Елена Баркалова
Влияние семейного воспитания на здоровый образ жизни дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование здорового образа жизни не осуществляется по частям и только лишь на основе знаний о нем, а носит целостный характер. Процесс формирования валеологических качеств дошкольников должен осуществляться также и вне дошкольного учреждения.
Образ жизни семьи, их моральный облик, манера поведения и привычки очень сильно влияют на формирование взглядов и убеждений ребенка. Любые изменения, которые происходят в образе жизни семьи, отражаются в деятельности и поведении воспитанников.
Темочки:
Тяжело переоценить роль семьи в формировании и совершенствовании духовного мира личности. В процессе семейного воспитания дети проходят первую школу морали, получают первые уроки жизни, приобретают навыки поведения, представления об окружающем мире и усваивают первоначальные знания о нем.
Следовательно, в семье формируется характер личности, также вырабатываются вкусы и привычки здорового образа жизни, манера безопасного поведения. Ребенком осваиваются общечеловеческие нормы морали, ценности в процессе взаимодействия с близкими людьми, санитарно-гигиенические привычки, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире, направленность личности, т. е. определяется сфера наиболее значимых для человека ценностных ориентаций и установок.
Духовное же общение является характерной особенностью семьи как особой психологической общности. Особенности общения между родителями и детьми, мужем и женой, старшими и младшими детьми, супругами и их родителями способствуют созданию специфической морально-психологической атмосферы, которая благоприятствует формированию субъективно-личностного, в том числе эмоционального отношения ребенка к действительности, овладению социальным опытом.
Современная политическая и социально-экономическая ситуация, которая привела к глубинным изменениям в семьях, в общественном и индивидуальном сознании людей, процесс демократизации, возрождения национального самосознания родителей и детей требуют уточнения традиционных взглядов на проблему семейного воспитания и его такого аспекта как образ жизни. Особенностью воспитания является то, что часто приходится воспитывать ребенка, учась на собственных ошибках и просчетах.
Как специфический вид деятельности прямое влияние на развитие ребенка оказывает семейный досуг, так как духовную сторону досуга составляют элементы психологической направленности: духовные ценности, нравственные нормы, традиции, обычаи.
Понимание родителями возможностей совместного с детьми досуга, направленного на оздоровление каждого члена семьи, понимание родителями индивидуальных особенностей своих детей – неотъемлемая часть семейного воспитания. Есть семьи, которые часто выезжают за город на природу, активно занимаются физкультурой на свежем воздухе.
Практика показывает, что есть семьи, в которых все вопросы жизнедеятельности решают сообща. Существуют и другие семьи, где отношения дисгармонии не позволяют в полной мере духовно общаться, а, следовательно, неблагоприятно сказываются на общем и художественном развитии ребенка, его психоэмоциональном равновесии. Таким образом, деятельность родителей в свою очередь представляет собой выработку разумного отношения к организму ребенка, здоровью, привитие ребенку определенных санитарно-гигиенических навыков, любовь к физической культуре, спорту, ведение правильного здорового образа жизни.
Семейное воспитание ребенка, посещающего дошкольное учреждение не теряет своего значения, если оно согласовано с воспитанием, осуществляемым детским садом. Оно не только подкрепляет требования воспитателя, но и дополняет дошкольное воспитание, расширяет его.
Ценность в семье выступает основой общения, а семья – первичной ячейкой общества. Утверждаемые ценности воспитания – человеческие смыслы, передаваемые из поколения в поколение образцы культуры, образ жизни, запечатленные в теориях и системах, технологиях и способах педагогической деятельности. Следовательно, семья является исходным пунктом формирования ценностных ориентаций здорового образа жизни личности ребенка.
Первичную социализацию ребенок проходит именно в семье, усваивая ее основные ценности здорового образа жизни. Велика роль примера родителей и близких родственников. Ребенок подражает им, переживает вместе с ними различные события повседневной жизни, принимает на веру те нормы и принципы здоровьесохраняющей деятельности, мировоззренческих представлений о здоровом образе жизни, которыми руководствуются окружающие его люди.
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения значительно обогащает воспитательную атмосферу среды, вскрывает потенциальные возможности целенаправленного формирования валеологических качеств личности в том случае, если взаимодействие протекает в целесообразных формах и если форма взаимодействия изменчива, подвижна и зависит от содержательной стороны контактов между д/у и семьей.
Успешное формирование здорового образа жизни неразрывно связано с процессом формирования у дошкольников валеологических умений, навыков и привычек в условиях дошкольного и семейного воспитания. Овладение ими в конечном итоге обеспечивает определенную степень совершенства в соблюдении правил и норм безопасного для жизни поведения. Таким образом, процесс воспитания и обучения в детском саду, а также семейное воспитание должны оказать существенное опосредованное и непосредственное влияние на формирование здорового образа жизни у дошкольников.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.
Очевидна значимость формирования у детей дошкольного возраста определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Проблема здоровья детей всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка-дошкольника. В частности, в условиях системного рассогласования отношений человека с внешней природной средой необходим пересмотр педагогических путей и условий валеологического воспитания детей. В силу этого возникает потребность в создании гибких социально-педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания личности в условиях государственных воспитательно-образовательных учреждений. Использование педагогами данных технологий позволит сформировать основы здорового образа жизни, развить у ребенка чувство сопереживания другим людям, определенные навыки саморегуляции, позволяющие предупреждать девиантное поведение.
Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства.
Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.
Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. Педагоги недооценивают роль семьи и не стремятся объединить с родителями усилия для развития и воспитания детей, поэтому не налаживают надлежащим образом обратную связь, не используют в полной мере влияние семьи на воспитание ребенка.
Современная педагогическая наука располагает многочисленными свидетельствами, подтверждающими то, что веками вызревало в народной практике воспитания, прогностически отмечалось в трудах выдающихся мыслителей прошлого, а именно: бесспорный приоритет семейного воспитания в развитии личности ребенка (К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и др.).
Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе.
Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Большое значение при этом уделяется формированию физической культуры личности как значительной части общечеловеческой культуры.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
В теории и практике разработано множество различных формулировок, определяющих понятие здоровья. Официальным определением можно считать дефиницию, принятую Всемирной организацией здравоохранения и записанную в ее уставе. В соответствии с данным документом, здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Основой педагогической модели по формированию здорового образа жизни является на наш взгляд, воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе. Для этого будет необходимо решить следующие задачи:
• создать развивающую среду – пространство самореализации;
• помочь ребёнку накопить необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья;
• сформировать через активную деятельность здоровый организм ребенка его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям;
• стимулировать дошкольника включиться в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности;
• направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма ребенка;
• формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья.
Педагогическая технология формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста – это специальным образом организованный педагогический процесс, позволяющий ребенку получить элементарные анатомические и медицинские знания о собственном организме; целенаправленно и гарантированно обеспечивающий сохранение, поддержание, укрепление и наращивание здоровья его субъектов в единстве всех его составляющих в ходе их взаимодействия в учебно-воспитательных ситуациях.
Разработанная модель организации работы ДОУ № 22 г. Альметьевска по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников представляет собой планомерное, последовательное и целенаправленное взаимодействие, включающее три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: взаимодействие с педагогами, с родителями и с детьми в данном направлении.
Алгоритм взаимодействия выглядит следующим образом.
1) Самосовершенствование педагогов: перестройка мышления на
здоровый образ жизни; пополнение собственного багажа теоретических знаний (анатомия, физиология, психология, теория и методика физического воспитания, гигиена и др.); овладение оздоровительными системами и технологиями в области физической культуры; приобретение и закрепление практических навыков здорового образа жизни (зарядка, водные закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений и т. п.).
2) Работа с родителями включает: проведение теоретико-практических семинаров по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, релаксация, дыхательные системы и т. д.); практических семинаров; семейных соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья»; дней открытых дверей и других мероприятий.
3) Работа со старшими дошкольниками по здоровьесбережению включает : формирование адекватных представлений об организме человека (о строении собственного тела); осознание самоценности своей и ценности жизни другого человека; формирование потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни; привитие навыков и гигиены, первой медицинской помощи, умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков; умение сочувствовать, сопереживать.
Только совместная деятельность педагогов, родителей и детей может дать значимый результат.