Инна Проскурякова
Составление описательного рассказа по содержанию стихотворения «Обед» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды.
Задачи: учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый, активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая – мелкая, большой – маленький, высокий – низкий, многозначных слов; закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница, супница).
Публикация «Составление описательного рассказа по содержанию стихотворения „Обед“ в старшей группе» размещена в разделах
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Развивать внимание, память.
Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
Ход НОД
- Послушайте стихотворение Сильвы Капутикян «Маша обедает».
Никому отказа нет,
Подан каждому обед :
Собачке - в миске,
В блюдечке - киске,
Курочке - несушке
Пшена - в черепушке.
А Машеньке - в тарелке,
В глубокой, не в мелкой.
О чём говорится в этом стихотворении? (О том, кто из чего ест.)
В чём подают обед собачке? (В миске.)
А киске? (В блюдечке.)
Курочке несушке? (В черепушке.)
А из чего ест Машенька? (Из глубокой тарелки.)
Как можно назвать одним словом миску, блюдце, тарелку- что это? (Посуда.)
Ребята послушайте загадки…
Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
(Чайник.)
Душистый, крепкий Чай
Говорит ей: «Не скучай!»
Туго всем придётся
Если разобьётся.
Кто она бедняжка?
Фарфоровая …
(Чашка.)
Культурно ли есть со стола?
Хотите, чтоб я помогла?
В завтрак, в обед или в ужин
Никто так, как я вам не нужен!
Бываю глубокой и мелкой,
Но та и другая …
(Тарелка.)
Среди ложек я полковник.
И зовут меня…
(Половник)
Воспитатель обращает внимание детей на стол, накрытый большим платком, под которым стоит разная посуда, он убирает платок и предлагает детям:
- Посмотрите ребята и назовите, что вы видите на столе? (Дети перечисляют.)
Как одним словом можно назвать эти предметы? (Посуда.)
Сравните эти две тарелки. Чем они похожи? (Обе тарелки белые с орнаментом.)
А чем они отличаются? (Одна тарелка- глубокая, другая- мелкая.)
Теперь давайте сравним вилку и ложку. Из чего они сделаны? (Из металла.)
Значит, как одним словом сказать, какие они? (Металлические.)
Воспитатель берёт металлические ложки – чайную и столовую.
- Чем похожи эти два предмета? Правильно, они сделаны их одного материала, из металла, они металлические.
Теперь подумайте и скажите, чем они отличаются? (Одна – большая, другая – маленькая.)
Правильно, они отличаются размером. (Одна - чайная, другая - столовая.)
Какие предметы вы видите на столе сделанные из стекла? (Чашки.)
Как одним слом сказать, какие это предметы? (Стеклянные.)
Чем похожи эти чашки? (Сделаны из стекла.)
Чем отличаются? (Одна большая, а другая маленькая.)
Посмотрите внимательно на стол, есть ли здесь предметы сделанные из пластмассы?
Как одним слом сказать, какие это предметы? (Пластмассовые.)
А предметы сделанные из дерева есть?
Как мы их назовём, какие они? (Деревянные.)
Воспитатель поднимает да предмета (тарелки) и задаёт вопросы на закрепление антонимов.
- Эта тарелка глубокая, а эта…. (мелкая).
Эта ложка столовая, а эта …. (чайная).
Одна чашка высокая, а другая …. (низкая).
Ребята, подойдите ко мне, встаньте в кружок. Давайте разучим весёлую зарядку.
Физкультминутка.
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
(Надули животик, одна рука на поясе, другая изогнутая, как носик.)
Вот фарфоровые чашки.
Очень хрупкие, бедняжки.
(Присели, одна рука на поясе.)
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
(Кружатся, руками рисуют круг.)
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
(Потянулись, руки вверх.)
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принёс.
(Наклонились вперед и развели руки в стороны.)
Я ещё раз прочитаю вам стихотворение С. Капутикян «Маша обедает», а вы должны будете придумать свой короткий рассказ «Обед». Вызвать нескольких желающих детей и выслушать их рассказы.
А сейчас мы поиграем с вами в игру «Отвечай быстро». Все садятся на свои места. Я буду передавать вам мяч. Например, я передам мяч Маше и скажу : «Стеклянная». Она должна передать его мне обратно и сказать, что может быть стеклянным, что делают из стекла. Отвечать нужно быстро, стараясь не повторяться в ответах.
В этой игре выявляются представления детей о следующих качествах предметов: стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный.
Молодцы, ребята. Постарались хорошо. Что было интересным? Какие сложности возникли при составлении рассказа?