Нам понравилась картина. На ней изображена красивая природа. Приятно смотреть на людей, которые хорошо работают.
Физминутка (соотносим слова с движениями) :
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом к себе прижмем,
А потом их разведем,
А потом быстрей- быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Воспитатель: А теперь послушайте, по какому плану вы должны будете составить рассказ. Сначала вы описываете природу: поле, небо, лес вдалеке. Потом расскажите о технике, изображенной на картине. Не забудьте рассказать о комбайнере. И наконец, вы должны рассказать, почему вам понравилась картина.
(Пауза для подготовки детьми рассказа).
Воспитатель вызывает 3 детей для составления рассказа по частям, а потом одного ребенка для повторения рассказа целиком.
1 ребенок: Художник нарисовал на картине раздольное поле ржи. Рожь созрела и кажется золотой. Над золотым полем- высокое голубое небо с белыми облаками. Вдалеке- еще зеленый лес.
2 ребенок: Убирать рожь в поле вышли комбайны. В центре картины изображен большой, красный комбайн. Он убирает рожь. Золотое зерно сыплется в кузов голубого грузовика. В кабине мы видим комбайнера. Он управляет большой машиной. У него трудная и очень нужная работа. Вдалеке мы видим еще один комбайн.
3 ребенок: Нам понравилась картина, потому что на ней изображена красивая природа. Нам нравится смотреть на комбайнера, который хорошо работает.
Затем вызывается еще один ребенок, который повторяет рассказ целиком.
Итог занятия: Воспитатель задает вопросы детям: Чем мы занимались сегодня на занятии? Как называют людей, которые выращивают хлеб? Что вы можете сказать о работе хлеборобов?
Воспитатель: Вы очень хорошо работали сегодня. Составили интересный рассказ. Молодцы!