ЛАРИСА ХРОЛЬ
Составление мыслительной карты с родителями на тему «Здоровый образ жизни дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить уровень знаний родителей по формированию здорового образа жизни дошкольника.
Задачи:
- познакомить родителей воспитанников с основными составляющими здорового образа жизни;
- формировать у родителей мотивацию здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей;
- повышать мастерство родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в домашних условиях.
Публикация «Составление мыслительной карты с родителями на тему „Здоровый образ жизни дошкольника“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Темочки
Ход мероприятия.
Инструктор. Уважаемые родители, сегодня мы с Вами вместе будем составлять (рисовать) «Мыслительную карту» в форме дерева. Скажите, что является самым главным для человека, для родителя? (Здоровье, здоровье его детей).
- Что же такое здоровье? (ответы родителей).
Инструктор подводит итог:
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Устав Всемирной организации здравоохранения
Корнем нашего дерева и будет определение «здоровья»
Далее родители читают и говорят, согласны ли они с выражениями:
Здоровье – это постоянное наличие энергии, необходимой, чтобы обеспечивать гармоничное функционирование организма. (ДА)
Здоровье – это основа благополучия человека; здоровье позволяет раскрыться всем его физическим и духовным возможностям. (ДА)
Здоровье – это отсутствие болезней. (Не только).
Здоровье – это понятие не только физическое, но и нравственное; нравственно здоровый человек великодушен, благороден, дружелюбен и оптимистичен. (ДА)
Далее рисуем отростки от корня и подписываем их.
Физическое здоровье
Какие факторы влияют на наше здоровье?
Наследственность (20%)
Окружающая среда (20%)
Медицинское обслуживание (10%)
ЗОЖ (50%)
Психическое здоровье Самооценка и оценка окружающих людей
Этические качества человека
Наличие цели
Социальное здоровье Близкие, родные люди
Социально значимая деятельность
Социальная политика
По данным ВОЗ за 2010 год I группа здоровья – 15,5%
II группа здоровья – 64,4%
III группа здоровья - 21,1%
Инструктор. Мы видим, что 50% нашего здоровья зависит от образа жизни человека. Что же такое Здоровый Образ Жизни?
Здоровый образ жизни - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья
Далее рисуем ствол дерева и подписываем его ЗОЖ (здоровый образ жизни). От него рисуем ветки и определяем в беседе составляющие ЗОЖ:
- рациональный режим дня
Почему так важен режим? Все жизненные процессы в организме протекают в определенном ритме. Сердце работает ритмично – вслед за сокращением наступает расслабление; дыхание ритмично, когда вдох и выдох равномерно сменяют друг друга; пища в пищеварительном тракте перерабатывается в определенные сроки.
Все явления в природе так же протекают в ритме: смена времен года, дня и ночи. Ученые установили, что упорядоченная режимом жизнь обеспечивает нормальное течение жизненных процессов.
Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.
- питание:
• режим питания (не менее 4 раз в сутки)
• питание должно быть детским (энергетическая ценность должна соответствовать возрасту; завтрак должен составлять 25% суточной энергетической ценности, обед – до 40%, полдник – 10%, а ужин 25%, запрет на грибы, приправы, копчености…
• питание должно быть полноценным и сбалансированным:
соотношение белков и жиров в пище ребенка в норме должно составлять 1:1, углеводов он должен потреблять в 3-4 раза больше. Так, ребенок в возрасте от 1 года до 5 лет должен ежедневно получать на каждый килограмм своего веса 3-3,5 г белков, 3,5-4 г жиров и 12-15 г углеводов. В его суточном рационе (в зависимости от веса) должно быть 30-50 г белков, 35-60 г жиров и 130-200 г углеводов.
• богато витаминами и микроэлементами
необходимо включать в рацион продукты, богатые витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью, а также белком.
- пребывание на свежем воздухе
Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо изменять их вид деятельности и место игры.
- закаливание
«Солнце воздух и вода – наши лучшие друзья»
Необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений, так как естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма.
Принципы закаливания:
- систематичность
- учет возрастных особенностей
- многофакторность (тепло, холод, воздух, воду)
- постепенность
- безопасность
- положительный настрой
- двигательная активность, занятия спортом
Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности очень высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. Сегодня дети все больше времени проводят в статическом положении (за столом, экраном телевизора, компьютерными играми). Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития координации движений, быстроты…
Спортивные уголки дома (обязательно наличие мяча, использование физических упражнений (помнить о нерекомендуемых упражнениях для детей дошкольного возраста, подвижных игр на прогулке и дома.
- гигиенические условия
Ребенку необходимо усвоить все основные гигиенические навыки, понять их важность и привыкнуть систематически выполнять их правильно и быстро. Лучше всего подать личный пример (уход за зубами дважды в день, мытье рук, подмывание, купание, смена белья).
- профилактика плоскостопия, нарушения зрения, искривления позвоночника
Необходимы посещение врачей специалистов, физические упражнения по предупреждению плоскостопия, нарушения осанки и зрения.
- личный положительный пример родителей
Родителям следует помнить о том, что они являются примером для подражания во все периоды жизни для их малыша, и от того как поведет себя мама или папа в той или иной ситуации зависит поведение и построение жизненных принципов ребенка. ителей
- психологический микроклимат семьи
- любовь
- внимание
- взаимопонимание
- согласованность действий взрослых
- умелое наказание
- справедливое требование
Инструктор делает вывод:
По-настоящему счастлив тот ребенок, который окружен заботой и вниманием со стороны любящих людей. Только в этом случае в его поведении будут преобладать положительные эмоции, он будет смотреть на мир добрыми глазами. Ребенок чувствует себя защищенным, когда рядом есть взрослые, помогающие идти по жизни, прививающие ему достойное поведение, предостерегающее от дурных поступков.
Вот, что у нас получилось.